Типовые решения по организации севооборотов 7 страница

Состояние сельскохозяйственных земель ухудшилось, снизился уровень почвенного плодородия, практически прекратились рабо­ты по ведению мониторинга земель и осуществлению контроля за рациональным использованием и охраной земель. В республике не используется около 280 тыс. га сельскохозяйственных угодий.

Форсирование земельного передела под давлением политичес­ких сил осуществлялось в Эстонии под руководством Земельного департамента как государственного органа по управлению земель­ными ресурсами. Отсутствие отдела землеустройства в структуре этого органа не позволяет осуществлять земельные отводы доста­точно обоснованно.

Анализ земельных реформ в странах Восточной Европы и Бал­тии позволяет сделать следующие выводы.

1. Во всех странах передел земельной собственности и разруше­ние (реорганизация) крупных сельскохозяйственных предприятий привели к снижению эффективности аграрного сектора.

2. На первом этапе земельных реформ превалировал более или менее единообразный политический подход, основанный на при­ватизации земельной собственности, насаждении мелкотоварных фермерских хозяйств с увеличением числа земельных собственни­ков, разрушении государственных и кооперативных предприятий в ущерб экономической эффективности производства. Частично теоретической основой таких преобразований был принцип «шо­ковой терапии».

3. Во всех странах был нарушен принцип устойчивости земле­пользования, в короткие сроки осуществлен переход к новой структуре землевладений и землепользовании со значительным удельным весом мелких крестьянских хозяйств площадью до 5 га (табл.7). При этом страны, сохранившие в основном крупные хо­зяйства (Чехия, Словакия, частично Венгрия, Болгария), имеют объективно лучшие условия для выхода из аграрного кризиса и менее болезненно перенесли последствия земельного передела.

4. Первоочередной задачей земельной реформы считались из­менение законодательства, создание систем земельной регистра­ции и земельного кадастра с целью закрепления и охраны прав новых собственников. При этом повсеместно нарушались требо­вания землеустройства, вследствие чего недостатки землепользо­вания (парцелляризация, нарушение природоохранных норм, раз­рушение мелиоративных систем, чересполосица, дальноземелье и др.) приняли массовый характер.

Опыт земельных реформ в регионе лишний раз подтвердил, как важно исходить не из идеологических шаблонов, а из реальных по­требностей экономики и общепризнанных правил землеустройства.

7. ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Большое значение при реализации земельной политики в за­падноевропейских странах имеют меры экономического характе­ра — налогообложение, субсидирование, кредитование. Основу земельных отношений в этих странах составляет частная соб­ственность на землю, на которой в основном базируется (за неко­торыми исключениями) и фермерское хозяйство. Эта система сло­жилась еще в XIX в. под влиянием французской революции 1789 г.

Отмена феодальных привилегий и последующие реформы сде­лали крестьян — основных производителей сельскохозяйственной продукции — частными собственниками своих земель. Формально частная собственность на землю отсутствует лишь в Великобрита­нии, где аналогичный статус обозначается как поместье, наследу­емое без ограничений, что фактически подразумевает абсолютное право владения землей, несмотря на то, что формально она при­надлежит государству. Развитие этой системы позволило в странах Западной Европы решить ряд вопросов:

создать новый социальный слой фермеров за счет разрушения феодального землевладения;

обеспечить защиту и личную независимость фермеров, по­скольку они могут свободно распоряжаться землей и произведен­ной продукцией;

увеличить производительность сельского хозяйства за счет по­вышения заинтересованности фермерства в росте производства;

предоставить фермерам возможность получения под залог зем­ли, находящейся в собственности;

обеспечить фермеру свободу действий в отношении использо­вания земли, передачи ее в аренду, по наследству и т. д.

Приобретение крестьянами права собственности на землю осу­ществлялось по-разному; использовались методы частичной экс­проприации земель, экономического регулирования землевладения и землепользования (за счет дифференцированного налогообложе­ния, субсидирования и др.), законодательные акты, ограничивающие максимальный размер землевладения. В конце концов в большин­стве стран региона (Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерлан­ды, Швеция и др.) возник свободный рынок земельных ресурсов, цены на котором определяются спросом и предложением.

