СМИ в системе креативных индустрий. и признание за продуктами культуры свойств товара, созданного для получения прибыли.
и признание за продуктами культуры свойств товара, созданного для получения прибыли.
Для развития концепций индустрии СМИ это положение имело огромное значение, поскольку признало продукты творческого труда, в том числе и журналистского, товарами, созданными для реализации и получения доходов. В результате осмысление самого процесса производства СМИ возможно только при осмыслении логики товарного производства и обмена. В случае индустрии СМИ применение экономической логики приводит к выявлению еще более сложных механизмов функционирования, поскольку наиболее прибыльной деятельностью в медиаиндустрии является организация и продажа рекламодателям доступа к аудиториям. Следовательно, параллельно с процессом приобретения содержанием свойств товара, произведенного для продажи, в индустрии СМИ происходит процесс приобретение аудиторией СМИ свойств товара, превращения ее самой в товар — так называемый процесс коммодификации аудитории (см. 3.2).
Таким образом, в условиях потребительского капитализма индустрия СМИ превращается в центр культурных индустрий, и наряду с выполнением политических, идеологических, образовательных, культурных функций она становится важнейшим механизмом рыночных отношений, стимулирующим потребление и экономический рост. Современный подход к культурной индустрии предполагает понимание ее значительного качественного и количественного развития, расширения, умножения. Не случайно поэтому термин все чаще используется во множественном числе — культурные индустрии (cultural industries). При этом не сложилось единого, всеми признанного перечня культурных индустрий, и потому разные авторы включают в него разные сегменты экономики. Однако относительно их ядра, сердцевины сомнений нет, и большинство авторов согласны со следующим перечнем компонентов культурных индустрий:
■ реклама;
■ мода;
■ традиционные СМИ — газеты, журналы, ТВ, радиовещание;
■ книгоиздание, электронные книги;
■ киноиндустрия, видеопроизводство;
■ музыкальная индустрия, звукозапись;
■ производство онлайнового контента;
■ производство компьютерных игр;
■ спортивные зрелища;
■ массовые развлечения, парки развлечений.
Показательно, что для многих исследователей экономики СМИ, например для Р. Пикара, перечень этих компонентов почти полностью совпадает с перечнем сегментов формирующейся индустрии содержания (.content industry), которую он также предлагает рассматривать как основу современной индустрии свободного времени.
В обществе, где культурные индустрии заняты комплексным обслуживанием свободного времени людей, особое значение приобретает понятие образа и стиля жизни, которое интегрирует сферы материального и нематериального потребления. При этом реклама нацеливается на выстраивание долгосрочной коммуникации между производителем и потребителем, а контент-продукты культурных индустрий начинают не только организовывать и сопровождать рекламные (маркетинговые) коммуникации, но и формировать стиль потребления. Определение культурных индустрий трактуется широко и относится ко всем механизмам формирования образа и стиля жизни. Не случайно почти полное временное совпадение последней «версии культурных индустрий» с этапом концептуального господства постмодернизма. Сосуществование различных культур и стилей способствует их превращению в товар на глобальных рынках «образов жизни», подрывая тем самым основы классических форм идентичности.
Включение современных СМИ в сферу культурной индустрии — факт очевидный и бесспорный. Российский автор А. Долгин подчеркивает: «Понимая культуру как сферу производства/обращения символов и знаков, можно смело отнести не менее девяти десятых ее к коммерчески мотивированной деятельности. Сюда попадут индустрия развлечений и медиа (Е&М — Entertainment and Media), индустрии роскоши и вкуса, большая часть видов искусств (сценические и визуальные). Если же ориентироваться не на деньги, а на время потребления, доля культуры, спаянной с бизнесом, будет и того выше...»[14] (табл. 9).
Значение культурных индустрий для потребителя в условиях современного общества, основанного на информации и знаниях, несомненно растет. Очевидно, что потребительская экономика заинтересована в больших объемах рекламы, которая требует новых объемов медиакон- тента, большего числа его эффективных носителей, больше свободного времени и внимания со стороны аудитории. В эпоху информационного изобилия, заметного превышения предложения медиаконтента над спросом, возможности человеческого восприятия становятся все более ограниченными. Однако постоянно производимый СМИ контент, рас-