Члены несут по его обязательствам субсидиарную ответственность.
2. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
3. Высшим органом управления является общее собрание его членов.
4. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.
Задание 5
Каким видам акций, почему и в каких случаях Вы отдадите предпочтение:
а) акциям трудовых коллективов;
б) привилегированным акциям;
в) именным акциям;
г) акциям на предъявителя.
№ заданий | ответы | ||
1 вариант | 2 вариант | вариант | |
Контрольные вопросы
1. Что собой представляет предприятие и чем оно занимается?
2. Какие организационно-правовые формы коммерческих предприятий Вы знаете?
3. Какие виды хозяйственных товариществ Вам известны?
4. Кто такие коммандисты?
5. В чем основное различие открытого акционерного общества от закрытого?
6. На какие категории подразделяются унитарные предприятия?
Вывод.
Критерии оценки
Задание | шкала оценки | баллы | итоговый результат |
Тестирование | 11-13 | 3 балла | 10 баллов -"5" |
8-10 | 2 балла | ||
5-8 | 1 балл | ||
менее 5 | 0 баллов | 7-9 баллов - "4" | |
задача | 1 задача | 1 балл | |
2 задачи | 2 балла | ||
3 задачи | 3 балла | 4-6 баллов - "3" | |
4 задачи | 4 балла | ||
5 задач | 5 баллов | ||
контрольные вопросы | 0-3 | 1 балл | 0-3 баллов -"2" |
4-6 | 2 балла |
Оценка _________________ подпись преподавателя____________________
Практическое занятие № 2,3
Раздел 2.Менеджмент и маркетинг на предприятии.
Тема .Основы организации работы коллектива исполнителей.
Название практической работы:Поиск и использование экономической информации, для раскрытия основных функций менеджмента.( на примере конкретного предприятия).
Учебная цель:систематизировать и проверить теоретические знания студентов, проконтролировать умения студентов применять знания при создании собственного предприятия , а также правильно выстраивать уровни управления.
Норма времени: 1 час 30 минут
Студентам следует ответить на приведенные вопросы, выполнить предложенные задания.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Дайте определение понятия функции управления .
2. Дайте характеристику функции планирования.
3. Каково содержание функции организации?
4. В чем суть функции мотивации?
5. Раскройте содержание функции контроля.
6.В чем суть предпринимательского управления?
Содержание и последовательность выполнения задания
Порядок выполнения работы
1. Перед занятием студенты повторяют лекционный материал по теме «Цикл менеджмента организации».
2. Предварительно дома студенты смотрят (рекомендуется не менее двух раз) художественный фильм «Премия» (режиссер С.Микаэлян, сценарист А.Гельман, в ролях: Евгений Леонов, Владимир Самойлов, Олег Янковский и др., Ленфильм, 1974 г.).
3. Пользуясь лекционным курсом, студенты должны раскрыть 4 главные функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) на примере собственного предприятия (задание дает преподаватель индивидуально).
4. Построение «дерева целей».
Студенты работают над заданием индивидуально или в парах (работы предоставляются в виде презентации ).
Вывод.
Критерии оценки
шкала оценки | Показатели оценки результата | итоговый результат | |
частичное соответствие | полное соответствие | ||
Поставлены задачи. Четко и поэтапно раскрыты задачи по изучению исследуемой темы. | 1 балл | 2 балла | |
Иллюстрации соответствуют содержанию, дополняет информацию о теме исследования Логичны, интересны, обоснованы, соответствуют целям и задачам. | 1 балл | 2 балла | 10 бал. -"5" 7-9 бал - "4" 4-6 бал- "3" 0-3 бал-"2" |
Работа целостна и логична, оригинальна. | 1 балл | 2 балла | |
Защита презентации: качество представления проекта; грамотность речи; умение отвечать на вопросы; воздействие на аудиторию . | 1 балл | 2 балла | |
Оформление логично, эстетично, не противоречит содержанию презентации. | 1 балл | 2 балла |
Оценка _________________ подпись преподавателя____________________
Практическое занятие № 4
Раздел 2.Менеджмент и маркетинг на предприятии
Тема .Основы маркетинговой деятельности.
Название практической работы:Поиск и использование экономической информации из различных источников для разработки разделов бизнес-плана.
Учебная цель:Развития умения обобщать и анализировать экономическую информацию при разработке разделов бизнес – плана.