Есть, однако, страны (например, Германия), где рынок сельско­хозяйственных угодий находится под контролем государства. Глав­ная цель такого контроля — предотвращение спекулятивных сделок с землей. Учитывая, что интересы покупателя и продавца в отношении цены земли не совпадают (покупатель стремится к тому, чтобы цена приближалась к стоимости земли с низким уровнем продуктивности, а продавец ожидает назначение максимальной рыночной цены), правительство Германии приняло решение, что все соглашения о це-

нах ниже 150 % средней стоимости земли аналогичного качества, ко­торые были назначены другими фермерами, не противоречат закону (Липски Э. Э. Роль налогообложения и кредитования фермеров в зе­мельных реформах и в системах землепользования в странах ЕЭС. Доклад на семинаре ФАО. - М.: ВАСХНИЛ, 1991. - С.7).

Большое значение имеют работы по комассации (объедине­нию) земельных угодий с целью укрупнения земельных участков фермеров, сведения их в крупные массивы и сокращения их чис­ла, а также землеустроительные работы по укрупнению ферм. Это объясняется политикой государства, направленной на поддержку фермеров, число которых постоянно уменьшается. Так, по статис­тическим данным, в Германии ежегодно исчезает 16,7 тыс. фер­мерских хозяйств, хотя лишь 0,1 % из них ликвидируется в резуль­тате банкротства.

В Швеции за период с 1950 по 1990 г. число землевладений со­кратилось с 300 тыс. до 98 тыс., а средний размер обрабатываемых земель, приходящихся на одно землевладение, увеличился с 12 до 27 га. В 90-е годы количество фермеров сократилось еще на 20 %.

К основным инструментам регулирования земельных отноше­ний в странах Западной Европы относятся налогообложение, кре­дитование и субсидирование. Фермеры платят подоходный налог, земельный налог (или налог на недвижимость), на переход зе­мельной собственности или недвижимости к другому лицу и на прирост капитала (недвижимости).

Политика взимания подоходного налога различна. Так, в Герма­нии, Бельгии, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурге для сельс­кохозяйственных предприятий имеется особое законодательство по удержанию подоходного налога, отличное от промышленных пред­приятий. В основе исчисления налога лежат расчетные данные или материалы бухгалтерского учета. Этот налог обычно имеет прогрес­сивный характер, и его ставка зависит от доходов фермы, но, как правило (особенно для мелких ферм), очень невысока.

В других странах (Дания, Нидерланды, Великобритания) законо­дательство по подоходному налогу не признает особого статуса сель­ского хозяйства, налоговые декларации фермеров принимаются на общих основаниях (хотя они и имеют ряд специальных льгот).

В большинстве стран земельный налог относится к категории местных налогов; он взимается с земли (со строениями или без них). Экономическое положение лица (его общий доход) при этом не учи­тывается. Базой налогообложения, как правило, служит стоимость земли, определяемая в зависимости от качества сельскохозяйствен­ных угодий и с учетом рыночных цен. Методика оценки в разных странах далеко не одинакова. Например, в Германии, Франции, Италии, Бельгии фермеры оказываются в благоприятном положе­нии, так как оценочные нормативы не меняются длительное время и налог взимается с цены земли, намного уступающей рыночной.

Напротив, в Дании и Швеции землю для целей налогообложе-

ния регулярно переоценивают с учетом спроса и предложения. В Великобритании земельный налог традиционно мал, но здесь выше налоги на переход недвижимости в другие руки и налог на прирост капитала.

Большое значение в странах Западной Европы имеют системы кредитования и субсидирования фермеров, а также различные правительственные программы поддержки фермеров (или их кре­дитования). Развитая банковская система (кредитные банки, бан­ки сельскохозяйственной ренты, банки кредитования поселков и земельной ренты, кооперативные банки, сберегательные банки, земельные и крестьянские банки и т. д) облегчает заемщику поиск наиболее удобной для него формы кредита.

При проведении земельной политики, разрешении земельных споров, регистрации землевладений и землепользовании, охране земельных прав важную роль играют земельные суды.

В целом в регионе преобладают фермерские хозяйства неболь­ших размеров по земельной площади с малым числом занятых ос­новных работников (табл. 8).

Благодаря высокой интенсификации и специализации произ­водства, прекрасной технической оснащенности, использованию новейших достижений научно-технического прогресса эти хозяй­ства добиваются высокой экономической эффективности и кон­курентоспособны на мировых рынках.

