Методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе в рамках учебного курса
Лекции. Лекции являются ведущей формой учебных занятий по дисциплине «Планирование на уровне предприятия». Лекция предназначена для изложения преподавателем систематизированных основ научных знаний по дисциплине, аналитической информации о дискуссионных проблемах, состоянии и перспективах развития данной отрасли науки. Максимальный эффект лекция дает тогда, когда студент ведет конспект, а также заранее готовится к лекционному занятию: повторяет пройденный на предыдущем лекционном занятии учебный материал, просматривая свои записи (конспект), углубляет полученные на лекции знания по учебнику или по учебному пособию.
Правила ведения лекционного конспекта:
1. Стремиться не к дословной записи излагаемого преподавателем учебного материала, а к осмыслению услышанного и записи своими словами основных фактов, мыслей лектора; вырабатывать навыки тезисного изложения и написания учебного материала, веста записи «своими словами», вместе с тем, не допуская искажения или подмены смысла научных выражений. Определения, на которые обращает внимание преподаватель либо словами, либо интонацией, следует записывать четко, дословно. Как правило, такие определения преподаватель повторяет несколько раз или дает под запись.
2. Оставлять в тетради для конспекта лекции широкие поля, либо вести записи на одной странице. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем можно было бы вносить необходимые дополнения в содержание лекции из различных источников: монографий, учебных пособий, периодики и др.
3. Писать название темы, учебные вопросы лекции на новой странице тетради, чтобы легко можно было найти необходимые учебный материал.
4. Начинать каждую новую мысль, новый фрагмент лекции с красной строки; заголовки и подзаголовки, важнейшие положения, на которые обращает внимание преподаватель, а также определения выделять: буквами большего размера, чернилами другого цвета, либо подчеркивать.
5. Нумеровать встречающееся в лекции перечисления цифрами: 1, 2, 3… или буквами: а, б, в... Перечисления лучше записывать столбцом. Такая запись придает конспекту большую наглядность и способствует лучшему запоминанию учебного материала.
6. Выработать удобную и понятную для себя систему сокращений и условных обозначений. Это экономит время, позволяет записывать материал каждой лекции почта дословно, дает возможность сконцентрировать внимание на содержании излагаемого материала, а не на механическом процессе конспектирования. По окончанию лекции целесообразно дорабатывать ее конспект во время самостоятельной работы в тот же день, в крайнем случае, не позднее, чем спустя 2-3 дня после ее прослушивания. Это важно потому, что еще не забыт учебный материал лекции, студент находится под ее впечатлением, как правило, ясно помнит указания преподавателя, хорошо осознает, что ему непонятно из материала лекции.
Практические и семинарские занятия проводятся с целью углубить, систематизировать и закрепить у студентов знание той или иной теме учебной дисциплины, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала, сформировать навыки (умение) решать практические задачи в соответствующей сфере экономической деятельности. Кроме того, важная функция таких занятий, в отличие от лекционных, – контрольная. Преподаватель определяет степень усвоения учебного материала студентами посредством проведения текущего контроля. Максимальные возможности для такого контроля на практическом занятии предоставляют студенты, проявляющие на нем активность, формами которой являются доклады, выступления, дополнения к докладам и выступлениям, исправления неточностей и ошибок в выступлениях других студентов, вопросы к выступающим. В то же время, если докладчики и выступающие определяются, чаще всего, заранее и, среди прочего, не студентами, а преподавателем, то активность студентов при обсуждении докладов и обсуждений указывают на большую степень научной и учебной самостоятельности, чем можно было бы предположить, открывая тем самым новые возможности как для контроля студентов, так и перспективы организации их обучения.
Стратегия самостоятельной подготовки студента к практическим занятиям заключается в том, чтобы усвоить содержание всех вопросов лекции и практического занятия, обращая внимания на основные проблемы, выделенные преподавателем в ходе лекции либо на практическом занятии. Для этого необходимо, как минимум, прочитать конспект лекции и учебник, либо учебное пособие. Дополнительно можно выбрать вопрос для более глубокого изучения с использованием дополнительной литературы с тем, чтобы проявить это знание на практическом занятии.
Достаточно часто преподаватель для тематических практических и семинарских занятий поручает конкретным студентам подготовить выступление или доклад.
Для выступления целесообразно составить развернутый или краткий план (порядок выступления) после изучения и обобщения найденной по освещаемому вопросу информации в избранных студентом источниках. Другим видом подготовки являются тезисы (краткие или развернутые), предполагающие формулировку основных мыслей выступления, а не их порядок. Наиболее неуверенные в себе могут подготовить полный текст выступления. Тем не менее, излагать на занятии подготовленный вопрос лучше в свободной форме или наизусть, что требует больших усилий при подготовке, имея под рукой подготовленный текст. На практическом занятии от студента требуется постоянный самоконтроль, в том числе времени, отведенном на выступление. Не следует злоупотреблять временем. Достоинством оратора является стремление к лаконичности, но не в ущерб аргументированности и содержательности выступления. В целом выступление помогает лучшему закреплению учебного материала, вырабатывает навыки публичных выступлений, тренирует уверенность в своих силах.
