Оминальные и реальные макроэкономические показатели. Индексы цен.

3.Имеются следующие данные за 3 года:

  Номинальный ВНП Дефлятор ВНП
121%
91%
100%

Как изменились цены с 1929 г. по 1933 г. и с 1933 г. по 1939 г.? Подсчитать объем реального ВВП в каждом году.

Контрольная работа № 17.

1. Капитал как фактор производства. Виды капитала.

Анализ основного и оборотного капитала.

2. Общая характеристика экономического роста.

3. Коммерческий банк выдал кредит в сумме 10 тысяч долларов под сложные проценты-6% годовых. Определите величину погасительного платежа через 36 месяцев при условии, что проценты начисляются ежеквартально.

Контрольная работа № 18.

1. Теории процента. Стоимость денег во времени. Сложный процент и дисконтирование.

2. Кредит. Кредитно-банковская система страны.

3.В прошедшем году страна имела следующие показатели:

ВВП – 500; чистые инвестиции частного сектора – 75; государственные закупки – 80; потребление домашних хозяйств – 250; поступление в госбюджет прямых налогов – 30; косвенных налогов – 20; субсидий предпринимателей – 25; экспорт – 150; импорт – 110.

Определить:

А) располагаемый доход домашних хозяйств;

Б) амортизационный фонд;

В) состояние государственного бюджета.

Контрольная работа № 19.

1. Внешние эффекты в рыночной экономике.

2.Инвестиции и сбережения: проблема равновесия. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению.

3.Представьте себя членом совета управляющих центрального банка. В экономике в одном случае происходит спад производства, а в другом - гиперинфляция. Какие изменения Вы хотели бы произвести: а) в норме обязательных резервов; б) в учетной политике; в) в операциях на открытом рынке. Дайте обоснование, каким образом каждое из изменений, за которое Вы выступаете, повлияет на резервы коммерческих банков, денежное предложение, процентные ставки и совокупные расходы населения.

Контрольная работа № 20.

1. Ценные бумаги и основные виды сделок с ними.

2.Кейнсианская модель доходов и расходов. Эффект мультипликатора.

3. Экономика описана следующими данными: Y=C+I

C=100+0,8Y I=50 Определите:

А) Равновесный уровень дохода.

Б) Равновесный уровень сбережений и потребления

В) Если уровень выпуска будет равен 800, то каков будет незапланированный прирост запасов продукции.

Г) Если автономные инвестиции возрастут до 100, как изменится равновесный выпуск. Каково значение мультипликатора автономных расходов. Покажите изменение уровня равновесия графически.

Контрольная работа № 21.

1. Монополистическая конкуренция.

2. Налоги и их виды. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

3. Какие из перечисленных ниже налогов могут быть перенесены на конечного потребителя:

Акцизы

Налоги на наследство и дарения

Налог на прибыль компаний

Налог на добавленную стоимость

Налог на личные доходы

Социальные взносы

Контрольная работа № 22.

1. Спрос и предложение на рынке услуг капитала. Номинальная и реальная ставка процента.

2. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика.

3. Предположим, что первоначально экономика функционирует на уровне своего потенциала (Y*). Впоследствии, в результате шока происходит снижение совокупного спроса при каждом значении уровня цен. В условиях жесткости цен это вызовет: (варианты ответов)

а) увеличение уровня безработицы;

б) сокращение запаса капитала в экономике;

в) снижение потенциального ВНП;

г) повышение заработной платы и цен.

Контрольная работа №23.

1. Эластичность спроса и выручка. Применение теории эластичности.

2. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

3. Продавец роз решил увеличить объем продаж путем снижения цены за цветок с 25 до 20 рублей. При этом объем продаж изменился со 150 до 250 штук в день. Что можно сказать о эластичности спроса на розы? Оправданно ли экономически снижение цены, если продавец роз закупает их оптом по 12 рублей за штуку? Означают ли полученные результаты то, что при дальнейшем уменьшении цены выручка и прибыль будут вести себя точно также?

Контрольная работа №24.

1. Налогово – бюджетная политика государства.

2. Социально–экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.

3. Ежемесячная выручка фирмы составляет 80 млн. руб.; переменные издержки 35 млн. руб.; постоянные издержки 38 млн. руб. Найдите сумму покрытия, коэффициент покрытия, рассчитайте пороговую выручку и запас прочности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа представляет собой самостоятельное теоретическое или методическое исследование одной из проблем экономической теории.

Основными целями выполнения курсовой работы являются:

1. Углубление знаний по одной из проблем курса экономической теории;

2. Проверка знаний студентов и контроль со стороны кафедры за качеством изучения студентами курса экономической теории;

3. Привить студентам навыки научного исследования.