Но и в таких условиях государственная поддержка очень важна. Суммарные затраты по возделыванию культур на 1 га обрабатыва-

емой площади из-за избыточной технической оснащенности (каждый фермер хочет быть независимым и иметь свою технику), высоких цен на энергоносители очень велики. Снижение себесто­имости продукции оказывается возможным только при высокой урожайности культур, но ее увеличение ограничивается необходи­мостью воспроизводства почвенного плодородия и другими эко­логическими нормативами.

Таким образом, в странах Западной Европы:

в основе земельной политики лежат охраняемые законом ста­бильные отношения собственности на землю, что делает фермера лично заинтересованным в увеличении производства продукции и росте плодородия почв;

земельная политика всегда опирается на адекватный экономи­ческий механизм ее реализации (включая налогообложение, кре­дитование, субсидирование);

периодически производится корректировка земельного законо­дательства, что обеспечивает комплексное решение назревших проблем;

действует мощная и хорошо отлаженная инфраструкрура, включающая как государственные, так и частные учреждения, предприятия, организации (земельные банки, земельные суды, зе­мельные биржи, землеустроительные службы, информационные системы, налоговые инспекции, регистрационные бюро, различ­ные земельные агентства и т. д.).

Анализ роли землеустройства в ходе земельных реформ позво­ляет сделать следующие выводы.

1. На всех исторических этапах общественного развития земле­устройство является орудием в руках государства, предназначен­ным для укрепления прав собственности на землю и организации ее использования в интересах господствующих классов, проведе­ния в жизнь государственной земельной политики.

2. Успех земельных реформ обеспечивался только в тех случаях, когда государство создавало новые или укрепляло существующие землеустроительные органы, создавало соответствующую законо­дательную базу, осуществляло финансирование землеустройства и подготовку кадров.

3. Преследуя первоначально чисто технические и юридические цели по измерениям, отводам, отграничению земель и закрепле­нию прав земельной собственности, землеустройство в последую­щем перерастает в сложное и многогранное социально-экономи­ческое явление. Экономические интересы землевладельцев и зем­лепользователей удовлетворяются не только путем закрепления и охраны их прав. Закономерно возникают вопросы, связанные с плодородием и местоположением земель, конфигурацией, соста­вом угодий и т. д. Тем самым землеустройство приобретает орга­низационно-хозяйственное содержание и начинает непосред­ственно влиять на экономику устраиваемых хозяйств.

4. Землеустройство как инструмент экономической и аграрной политики государства подкрепляется, как правило, другими эконо­мическими, организационными и техническими мерами: инвести­ционной политикой, экономическим и политическим стимулиро­ванием, организацией переселения, мелиорацией земель и т. д.

8. ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В условиях рынка содержание и задачи землеустройства сущест­венным образом изменяются. Земля становится не только главным средством производства, пространственным базисом, природным ре­сурсом, но превращается также в объект недвижимого имущества и в товар. Возникают новые функции землеустройства, в том числе:

формирование рыночного земельного фонда с установлением местоположения, площадей и границ земельных участков, опреде­лением их качественных и стоимостных характеристик;

оценка всех земель, установление спроса и предложения на землю и отслеживание динамики земельного рынка;

осуществление операций с землей (разделение, объединение, предоставление, изъятие и др.), выдача документов, удостоверяю­щих права на землю;

регистрация земельных сделок;

обеспечение реализации прав собственности на землю эконо­мическими и правовыми мерами, определение особых режимов и условий использования земли;

подготовка необходимой информации при передаче прав соб­ственности, налогообложении, применении мер экономического стимулирования и экономических санкций.

Включение земли в товарный оборот требует создания законо­дательной (правовой) и экономической базы, сложной инфра­структуры земельного рынка (регистрационных и кадастровых бюро, земельных банков, земельных судов и т. д.), реорганизации системы земельного кадастра, мониторинга земель и землеустрой­ства. Расширяется состав землеустроительных действий, усложня­ются землеустроительный процесс и документация, изменяются цели землеустроительной службы, ее функции и задачи, возникает необходимость в подготовке, переподготовке и повышении квали­фикации кадров.