Студентам следует ответить на приведенные вопросы, выполнить предложенные задания.
Содержание и последовательность выполнения задания
Задание 1:
По предложенному ниже экспресс - конспекту составить бизнес-план на любой вид деятельности, на примере собственного предприятия (задание дает преподаватель индивидуально). (цены можно взять условные, но приближенные к реальным рыночным).
Студенты работают над заданием индивидуально или в парах (работы предоставляются в дополнение к практической №2,3 виде презентации ).
Вопросы к защите практической работы (презентации)
1. Что такое бизнес – план, и каково его назначение?
2. Назовите основные разделы бизнес-плана.
3. Дайте краткую характеристику разделам бизнес-плана.
4.Что размещают на титульном листе бизнес – плана?
Вывод.
Критерии оценки
шкала оценки | Показатели оценки результата | итоговый результат | |
частичное соответствие | полное соответствие | ||
Поставлены задачи. Четко и поэтапно раскрыты задачи по изучению исследуемой темы. | 1 балл | 2 балла | |
Иллюстрации соответствуют содержанию, дополняет информацию о теме исследования Логичны, интересны, обоснованы, соответствуют целям и задачам. | 1 балл | 2 балла | 10 бал. -"5" 7-9 бал - "4" 4-6 бал- "3" 0-3 бал-"2" |
Работа целостна и логична, оригинальна. | 1 балл | 2 балла | |
Защита бизнес-плана: качество представления проекта; грамотность речи; умение отвечать на вопросы; воздействие на аудиторию | 1 балл | 2 балла | |
Оформление логично, эстетично, не противоречит содержанию бизнес-плана: | 1 балл | 2 балла |
Оценка _________________ подпись преподавателя____________________
Практическое занятие № 5
Раздел 3.Материально-техническая база организации.
Тема .Оборотный капитал предприятия.
Название практической работы:Определение состава материальных ресурсов организации (предприятия).
Учебная цель: научиться осуществлять нормирование оборотных средств в производственных запасах, незавершенном производстве, готовой продукции, расходах будущих периодов.
Норма времени: 1 час 30 минут
Содержание и последовательность выполнения задания
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Нормирование – это процесс установления экономически обоснованных нормативов, т.е. минимальных, но достаточных сумм оборотных средств.
Норматив оборотных средств на сырьё, основные материалы, покупные полуфабрикаты определяется по формуле:
(1) |
где С – среднесуточный расход сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов, руб.
Д – норма запаса, дни.
Норматив оборотных средств на вспомогательные материалы устанавливается по двум группам. К первой относятся материалы, расходуемые регулярно и в больших количествах Норматив по ним рассчитывается также, как на сырьё, основные материалы, покупные полуфабрикаты.
Во вторую группу включают материалы, используемые редко и в незначительных количествах. Норматив устанавливается аналитическим методом на основе фактических данных, по формуле:
(2) |
где – фактические остатки вспомогательных материалов в отчетном периоде, руб.
– соответственно среднесуточный расход вспомогательных материалов в отчетном и плановом периоде, руб/день.
Норматив оборотных средств по запасным частям для ремонта рассчитывается по формуле:
(3) |
где – фактический остаток запчастей в отчетном периоде, руб.
– стоимость основных фондов отчетного и планового периода, руб.
Норматив оборотных средств в незавершенном производстве определяется по формуле:
(4) |
где – норма запаса, дни
С – производственная себестоимость товарной продукции на планируемый период, руб.
Д –количество дней в плановом периоде.
Норма запаса по незавершенному производству рассчитывается по формуле:
(5) |
где П – длительность производственного цикла, дни
– коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве
Коэффициент нарастания затрат – есть отношение себестоимости незавершенного производства (Снп) к плановой себестоимости (Спл).
(6) |
Норматив оборотных средств на готовую продукцию определяется произведением нормы запаса в днях и однодневного выпуска товарной продукции по производственной себестоимости.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
Решите задачи, используя приведенные алгоритмы.
Порядок формирования индивидуального задания: Выделенные жирным курсивом цифры увеличиваются на коэффициент, соответствующий номеру студента по списку. Если студент имеет №5, то К=1,05; Если №20, то 1,2, и.т.д. |
Пример 1
Определить индивидуальную и средневзвешенную нормы оборотных средств по незавершенному производству:
Таблица 6.1 – Исходные данные для расчета нормы оборотных средств по незавершенному производству.
