По длительности потребления
Ø товары длительного пользования (холодильник)
Ø товары кратковременного пользования. они потребляются за 1 или несколько случаев пользования (мыло, зубная паста)
Ø услуги – это объекты продажи в виде действий
По потребителю
Ø товары народного потребления. Они приобретаются и используются отдельными лицами и домохозяйствами
Ø товары промышленного назначения. Они приобретаются предприятиями с целью дальнейшего использования
Товары народного потребления делятся на основе привычек покупателей
Ø товары народного спроса
Ø товары импульсной покупки (жев. резинка, леденцы)
Ø товары для экстренных случаев (зонт, солнцезащитные очки)
Ø товары предварительного выбора
Ø товары особого спроса – обладающие специфическими характеристиками, имеют высокую ценность для потребителя (антиквариат)
Ø товары пассивного спроса
Товары производственного значения делятся на
Ø материалы и детали, использующиеся в процессе производства изделий и полностью потребляются за 1 или 2 цикла
Ø капитальное имущество
Ø вспомогательные материалы – объекты не присутствующие в готовой продукции
Ø деловые услуги (ремонт оборудования, консультационные услуги)
Концепция жизненного цикла товара
Жизненный цикл товара – модель изменения во времени отношения потребителей к товару.
Этапы жизненного цикла товара:
1) Разработка товара и выведение его на рынок. Большие затраты, медленный рост сбыта, небольшая прибыль или ее отсутствие, инвестиции велики.
2) Рост. Быстрый рост прибыли, цены стабильны, издержки снижаются
3) Зрелость. Характеризуется замедлением роста сбыта и стабильным объемом продаж. Это происходит, потому что большинство потребителей познакомились с данным товаром, а большинство конкурентов предлагает свою продукцию. Прибыль стабилизируется и снижается, потому что большинство средств тратится на борьбу с конкурентами.
4) Упадок
Происходит снижение сбыта и прибыли. Причины: появление принципиально новых товаров или изменение в маркетинговой среде. На этом этапе конкуренты начинают уходить с рынка. На данном этапе нужно принимать некоторые решения относительно производства товаров.
Разработка нового товара
Новый товар – это изделие, которое по сравнению с другими аналогичными товарами обладает возможностью выполнить новую или дополнительную функцию.
Основные этапы разработки нового товара:
1) формирование идей
2) отбор идей
3) разработка и проверка замыслов
4) разработка стратегии маркетинга
5) анализ возможности производства и сбыта
6) разработка товара
7) испытание в рыночных условиях
8) развертывание коммерческого производства
Формирование идей
На этом этапе идет поиск идей, при этом анализируются запросы потребителей.
Цель: разработать как можно больше идей. Основные источники идей: потребители, конкуренты, исследовательский отдел предприятия, торговый персонал, изобретатели или патентные учреждения.
Отбор идей
Рассмотрение или предварительный выбор идей. Выявляются или оцениваются непригодные. Идея товара – общее представление о возможном товаре. Идеи проверяются на их соответствие принципам и требованиям предприятия. Эксперты определяют, на сколько идея соответствует имиджу и целям фирмы, выявляют принципиальную возможность ее реализации.
Разработка и проверка замыслов
Замысел товара – это проработанный вариант идеи, выраженной в конкретных характеристиках товара.
Проверка замысла – выяснение, как потребители оценили новинку. Предлагается описание новинки и ее свойств, а потребители высказывают мнение о будущем товаре.