Для упорядочения рыночных земельных отношений, предотвра­щения недостатков землевладений и землепользовании, парцелля-ризации земельных участков, проведения торговых и иных опера­ций с землей создается рыночный земельный фонд. При этом все операции, связанные с куплей-продажей земельных участков, пере­делом земельной собственности, образованием новых и упорядоче-

нием существующих землевладений и землепользовании, предо­ставлением и изъятием земель, устройством их территории, долж­ны обязательно базироваться на проектах землеустройства.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое земельная собственность и из каких элементов она складывается?

2. Каковы основные виды земельной собственности?

3. Что такое сервитут? Перечислите основные их виды.

4. Чем отличается право земельной собственности от права землепользования?

5. Назовите землеустроительные действия, связанные с образованием и пере­распределением земельной собственности.

6. Чем отличается конфискация земель от их экспроприации? Что такое наци­онализация и приватизация земель?

7. Какие методы использовались при осуществлении земельных реформ за рубежом?

8. Какое значение имело землеустройство в ходе проведения земельных реформ?

9. Как изменяется содержание землеустройства в условиях рыночной экономики?

Глава IV

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Как было показано в предыдущей главе, землеустройство — это составная часть экономической системы общества и представляет собой сложный, многогранный процесс, зависящий от характера производственных отношений, форм собственности на землю и другие средства производства. Из этого общего положения выте­кают следующие выводы:

экономическая эффективность землеустройства должна оцени­ваться исходя из системы экономических взаимосвязей и соответ­ственно требует системы оценочных показателей;

необходимо учитывать, с одной стороны, коллективные и лич­ные интересы землепользователей и землевладельцев, с другой — общественные интересы, что требует использования как хозрасчет­ного (коммерческого), так и народнохозяйственного (бюджетного) подхода при определении экономической эффективности;

поскольку земля является элементом окружающей природной среды (биосферы), следует принимать во внимание условия вос­производства плодородия почв и экологические характеристики территории;

при расчете показателей эффективности важно вычленить эф­фект собственно землеустройства, сопоставив его с соответству­ющими затратами, обеспечив качественную однородность и ко­личественную сравнимость показателей по горизонтали и вер-

тикали (по различным хозяйствам, по составным частям и эле­ментам проекта и т. д.);

поскольку проекты землеустройства связаны с осуществляемыми на их основе проектами улучшения использования земли, водохо­зяйственного, производственного и дорожного строительства и т. п., нужен учет эффективности мероприятий, которые осуществляются в период до полного освоения проекта, затрат на формирование (по­полнение) основных и оборотных средств, сопряженных расходов, связанных с компенсацией потерь и охраной окружающей среды;

разрыв во времени (лаг) между осуществлением капитальных вложений и получением эффекта от них предполагает соизмере­ние платежей и поступлений, не совпадающих во времени.



При внутрихозяйственном землеустройстве за счет правильной организации территории, рационального использования земли создаются условия для выполнения производственной программы с максимальной эффективностью, улучшается использование всех средств производства. Данное положение подтверждается показа­телями работы землеустроенных и неземлеустроенных сельскохо­зяйственных предприятий (табл. 9; напоминаем, что все стоимост­ные показатели в данной книге, если прямо не указан другой по­рядок оценки, приводятся в ценах 1990 г.).

Землеустройство может рассматриваться в нескольких аспек­тах — по отношению к окружающей природной среде, к матери­альному производству и к обществу в целом. Соответственно его эффективность подразделяется на экологическую, производствен­но-экономическую и социальную (табл. 10).

Экологическая эффективность связана с необходимостью охра­ны природы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов; проявляется она прежде всего через влияние землеустроительных мероприятий на окружающую природную среду и характер использования земли. Здесь первоочередное зна­чение имеют рекультивация земель, их защита от эрозии, осуще­ствление природоохранных мер.

Производственно-экономическая (или просто экономическая) эф­фективность обусловлена влиянием организации территории на организацию производства и наоборот. Землеустроительные ре­шения должны способствовать созданию оптимальных пропорций производства, улучшению условий хозяйствования, что прямо сказывается на результативных показателях деятельности пред­приятий.

Социальная эффективность землеустройства характеризуется укреплением земельных отношений, стабильностью прав земле­пользования и землевладения. Она обусловлена значением земли как объекта социально-экономических отношений и направлена на улучшение социальных условий общественного воспроизвод­ства.