Таб.6.1
Продукция | Длительность производственного цикла, дн. | Rн.з. | Выпуск товарной продукции по себестоимости, тыс. руб. |
А | 0,6 | ||
Б | 0,65 |
Решение
1. Определяем индивидуальные нормы запаса оборотных средств по незавершенному производству в днях
По продукции А:
По продукции Б:
2. Определяем средневзвешенную норму оборотных средств по незавершенному производству
Задача 1
Определить индивидуальную и средневзвешенную нормы оборотных средств по незавершенному производству:
Таблица 6.2 – Исходные данные для расчета нормы оборотных средств по незавершенному производству
Продукция | Длительность производственного цикла, дн. | Rн.з. | Выпуск товарной продукции по себестоимости, тыс. руб. |
А | 0,7 | ||
Б | 0,6 |
Решение:
Пример 2
Рассчитать:
1. Средневзвешенный интервал поставок
2. Определить размер складского запаса.
Таблица 6.3 – Исходные данные для расчета размера складского и страхового запаса основных материалов
Вид материала | Поставщик | Интервал между поставками, дни | Объем поставки, т | Производное число (гр.3*гр.4) |
Чугунное литье | ||||
Стальное литье | ||||
Цветное литье | ||||
Прокат сортовой | ||||
Итого |
Решение
1. Средневзвешенный интервал составит:
2. Размер складского запаса принимается равным половине средневзвешенного интервала:
Задача 2
Рассчитать размер складского и страхового запаса:
Таблица 6.4 –Исходные данные для расчета складского и страхового запаса основных материалов
Вид материала | Поставщик | Интервал между поставками, дни | Объем поставки, т | Производное число |
Итого |
Решение :
Пример 3
Рассчитать запас запасных частей в отчетном и плановом году.
Таблица 6.5 – Исходные данные для расчета запаса запасных частей
Показатель | Обозначения | Значение |
Удельный вес стоимости производственного, силового оборудования, транспортных средств в стоимости основных фондов | – | 35% |
Среднеквартальный фактический остаток запасных частей в отчетном году, тыс. руб. | 30% от стоимости оборудования и транспортных средств | |
Среднеквартальная стоимость основных фондов, тыс. руб. | – | |
В отчетном году | На 20% меньше, чем в плановом | |
В плановом году | 1699,76 |
Решение
1. Определяем среднеквартальную стоимость основных фондов в отчетном году:
2. Определяем стоимость производственного, силового оборудования, транспортных средств в отчетном году
3. Среднеквартальный фактический остаток запасных частей в отчетном году, тыс. руб
4. Норматив оборотных средств по запасным частям для ремонта в плановом периоде рассчитывается по формуле:
(7) |
где
– фактический остаток запчастей в отчетном периоде, руб.
, – стоимость основных фондов отчетного и планового периода, руб.
Задача 3
Рассчитать запас запасных частей в отчетном и плановом году.
Таблица 6.6 – Исходные данные для расчета запаса запасных частей
Показатель | Обозначения | Значение |
Удельный вес стоимости производственного, силового оборудования, транспортных средств в стоимости основных фондов | 40% | |
Среднеквартальный фактический остаток запасных частей в отчетном году, тыс. руб. | 25% от стоимости оборудования и транспортных средств | |
Среднеквартальная стоимость основных фондов, тыс. руб. | ||
В отчетном году | На 17% меньше, чем в плановом | |
В плановом году |
Решение :
Задача 4
Рассчитать запас инструмента
Таблица 6.7– Исходные данные для расчета запаса инструмента
Показатель | Обозначение | Значение |
Фактическая стоимость инструмента в эксплуатации, тыс. руб. | ||
В том числе: | ||
Ненужные и изношенные | ||
Среднеквартальная численность работающих, чел.: | ||
В отчетном периоде | ||
В плановом периоде |
Запас инструмента считается по формуле:
(8) |
Решение :
Задача 5
Расход сырья и материалов на 1 квартал (С) 9900 тыс. руб. Норма запаса (Д) 28 дней. В квартале 90 дней. Определить потребность в оборотных средствах по сырью и материалам.
Примечание
Потребность в оборотных средствах по сырью и материалам определяется путем умножения однодневного их расхода на норму в днях.
