Расчёт потребности в грузоподъёмных и транспортных механизмах
Исходя из ассортимента представленных товаров и площади склада, можно сделать вывод, что для погрузочно-разгрузочных работ нам будет необходим вилочный погрузчик. Погрузчики (электропогрузчики, автопогрузчики) относятся к механизмам, совмещающим горизонтальное и вертикальное перемещение грузов и используемым на перегрузочно-транспортных складских работах. К ним относятся автомобильные погрузчики и электрические погрузчики – машины периодического (цикличного) действия.
Автомобильные погрузчики, в свою очередь, делятся на бензиновые, газовые и дизельные погрузчики. По сравнению с электрическими погрузчиками они имеют гораздо больший радиус действия, высокую энергоёмкость и автономность, поэтому могут применяться на отрытых складах большой площади. Но их применение ограничено в закрытых складских помещениях из-за выхлопных газов и повышенной пожарной опасности. В закрытых складах, как правило, используются электрические погрузчики различных видов.
В зависимости от характера перерабатываемых грузов погрузчики оснащаются различными съемными грузозахватными приспособлениями: крюками, вилами, грейферами, ковшами, крановыми стрелами, штырями. Наиболее распространены на складских работах универсальные вилочные погрузчики, т. к. большинство операций связано с погрузкой, разгрузкой, перегрузкой и перемещением контейнеров, а также различных поддонов с грузами.
На данный момент в разных странах выпускается большое количество различных моделей погрузчиков. В нашей стране большое распространение получили электрические, бензиновые и дизельные вилочные погрузчики импортного производства. Отечественные, болгарские, китайские, шведские и японские погрузчики работают на складах по всей стране.
Вилочные погрузчики удобны и просты в эксплуатации. Их грузоподъемность, в зависимости от модели, составляет от 0,25 до 18 т, средняя производительность – от 20 до 80 т/ч. Скорость движения с грузом – от 4 до 20 км/ч (зависит от гладкости проезжей части), без груза до 35 км/ч. Скорость подъема груза – 4–10 м/мин. Разновидностью этих погрузчиков являются электропогрузчики и автопогрузчики с выдвижной боковой грузоподъемной рамой и вилками грузоподъемностью 3–5 т, предназначенные для перегрузочно-транспортных работ с длинномерными материалами [30].
На складе будет использоваться вилочный электропогрузчик Balkancar EB 687.22, который имеет следующие эксплуатационные характеристики [11]:
Таблица 18. Характеристики электропогрузчика
Характеристика | Единица измерения | Значение |
грузоподъемность | кг | |
высота подъема | мм | |
радиус поворота – внешний | мм | |
скорость движения с грузом | км/ч | |
скорость подъема груза | м/с | 0,28 |
собственная масса | кг | |
Аккумуляторы (напряжение / емкость) | в/А-ч | 80/210 |
шины | - | пневматические |
длина до спинки вил | мм | |
ширина | мм | |
высота | мм |
Рисунок 4 – Электропогрузчик BalkanCar
Поскольку для хранения лакокрасочных материалов используется склад закрытого типа, то целесообразно использовать электропогрузчик. Также на складе не планируется размещать грузопакеты вместимостью более 1 т, значит данный погрузчик отвечает требованиям работы склада.
Количество грузоподъемных машин, необходимое для выполнения соответствующего объема погрузочно-разгрузочных и складских работ, определяется по формуле (27) [11]:
m=Qс /(ПФ* T) (27)
где Qс – суточный грузооборот, т;
ПФ – фактическая производительность машины периодического действия, т/ч;
T – время работы механизма за сутки (Т = 8 – продолжительность одной смены), ч.
Суточный грузооборот находится следующим образом [11]:
Qс =Qгруз / 300, т (28)
где Qгруз – годовой грузооборот, т;
300 – режим работы склада в год, раб. дней/год.
Таблица 19. Суточный грузооборот материалов
Наименование | Годовой грузооборот, т | Суточный грузооборот, т |
Краска вододисперсионная белая | 0,8 | |
Олифа комбинированная | ||
Белила титановые | 0,4 | |
Сурик железный | 0,96 | |
Эмаль белая | 1,2 | |
Всего | 7,36 |
Фактическая производительность машины определяется по формуле (29) [5]:
ПФ = П * Кгр * Кв, т/ч (29)
где П – теоретическая производительность машины, т/ч;
Кгр – коэффициент использования машины по грузоподъемности (Кгр =0,8);
Кв – коэффициент использования машины по времени (Кв =0,45).
Теоретическую производительность определим по формуле (30) [5]:
П=Qгр * Ц, т/ч (30)
где Qгр– грузоподъемность подъемно-транспортных машин, т;
Ц – количество циклов в час.
Количество циклов рассчитываем по формуле (31) [5]:
Ц=60/ Тц, раз (31)
где Тц – продолжительность цикла работы подъемно-транспортного оборудования (Тц = 15 мин), мин.
Ц = 60/15 = 4 раза;
П = 1*4 = 4 т/ч;
ПФ = 4*0,7*0,6 = 1,68 т/ч;
m = 7,36 / (1,68*8) = 0,54 шт.
Таким образом, принимаем количество вилочных погрузчиков равное 1.
Расчет площади, занятой подъемно-транспортным оборудованием производится по формуле (32) [5]:
fоб =l*b* nоб , м2 (32)
где l – длина машины (без вил), м;
b – ширина машины, м;
nоб – количество машин.
fоб = 1,84 * 0,96 *1 = 1,77 м2
Площадь, занятая подъемно-транспортным оборудованием равна 1,77 м2