Экономическую эффективность землеустройства можно пони­мать двояко. В широком смысле она состоит в обеспечении раци­онального соединения труда, земли и других средств производ-

ства. Например, проекты межхозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий позволяют обоснованно ре­шать вопросы их оптимального размера, размещения, структуры производства, состава угодий. Проекты внутрихозяйственного землеустройства способствуют рациональной организации терри­тории и различных угодий в конкретном хозяйстве, созданию наи­лучших условий для развития экономики хозяйства и неуклонного повышения плодородия почв. Проект организации и устройства территории коллективного сада дает возможность технически и экономически правильно, юридически грамотно оформить отвод земель для этой цели.

В узком смысле слова эффективность землеустройства — это итог соизмерения получаемых за счет землеустройства результатов с вызвавшими их затратами.

Эффективность внутрихозяйственного землеустройства рас­сматривается в увязке с организацией производства на конкрет­ных предприятиях. Она заключается в такой организации терри­тории и использования земли, которая обеспечивает оптимальные темпы расширенного воспроизводства, рациональное построение и ведение хозяйства с целью полного использования внутренних резервов и повышения эффективности производства.

Различают абсолютную и сравнительную экономическую эф­фективность землеустройства.

Расчет абсолютной эффективности имеет целью выбор наибо­лее целесообразных направлений и объемов осуществления земле­устроительных мероприятий в народнохозяйственном комплексе, его отраслях и предприятиях.

При оценке сравнительной эффективности производится вы­бор наилучшего варианта осуществления конкретного мероприя­тия.

В отличие от экономического обоснования экономическая эф­фективность предполагает не только выбор наилучшего варианта проектного мероприятия, но и получение максимального эффекта по отношению к базису оценки (существующему положению или в сравнении с нормативами и т. д.).

С методологической точки зрения необходимо также различать фактическую и расчетную эффективность землеустройства. Опре­деление фактической эффективности производится, чтобы прове­рить отдачу осуществленных затрат, наладить систематический контроль за освоением проекта в процессе авторского надзора и в случае необходимости корректировать его. Расчетная (проектная) эффективность определяется при составлении и обосновании зем­леустроительных схем и проектов, а также осуществлении отдель­ных землеустроительных действий.

При определении фактической эффективности землеустрой­ства производится сопоставление фактической организации тер­ритории с намечаемой в ранее составленных проектах, а также

сравнение отчетных показателей с проектными и нормативными. Фактическая эффективность землеустройства позволяет опреде­лить его реальный результат, степень полезности для развития об­щественного производства. При осуществлении организационно-хозяйственных мероприятий она проявляется сразу же после пе­ренесения проекта в натуру и проведения на этой основе соответ­ствующей перестройки территории хозяйства (разбивки севооборотного массива на поля и рабочие участки, приспособле­ния их для эффективной работы сельскохозяйственной техники; размещения посевов культур на наиболее подходящих для них по­чвах; приближения трудоемких культур к хозяйственным центрам и т. п.).

Фактическая эффективность достигает своего максимума на момент полного освоения проекта, однако по годам его осуще­ствления в силу различия погодных условий может быть неоди­наковой.

При осуществлении мероприятий, связанных с дополнитель­ными капитальными вложениями или текущими затратами, фак­тическая эффективность землеустройства зависит от длительности периодов проектирования этих мероприятий, сроков строитель­ства и времени нормальной эксплуатации объектов. Судить о ней можно и по экономической эффективности мероприятий (мелио­рации, сельскохозяйственного освоения и коренного улучшения угодий, закладки многолетних насаждений, строительства поле­вых станов, дорог и т. д.), полностью или частично осуществляе­мых в период расчетного срока на основе рабочих проектов (про-ектно-сметной документации), разработанных в развитие основ­ного проекта.

Фактическая и расчетная эффективность могут не совпадать в силу следующих причин.

Во-первых, расчетная эффективность определяется на момент полного освоения проекта землеустройства по планируемым на его основе показателям урожайности культур, продуктивности животных, себестоимости продукции и т. д. Фактическая же эф­фективность зависит от складывающихся погодных условий, дру­гих природных и экономических факторов.

Во-вторых, расчетная эффективность опирается на всю систе­му мероприятий, связанных с капитальными вложениями, кото­рые предполагается осуществить к концу проектного срока, а фак­тическая слагается только из тех, которые к моменту проведения оценки полностью или частично осуществлены.