(9) |
Где – количество дней в плановом периоде (в квартале 90 дней.)
Решение :
Задача 6
Норма запаса по готовой продукции 2 дня. Выпуск продукции по себестоимости в 1 квартале составит 12060 тыс. руб. В квартале 90 дней. Определить потребность в оборотных средствах по готовой продукции.
Примечание
Потребность в оборотных средствах по готовой продукции определяется умножением однодневного выпуска продукции по себестоимости на норму по готовой продукции (Д).
(10) |
Где – количество дней в плановом периоде (в квартале 90 дней.)
Решение:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Сущность понятия «нормирование»
2. Как определяется норматив оборотных средств на сырьё?
3. Как определяется норматив оборотных средств на вспомогательные материалы?
4. Как определяется норматив оборотных средств по запчастям для ремонта?
5. Что показывает коэффициент нарастания затрат?
- Обосновать необходимость планирования состава материальных ресурсов?
Вывод.
Критерии оценки
Задание | шкала оценки | баллы | итоговый результат |
задача | 1 задача | 1 балл | |
2 задачи | 2 балла | ||
3 задачи | 3 балла | ||
4 задачи | 4 балла | 10 баллов -"5" | |
5 задач | 5 баллов | 7-9 баллов - "4" | |
6 задач | 6 баллов | 4-6 баллов - "3" | |
контрольные вопросы | 0-3 | 2 балла | 0-3 баллов -"2" |
4-6 | 4 балла |
Оценка _________________ подпись преподавателя____________________
Практическое занятие № 6
Раздел 4.Трудовые ресурсы и оплата труда в организации.
Тема .Трудовые ресурсы организации и производительность труда.
Название практической работы:Определение состава трудовых ресурсов организации (предприятия).
Учебная цель:научиться рассчитывать численность работников по категориям.
Норма времени: 1 час 30 минут
Содержание и последовательность выполнения задания
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В практике учета кадров различают списочный состав, среднесписочный и явочный.
В списочный составработников предприятия входят все категории постоянных, сезонных и временных работников, принятых на работу на срок не менее 5 дней. Кроме того, в списочный состав включаются также работники, принятые на работу по основной деятельности предприятия на срок свыше 1 дня. Включение в списочный состав производится со дня их зачисления на работу. В списках работников предприятия должны состоять как фактически работающие на данный период времени, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам.
Среднесписочная численностьработников за отчетный месяц определяется путем суммирования числа работников за все календарные дни отчетного месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного периода. При этом списочное число работников за выходной или праздничный день принимается равным списочному числу работников за предшествующий рабочий день.
От списочного состава работников следует отличать явочный, который показывает, сколько человек из числа состоящих в списке явилось на работу.
Число фактически работающих показывает численность персонала не только явившегося, но и фактически приступившего к работе. Разность между явочным числом и числом фактически работающих показывает число лиц, находившихся в целодневных простоях (из-за аварий…)
Для определения потребного количества рабочих рассчитывают годовой эффективный фонд времени, устанавливающий число рабочих часов, которое должно быть отработано 1-м рабочим за год.
= (Др – (О +Н) , час | (1) |
Где
Др – количество рабочих дней в году;
О – средняя продолжительность отпусков, дни.
Н – средняя продолжительность невыходов в связи с болезнью и другими уважительными причинами, дни.
– продолжительность смены, час.
Расчет численности основных производственных рабочих производится отдельно по каждой профессии (токарь, фрезеровщик и т.д.) и разрядам.
Списочная численность основного производства равна:
(2) |
Где mc - количество станков, обслуживающих одновременно одним рабочим.
Однако в практике работы предприятия имеется значительное количество работ, не подлежащих нормированию.
В этом случае расчет производиться менее точно по средней выработке одного рабочего за предыдущий год.
Эта выработка увеличивается на процент планируемого роста производительности труда.
Численность основных производственных рабочих на ненормируемых работах равна:
(3) |
Где ПР – план производства на ненормируемых работах, руб.
Птр – планируемая производительность труда (выработка), руб.
Численность вспомогательных рабочих может определять:
- по местам обслуживания. Так рассчитывается численность транспортных рабочих.
- по нормам времени. Так производят расчет численности ремонтных рабочих. Чем больше трудоемкость ремонтных работ, тем больше требуется ремонтных рабочих.
