Почему специализация полезна
Настольная книга журналиста
Составлена профессиональными журналистами Соединенных Штатов Америки и Европы
О книге
Как стать хорошим репортером, пишущим об экономике? Пожалуй, не существует одного-единственного верного способа. Одни, не имея даже специального экономического образования, становятся прекрасными бизнес-репортерами или редакторами, в то время как другие, потратившие годы на изучение предмета, не обладают журналистским мастерством и видением ситуации.
Эта книга явилась результатом труда по обучению журналистов, пишущих об экономике IREX. Во время шестимесячного проекта интерес наших коллег из стран Балтии к основам журналистики стал очевиден. Их повторяющиеся вопросы были не только о бизнесе и экономике, но и о хитростях журналистского мастерства, используемых всеми репортерами без исключения:
· Что такое специализация, и как работать в узкой области?
· Как найти темы для статей?
· Когда брать интервью, и как разговорить собеседника?
· Какая разница между репортажем и аналитикой?
· Как писать более интересно и эффективно?
Данная книга содержит ответы на эти и многие другие вопросы. Мы надеемся, что она будет полезна не только нашим коллегам из стран Балтии, но и журналистам из других демократических стран.
Хотим сразу предупредить: если не существует одного-единственного способа стать журналистом, то не существует и одного-единственного правильного метода работы репортера. Наши газеты и журналы различны по тиражу, по тематике. И методы работы журналиста в разных странах тоже различны. Предложения и советы, собранные в данной книге, следует рассматривать только как методы работы, практикуемые в Соединенных Штатах. Не все идеи, предложенные здесь, найдут применение в ситуациях, в которые может попасть журналист. Поэтому мы призываем читателей выбрать наиболее полезные для них предложения.
Важно также заметить, что американский стиль журналистики основан на объективности в работе репортера, в то время как журналистика в Западной Европе часто допускает принятие какой-либо точки зрения в статье или репортаже. Нельзя считать, что один или другой метод подачи публике новостей лучше или хуже, но читатель данной книги должен иметь в виду, что методы изложенные в ней, основаны на американской модели.
Дэвид Эверетт,
Корреспондент в Вашингтоне, Детройт Фрии Пресс
Июнь 1995
Специализация. Что это такое?
В западной журналистике область тем, за которую отвечает, или в которой специализируется журналист, называется «beat» (специализация). Профессиональный журналист всегда знает, что происходит в области его специализации.
Специализация — это то, о чем пишут журналисты изо дня в день. Практически в любой газете есть разделы криминала или политики. Могут быть темы, посвященные религии, спорту или обзору фильмов. Иногда встречаются темы, посвященные, например, последней моде среди подростков или проблемам демографии и т.д.
Почему специализация полезна
Специализация в новостях хороша тем, что достаточно широкий круг проблем, интересных публике, изучается изо дня в день. К тому же большинство «эксклюзивных» статей и новостей (которых нет больше ни у кого) пишется именно репортерами, специализирующимися в той или иной теме. Секрет большинства таких статей прост: волка ноги кормят. Успешные репортеры обращают внимание на все стороны своей специализации. Они постоянно встречаются и беседуют с «ньюсмэйкерами», то есть своими осведомителями, источниками информации, в области своей специализации. Хорошие репортеры постоянно натыкаются на своем пути на что-то интересное. Те же, кто не хотят «работать ногами», никогда не становятся хорошими репортерами и кончают свою карьеру на задворках редакции.
Здоровый скептицизм
Сколько репортеров — столько и способов работы в своей специализации. Но есть одно хорошее правило: беседуйте с как можно большим числом людей. Разговаривайте со всеми: и с президентом страны, и с простым дворником — у каждого есть информация, которая может пригодиться репортеру.
Репортеры обязаны беседовать с официальными лицами настолько часто и откровенно, насколько это возможно, потому что достаточно часто в основе большинства новостей лежат официальные заявления. Однако репортер также обязан найти другой источник, который может дать дополнительную информацию по интересующему вопросу. Хотя пресс-релиз может показаться вам наиважнейшей частью вашей статьи, на самом деле это всего лишь отправная точка для поиска информации.
Официальные источники, безусловно, полезны, поскольку дают доступ к высшим чиновникам в сфере вашей специализации. Но им есть, что терять, в случае, если их начальник будет плохо выглядеть в прессе. Это означает, что их информация чаще всего является предвзятой и неполной. Ушлый репортер не доверяет так называемым «экспертам», которые «объясняют», почему их босс так успешно провел теледебаты (в которых на самом деле он проиграл), или почему огромный дефицит городского бюджета не так уж и плох, как кажется. Без здоровой доли скепсиса репортер потеряет доверие читателей, и что тоже немаловажно — источников информации.
Хороший репортер всегда чувствует, когда источник информации приукрашивает действительность. Например, некая фирма утверждает, что для них оборот в 1 миллион долларов является прекрасным результатом работы. Однако если репортер вспомнит, что в прошлом году оборот данной фирмы был в два раза больше, то придет к выводу, что прибыли фирмы снизились на 50% по сравнению с прошлым годом. Или банк может заявить, что за прошлый год его капитал вырос на 200 процентов. Для новичка это звучит ошеломляюще. Но для опытного банковского репортера совершенно ясно, что подобный бурный рост может означать, что у банка есть проблемы.
Любой репортер, обнаруживший, что официальное лицо приукрашивает действительность или даже врет, обязан снова встретиться с ним и твердо и настойчиво потребовать ответить за дезинформацию. Большинство официальных лиц, пойманных на ошибке или обмане, в следующий раз отнесутся к вам и вашему профессионализму с должным уважением и вряд ли станут в очередной раз дезинформировать вас.