В-третьих, величина фактической эффективности зависит от реально затраченных средств, сроков ввода в действие различных инженерных сооружений, в то время как расчетная оценивается по укрупненным нормативам.

В-четвертых, если расчетная эффективность определяется на основе сопоставимых характеристик базисного и расчетного пери-

одов, то фактическая оценивается исходя из реальных условий производства.

Изложенные теоретические положения используются при обо­сновании любых конкретных проектов землеустройства.

2. КРИТЕРИЙ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Необходимость учета всей совокупности общественных, кол­лективных и личных интересов требует рассмотрения эффекта землеустройства с двух сторон: народнохозяйственной (бюджет­ной) и хозрасчетной (коммерческой). Из этого положения вытека­ет несколько важных выводов.

В народнохозяйственном аспекте землеустройство — это ин­струмент целенаправленного распределения земельного фонда страны в интересах всего общества по категориям, землепользо­вателям и землевладельцам, угодьям, а также регулирования деятельности предприятий различных отраслей в целях прове­дения в жизнь экономической и земельной политики государ­ства. В этом смысле землеустройство — неотъемлемая часть системы общественного производства, без которой невозможна рациональная организация любого предприятия. Землеустрой­ство необходимо при любых изменениях производства и терри­тории, таких, как:

образование, укрупнение, разукрупнение и реорганизация зем­лепользовании (землевладений) и их систем;

изменение специализации и концентрации производства;

внедрение прогрессивных форм землепользования, землевла­дения, систем ведения хозяйства, земледелия; осуществление ме­лиоративных, противоэрозионных и природоохранных мероприя­тий;

приведение существующей организации территории в соответ­ствие с новыми технологиями и т. д.

Хозрасчетная (коммерческая) эффективность отражает влия­ние намеченной проектом организации территории на эффектив­ность производства конкретных хозяйств или их самостоятельных хозрасчетных производственных подразделений.

Критерий эффективности внутрихозяйственного землеустрой­ства должен быть не только измерителем, дающим количествен­ную оценку организации территории, но в первую очередь харак­теризовать ее качественную сторону.

В сельском хозяйстве рост объемов производства наиболее точ­но выражается показателем валовой продукции. Определенное влияние на нее оказывает и землеустройство. Механизм этого влияния заключается в следующем.

Во-первых, при землеустройстве изыскиваются участки для

сельскохозяйственного освоения, трансформации угодий в более ценные их виды, а также их улучшения.

Во-вторых, объемы валовой продукции растут за счет вовлече­ния в производство неиспользуемых земель (распашки ненужных дорог, ликвидации меж, выявления свободных земель на террито­рии производственных центров и т. д.).

В-третьих, введение севооборотов, размещение культур на наи­более пригодных для них землях, по лучшим предшественникам, правильная организация кормовой базы, намечаемые при земле­устройстве, способствуют значительному росту урожайности сель­скохозяйственных культур, продуктивности животных.

В-четвертых, объем валовой продукции растет и вследствие предотвращения различного рода потерь. Так, например, за счет повышения производительности сельскохозяйственной техники, обеспечиваемого при правильной организации территории, зна­чительно сокращаются сроки полевых работ, в результате чего предотвращаются физические и биологические потери продукции вследствие осыпания зерна, полегания культур, неблагоприятных погодных условий. Сокращение расстояний перегона скота при правильной организации угодий и устройстве территорий паст­бищ обеспечивает рост продуктивности животных за счет сокра­щения потерь энергии, затрачиваемой на дальние перегоны к во­допою, на удаленные пастбища и обратно к летним лагерям и на фермы.

В-пятых, за счет проведения мероприятий по улучшению пло­дородия почв, дифференцированного размещения культур, на­правленного внесения удобрений, землевания, противоэрозион-ной защиты территории повышаются производительные свойства земли, ее экономическое плодородие, что также влечет за собой рост продуктивности угодий.

Вместе с тем применение показателя валовой продукции в ка­честве критерия оценки совокупного эффекта землеустройства не всегда удобно. При использовании его в натуральном выражении трудно сопоставить различные виды продукции. Стоимостное вы­ражение валовой продукции позволяет ликвидировать этот недо­статок, однако существующие методики ее расчета во избежание повторного счета по семенам и кормам и в целях учета отходов продукции после переработки нуждаются в совершенствовании.

Наши рекомендации