- по нормам относительной численности, т.е. в % к числу основных производственных рабочих. Так производится расчет контролеров, кладовщиков, комплектовщиков, распределителей работ.
- по нормам обслуживания. Так рассчитывается численность наладчиков оборудования.
Явочная численность наладчиков равна:
(4) |
Где
S – количество станков, требующих наладки.
– коэффициент сменности работы оборудования.
- норма обслуживания на 1 наладчика в смену, шт.
Норма обслуживания показывает, сколько станков данного типа может обслуживать наладчик за смену. Она устанавливается по каждому виду оборудования отдельно и зависит от сложности оборудования и его наладки.
Списочная численность наладчиков равна:
(5) |
(6) |
Где
Rп.яв – количество наладчиков явочная, чел.
К – коэффициент, учитывающий потери времени по уважительным причинам (болезни, отпуска).
а – планируемый % потерь времени по уважительным причинам.
Потребное количество ИТР, МОП, охраны определяется по штатному расписанию которое разрабатывается предприятием самостоятельно на основании производственной структуры предприятия и структуры управления предприятием.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Решите задачи, используя приведенные алгоритмы.
Порядок формирования индивидуального задания: Выделенные жирным курсивом цифры увеличиваются на коэффициент, соответствующий номеру студента по списку. Если студент имеет №5, то К=1,05; Если №20, то 1,2, и.т.д. |
Пример 1
На участке установлено 50 станков. Режим работы 2 смены. Норма обслуживания 4 станка на 1 рабочего. Определить явочное количество рабочих.
Решение
1. Определяем явочное количество рабочих
(7) |
Задача 1
На участке установлено 60 станков. Режим работы 2 смены. Норма обслуживания 3 станка на 1 рабочего. Определить явочное количество рабочих.
Решение:
Пример 2
В цехе установлено 120 станков. Режим работы 3 смены. В 1-ю смену отработало 120 станков, во 2-ю смену 100 станков, в 3-ю смену 50 станков. Норма обслуживания на одного наладчика в смену 12 станков. Потери времени по уважительным причинам 10%. Определить списочную численность наладчиков
Решение
1. Определяем коэффициент сменности
(8) |
2. Определяем явочную численность наладчиков
(9) |
3. Определяем коэффициент, учитывающий потери времени по уважительным причинам (болезни, отпуска).
(10) | |
(11) |
4. Определяем списочную численность наладчиков
(12) |
Задача 2
В цехе установлено 130 станков. Режим работы 3 смены. В 1-ю смену отработало 125 станков, во 2-ю смену 120 станков, в 3-ю смену 100 станков. Норма обслуживания на одного наладчика в смену 10 станков. Потери времени по уважительным причинам 11%. Определить списочную численность наладчиков
Решение:
Пример 3
Годовая программа выпуска 14000 шт. Коэффициент выполнения норм 1,1. Продолжительность смены 8 ч. Штучно-калькуляционное время (Тшт.к) изготовления одного изделия 7 нормо-часов. Количество рабочих дней в году 256 дней. Продолжительность отпуска 23 дня. Средняя продолжительность невыходов на работу 7 дней. Определить списочную численность рабочих.
Решение
1. Рассчитываем годовой эффективный фонд времени
= (Др – (О +Н) , час | (13) |
= (256 – (23+7)) =1808 час.
2. Списочная численность основного производства равна:
(14) |
Задача 3
Годовая программа выпуска 15000 шт. Коэффициент выполнения норм 1,2. Продолжительность смены 8 ч. Штучно-калькуляционное время изготовления одного изделия 5 нормо-часов. Количество рабочих дней в году 258дней. Продолжительность отпуска 22 дня. Средняя продолжительность невыходов на работу 17 дней. Определить списочную численность рабочих.
Решение:
Пример 4
Определить высвобождение рабочих в результате снижения трудоемкости изготовления изделия на 40%. Трудоемкость изготовления до мероприятий по снижению трудоемкости составляла 1,5часа. Годовой эффективный фонд времени 1820 часов. Коэффициент выполнения норм 1,15. Годовой выпуск продукции 15000штук.