На начало практического занятия преподавателем могут выносится доклады, имеющие целевое значение. Доклад – это публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Он отличается от выступлений большим объемом времени – 20-25 минут (выступления, как правило, ограничены 10-12 минутами). Доклад обычно посвящен более широкому кругу вопросов, чем выступление, или рассматривает свой предмет более подробно. Он задает общий тон и направление дискуссии на семинаре.
Типичная ошибка докладчиков в том, что они излагают содержание проблем доклада языком книги и журналов, который трудно воспринимается на слух. Устная и письменная речь строятся по-разному. Наиболее удобная для слухового восприятия фраза содержит 5-9 смысловых единиц, произносимых на одном вздохе. Это соответствует объему оперативной памяти человека. В первые 5 секунд доклада слова, произнесенные студентом, удерживаются в памяти его аудитории как звучание. Целесообразно поэтому за 5 секунд сформировать завершенную фразу. Это обеспечивает ее осмысление слушателями до поступления нового объема информации. Другая типичная ошибка докладчиков состоит в том, что им не удается выдержать время, отведенное на доклад. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо, накануне семинара прочитать доклад, выяснив, сколько времени потребуется на его чтение. Для удобства желательно прямо на страницах доклада провести расчет времени, отмечая, сколько ориентировочно уйдет на чтение 2-4 страниц и т.д. Завершение работы над докладом предполагает выделение в его тексте главных мыслей, аргументов, фактов с помощью абзацев, подчеркиванием, использованием различных знаков, чтобы смысловые образы доклада приобрели и зрительную наглядность, облегчающую работу с текстом в ходе выступления.
Слушая доклады и выступления на семинаре или реплики в ходе дискуссии, студентам важно не только уважать мнение собеседника, но и использовать навыки активного или рефлексивного слушания (не перебивать, давая возможность полностью высказать свою точку зрения, непонятое уточнять, переформулировывая высказанное и т.п.).
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа студентов осуществляется в ходе практических занятий при самостоятельном решении ими прикладных задач под руководством преподавателя, при выполнении контрольной работы, а также во внеаудиторное время при подготовке к лекционным и практическим занятиям.
Преподаватель оказывает индивидуальную помощь студентам в организации самостоятельной работы в интересах повышения ее эффективности, предлагая перечень контрольных вопросов, список основной (обязательной для изучения) и значительный список дополнительной литературы (на выбор). Литература для самостоятельного изучения определяется из расчета приблизительно 10 страниц текста на один час работы. Объем учебной литературы может варьироваться в зависимости от степени подготовленности студентов. В ходе проведения лекций преподаватели ориентируют студентов на наиболее оптимальные в текущих условиях с учетом уровня фактической подготовки способы организации самостоятельной работы.
Важным элементом самостоятельной подготовки является самостоятельная работа с книгой.
Сегодня книга существует в двух формах: традиционной (печатной) и электронной. Используя электронный вариант книги, значительно быстрее подготовить на его базе реферат или контрольную работу, подогнать текст своей работы под требуемый учебным заданием объем. Печатные книги гораздо легче, привычнее и удобнее читать. Изучать курс по книге рекомендуется по темам, предварительно ознакомившись с содержанием каждой из них по программе. При первом чтении следует стремиться к получению общего представления об излагаемых вопросах, а также отмечать трудные или неясные моменты. При повторном изучении темы необходимо освоить все теоретические положения, математические зависимости и их выводы, а также принципы составления уравнений реакций. Рекомендуется вникать в сущность того или иного вопроса, но не пытаться запомнить отдельные факты и явления. Изучение любого вопроса на уровне сущности, а не на уровне отдельных явлений способствует более глубокому и прочному усвоению материала.
Работая с книгой, студенты сталкиваются с рядом проблем. Одна из них – какая книга лучше. Целесообразно в первую очередь обратиться к литературе, рекомендованной преподавателем. Рекомендуется читать аннотацию к книге (помещается на 2 стр.), в которой указано, кому и для каких целей она может быть полезна. Другая проблема – как эффективно усвоить материал книги. Качество усвоения учебного материала существенно зависят от манеры написания и прочтения книги. Манеру написания обычно учитывает лектор, формируя список литературы с учетом таких особенностей различных авторов. В работе с литературой выделяют пять основных приемов. Просмотр используется для понимания области знания, к которому относится книга, определения её современности и значимости автора. Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой, оценки ее ценности. Он предполагает ознакомление с аннотацией, предисловием, оглавлением, заключением книги, поиск по оглавлению наиболее важных мыслей и выводов автора произведения. Выборочное чтение предполагает избирательное чтение отдельных разделов текста. Этот метод используется, как правило, после предварительного просмотра книги, при ее вторичном чтении. Сканирование представляет быстрый просмотр книги с целью поиска фамилии, факта, оценки и др. Углубленное чтение предполагает обращение внимания на детали содержания текста, его анализ и оценку Скорость подобного вида чтения составляет ориентировочно до 7-10 страниц в час. Она может быть выше, если читатель уже обладает определенным знанием по теме книги или статьи. Углубленное чтение литературы предполагает:
1. Стремление к пониманию прочитанного. Без понимания смысла информации ее очень трудно запомнить.