Решение
1. Списочная численность работников основного производства равна:
(15) |
2. Определяем трудоемкость изготовления изделия после внедрения мероприятий по её снижению:
3. Списочная численность работников основного производства после снижения трудоемкости:
4. Высвобождение работников
Задача 4
Определить высвобождение рабочих в результате снижения трудоемкости изготовления изделия на 30%. Трудоемкость изготовления до мероприятий по снижению трудоемкости составляла 0,5 часа. Годовой эффективный фонд времени 1835 часов. Коэффициент выполнения норм 1,2. Годовой выпуск продукции 18000штук.
Решение:
Пример 5
Годовой выпуск продукции составил 400 млн. руб. Производительность труда 15 млн. руб. В планируемом периоде ожидается рост производительности труда на 8%. Определить численность работников в плановом периоде.
Решение
1. Определяем производительность труда в плановом периоде
2. Определяем численность работников в плановом периоде
(16) |
Задача 5
Годовой выпуск продукции составил 300 млн. руб. Производительность труда 17млн. руб. В планируемом периоде ожидается рост производительности труда на 10%. Определить численность работников в плановом периоде.
Решение:
Пример 6
Определить списочную численность рабочих основного производства в разрезе по сменам по следующим исходным данным. Участок работает 2 смены по 8 часов. Средняя продолжительность отпусков 18 дней. Невыходов на работу - 8 дней Количество рабочих дней в году 256 дней. Годовая программа выпуска 500000 штук.
Решение
1. Определяем годовой эффективный фонд времени
= (256 – (18+8)) =1840 час.
2. Определяем списочную численность работников основного производства по операциям техпроцесса
(17) |
Расчеты обобщаем в таблице 1.
Таблица 1 – Техпроцесс обработки детали
№ | Наименование операции | Кол-во станков, ед. | Норма времени | Кол-во станков, обслуживаемых одним рабочим, ед. | Расчетное кол-во рабочих, чел. | Принятое кол-во рабочих, чел. | В т.ч. по сменам | |||
1 смена | 2 смена | |||||||||
Тшт.к., мин. | Тшт.к.,час. | |||||||||
Фрезерная | 1,2 | 0,02 | 5,43 | |||||||
Сверлильная | 1,8 | 0,03 | 8,15 | |||||||
Токарная | 5,1 | 0,085 | 11,60 | |||||||
Итого |
Задача 6
Определить списочную численность рабочих основного производства в разрезе по сменам по следующим исходным данным. Участок работает 2 смены по 8 часов. Средняя продолжительность отпусков 20 дней. Невыходов на работу 11 дней Количество рабочих дней в году 256 дней. Годовая программа выпуска 750 000 штук.
*** Примечание Тшт.к.,час.= Тшт.к.,мин /60
Таблица 2– Техпроцесс обработки детали
№ | Наименование операции | Кол-во станков, ед. | Норма времени | Кол-во станков, обслужива-емых одним рабочим, ед. | Расчетное кол-во рабочих, чел. | Принятое кол-во рабочих, чел. | В т.ч. по сменам | |||
1 смена | 2 смена | |||||||||
Тшт.к., мин. | Тшт.к., час. | |||||||||
Фрезерная | 1,7 | |||||||||
Токарная | 1,9 | |||||||||
Шлифовальная | 2,3 | |||||||||
Итого |
Решение :
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Понятие списочного и среднесписочного состава работников. Их отличия.
2. Понятие явочной численности работников
3. Как определяется численность работников основного производства?
4. Как определяется численность вспомогательных рабочих?
Вывод.
Критерии оценки
Задание | шкала оценки | баллы | итоговый результат |
задача | 1 задача | 1 балл | |
2 задачи | 2 балла | ||
3 задачи | 3 балла | ||
4 задачи | 4 балла | 10 баллов -"5" | |
5 задач | 5 баллов | 7-9 баллов - "4" | |
6 задач | 6 баллов | 4-6 баллов - "3" | |
контрольные вопросы | 0-2 | 2 балла | 0-3 баллов -"2" |
3-4 | 4 балла |
Оценка _________________ подпись преподавателя____________________
Практическое занятие № 7
Раздел 4.Трудовые ресурсы и оплата труда в организации.
Тема .Организация заработной платы в промышленности.
Название практической работы:Оформление первичных документов по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев.
Учебная цель:научиться оформлять первичные документы по учёту рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев.
Норма времени: 1 час 30 минут
Студентам следует ответить на приведенные вопросы, выполнить предложенные задания.
Содержание и последовательность выполнения задания
Задание на работу:
1) Ознакомиться с содержанием методического пособия.
2) Заполнить бланки документов.
3) Ответить на контрольные вопросы.
1. Приём на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, который должен точно отразить содержание трудового договора. Приказ (распоряжение) является односторонним актом, удовлетворяющим факт заключение трудового договора возможно издание приказа (распоряжения) работодателя, поскольку содержание этого правоприменительного акта определяется на основании трудового договора и должно соответствовать его положениям. Так, в приказе (распоряжении) о приёме на работу должны быть указаны сведения о работнике: его фамилия, имя, отчество; наименование структурного подразделения, в которое принят работник, наименование должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации (разряде, классе, категории), дате начала работы, размере оплаты труда (надбавки, премии), наличие и продолжительность испытательного срока, а также другие необходимые сведения. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 №1 утверждены формы приказа (распоряжения) о приёме на работу (формы № Т-1 № Т-1а).
2. важной юридической гарантией при приёме на работу является категорическое требование об объявлении работнику приказа (распоряжения) под роспись в 3-дневный срок со дня фактического начала работы. Такое ознакомление с приказом, во-первых, ещё раз подтверждает наличие обязательных и дополнительных условий трудового договора, а во-вторых, в случае одностороннего изменения работодателем оговоренных ранее условий или введения условий, которые не были предметом соглашения сторон, у работника возникает право обжаловать неправомерные действия работодателя в суд.
Документирование процедуры приема на работу включает составление и оформление следующих видов документов:
- трудовой договор,
- приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (формы Т-1 или Т-1 а),
- табель учета рабочего времени,
- личная карточка Т-2 (в установленных случаях Т-2ГС или Т-4),
- документы личного дела,
- трудовая книжка.
Кроме того, вносятся соответствующие записи в учетные формы (книги, журналы): книгу регистрации трудовых договоров, книгу регистрации приказов по личному составу, книгу регистрации личных карточек, книгу регистрации личных дел, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Трудовой договор составляется по форме, разработанной организацией. Внимание кадровиков следует обратить на обязательное наличие в трудовом договоре следующих реквизитов:
1)вид документа (трудовой договор),
2) дата регистрации,
3) регистрационный номер,
4) место составления документа,
5) текст,
6) реквизиты стороны, т. е. работодателя (организации) и работника, включая личные подписи руководителя организации и работника.
Индивидуальный приказ о приеме на работу оформляется с использованием унифицированной формы Т-1, а сводный (на нескольких работников) -Т-1 а
Заведение личного дела на работника не является обязательным, за исключением отдельных категорий работников (например, госслужащие)
Перечень документов, которые могут входить в состав личного дела, является открытым
Документы, включаемые в состав личного дела, не регламентированы по форме и содержанию.
Оформление простоев
Когда в работе сотрудников возникает простой, первое, что волнует и работника, и работодателя, - как будет оплачен этот период? Так же как и прием на работу, увольнение сотрудника или направление его в командировку, простой необходимо оформить, т. е. подготовить полный пакет необходимых документов.
Каждый случай простоя должен быть оформлен документально с установлением причин. Трудовое законодательство не содержит обязательных требований к оформляемой при простое документации. Поэтому работодатель должен сам решить, как лучше ее оформить с учетом принятых в его организации правил документооборота.
ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКА
Главное, что нужно сделать работнику, - это уведомить работодателя о начале простоя.
При поломке оборудования и в других случаях, когда работник не может продолжить выполнение своей трудовой функции, он обязан сообщить о начале простоя своему непосредственному руководителю или иному представителю работодателя (ч. 4 ст. 157 ТК РФ).
Задание :
На основе данных условного предприятия представленного в практической работе №2 :
1. Заполнить заявление о простое
2. Оформить докладную записку по представленному образцу.
3. Заполнить формы Т-1, Т-2 (представлены в приложение:1-3)
4. По данным предыдущего месяца заполнить табель учета рабочего времени ( 5 сотрудников ,из них : 1 сотрудник 10 дней находился в отпуске, 2 сотрудник 5 дней на больничном, 3 сотрудник устроился на работу с 12 числа, остальные сотрудники отработали месяц полностью)
Пример оформления заявления работника о простое (фрагмент)