2. Обдумывание изложенной в книге информации. Тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основной для получения нового знания.
3. Мысленное выделение ключевых слов, идей раздробление содержания текста на логические блоки, составление плана прочитанного. Если студент имеет дело с личной книгой, то ключевые слова мысли можно подчеркнуть карандашом.
4. Составление конспекта изученного материала. Если статья или раздел книги по объему небольшой, то целесообразно приступить к конспектированию, прочитав их полностью. В других случаях желательно прочитать 7-10 страниц.
Изучая курс, полезно обращаться и к глоссарию (словарю терминов). Пока тот или иной раздел не усвоен, переходить к изучению новых разделов не следует. Краткий конспект курса будет полезен при повторении материала в период подготовки к экзамену. Для более эффективного запоминания и усвоения изучаемого материала по книге, полезно иметь рабочую тетрадь (можно использовать лекционный конспект) и заносить в нее формулировки, новые незнакомые термины и названия, формулы, математические зависимости и их выводы и т.п. Весьма целесообразно пытаться систематизировать учебный материал, проводить обобщение разнообразных фактов, сводить их в таблицы. Такая методика облегчает запоминание. Преподаватель может проверять наличие и качество конспекта по заданным темам самостоятельной работы, используя методы промежуточного контроля.
В современных условиях не менее важным элементом самостоятельной подготовки является самостоятельная работа с интернет-ресурсами. Наиболее интересные и значимые интернет-ресурсы преподаватель указывает в списке источников по изучаемой дисциплине. Дополнительно студентам можно использовать электронные энциклопедии (Википедия и др.) и частные библиотеки открытого доступа. К заслуживающим внимания никогда не относятся интернет-ресурсы специфического характера, предлагающие готовые тексты рефератов и т.п. Поскольку в современных условиях активно применяются программы «Антиплагиат», использование готовых текстов студентом может привести к весьма негативным последствиям – от незачета работы до исключения из учебного заведения.
Эффективное изучение курса должно обязательно сопровождаться выполнением упражнений – одним из лучших методов прочного усвоения, проверки и закрепления теоретического материала. Этой цели служат вопросы для самопроверки и тренировочные тесты, отраженные в книге, позволяющие контролировать степень успешности изучения учебного материала.
Подготовка к текущему контролю.
Текущий, в том числе рубежный, контроль осуществляется в процессе обучения с помощью формальных и неформальных форм проведения и методов оценки. Балльно-рейтинговая система оценки включает не только формы и способы проведения контроля, но и указывает их числовое значение в общей оценке по предмету. Подготовка к такому контролю узконаправленна и достаточно минимальна, поскольку все формы промежуточного контроля по предмету привязаны к соответствующей теме или выполнению определенного задания.
Подготовка к промежуточному контролю (зачет, дифференцированный зачет, экзамен).
На экзамене и зачете определяется качество и объем усвоенных студентами знаний по соответствующей учебной дисциплине. Требования к знаниям студентов, демонстрируемым в ходе промежуточного контроля по конкретной учебной дисциплине, определены федеральным государственным образовательным стандартом и учебной программой учебной дисциплины, подготовленной соответствующим образовательным учреждением на основе ФГОС ВО.
Основным условием успешной сдачи той или иной формы промежуточного контроля по учебной дисциплине (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) является систематическая работа над учебной дисциплиной в течении года. Однако накануне, в период экзаменационной сессии, необходима целенаправленная подготовка. Хотя такая подготовка – процесс индивидуальный, тем не менее, существуют некоторые правила, знания которых могут быть полезны для всех. Так, начинать повторение материала рекомендуется за месяц-полтора до начала сессии. Подготовку следует вести, исходя из требований программы учебной дисциплины. Этим документом разрешено пользоваться на зачете. Если в распоряжении студента есть несколько дней непосредственно на такую подготовку, то целесообразно определить график прохождения вопросов из расчета, чтобы осталось время на повторение наиболее трудных.
На зачет или экзамен следует приходить вовремя, имея необходимые средства труда (ручку, бумагу и др.). Для снятия излишнего напряжения перед экзаменом или зачетом можно использовать различные техники психогигиены и аутотренинга, непосредственно перед экзаменом не рекомендуется нарушать режим дня, в том числе, длительное время не спать.
Консультации.
Изучение дисциплины проходит под руководством преподавателя в режиме делового сотрудничества. В случае затруднений, возникающих при изучении учебной дисциплины, студентам следует обращаться за консультацией к преподавателю, реализуя различные коммуникационные возможности: очные консультации (непосредственно в университете в часы приема преподавателя или в иногороднем структурном подразделении университета в период командировки преподавателя), или заочные (по электронной почте, в режиме он-лайн конференций и т.п.). Учебным планом обычно предусматривается особая консультация непосредственно перед экзаменом. На такой консультации студенты имеют последнюю возможность уточнить неясности, возникающие в период непосредственной подготовки к экзамену.