Основными требованиями к курсовой работе являются следующие:

- тема курсовой работы должна быть раскрыта глубоко и всесторонне на основе изучения первоисточников, дополнительной литературы, а также анализа фактического материала;

- в курсовой работе должны содержаться элементы научного творчества и самостоятельности студента, новейшие экономические понятия, их многоаспектное освещение;

- курсовая работа должна быть правильно оформлена, текст должен излагаться самостоятельно, а не заимствоваться дословно из прочитанной литературы.

Подготовка курсовой работы осуществляется по следующим этапам:

1. Выбор темы.

2. Составление библиографии по теме курсовой работы.

3. Составление предварительного варианта плана работы.

4. Изучение литературы и сбор материала по теме.

5. Составление окончательного варианта плана.

6. Написание работы и ее оформление.

7. Сдача курсовой работы на рецензирование.

8. Доработка рукописи после проверки на основе рецензии.

9. Защита и оценка курсовой работы.

1. Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из числа тех, которые рекомендованы кафедрой.

2. Основными источниками для составления библиографии по теме являются: список основной литературы, предметный каталог в читальных залах и библиотеках. Целесообразно использовать монографии, справочные издания, журнальные и газетные статьи.

3. Составление предварительного плана работы целесообразно начать с чтения соответствующего раздела учебника по экономической теории. Необходимо изучить и законспектировать монографии, наиболее полно освещающие тему курсовой работы, статьи из журналов и газет.

Имея общее представление об избранной теме, студент может на этом этапе самостоятельно или с помощью научного руководителя наметить первоначальный план работы. В процессе дальнейшей работы над темой план будет многократно уточняться и дополняться. Причем, первоначальный вариант плана определяет пока не саму структуру изложения, а лишь логическую основу предстоящей работы, логическую связь между отдельными частями. План не следует перегружать большим количеством второстепенных вопросов, не имеющих непосредственного отношения к теме.

Как правило, план должен содержать не более трех-пяти вопросов, кроме введения и заключения, наиболее важных для раскрытия проблем и которые в дальнейшем могут образовать самостоятельные разделы (главы) курсовой работы.

Включение в план большого количества вопросов, а также выходящих за рамки темы и повторяющих друг друга, препятствует концентрации внимания на основных теоретических положениях темы.

4. Изучение литературы и сбор фактического материала по теме по существу происходит уже на третьем этапе одновременно с составлением предварительного варианта плана курсовой работы.

Изучение литературы должно сопровождаться ее конспектированием. Записки целесообразно вести на отдельных листах и при этом сразу же делать точные и полные ссылки на источники в виде сносок. Такой список значительно облегчает последующую работу над курсовым проектом. Записи на отдельных листах и на одной стороне листа удобны, их можно систематизировать в процессе изложения материала.

Работая с литературой, необходимо выписывать и дословные цитаты, не забывая делать ссылки на источник в конце страницы. Цитировать следует только самое необходимое, для подтверждения тех или иных положений, выдвигаемых в курсовой работе, для иллюстрации точки зрения того или иного автора на данную проблему с дискуссионной целью.

Здесь имеет значение не только удачно выбранный текст для цитирования, но и органическая связь воспроизводимой цитаты с общим изложением. Неграмотное цитирование может привести к извращению позиции автора, что особенно недопустимо при цитировании основной литературы. Студент должен уметь излагать своими словами основные мысли автора свободно, без утраты главных идей и положений.

Собственные мысли и соображения, примеры из жизни, которые возникают в процессе изучения рекомендуется фиксировать, а их запись вкладывать в отдельную папку.

При изучении литературы важно выделить узловые вопросы, можно использовать и выборочное чтение. Не обязательно изучать ту или иную книгу в полном объеме, можно ограничиться чтением отдельных глав, параграфов, страниц, на которых освещаются исследуемые студентом вопросы.

Изучение литературы студенту целесообразно вести в плане предварительно намеченной проблематики, вопросов составленного плана. Это позволит значительно сэкономить время. Результаты этой работы, зафиксированные на отдельных листах, следует вкладывать в папки с надписями, которые соответствуют названиям глав и параграфов курсовой работы.

Качество курсовой работы во многом зависит от того, как ее автору удалось увязать теоретические положения с жизнью, с социально-экономическими явлениями и процессами, насколько правильно подобран статистический и фактический материал.

5. Составление окончательного варианта плана возможно после глубокого осмысления изученной и законспектированной литературы, анализа статистического и фактического материала по теме.

Не целесообразно перегружать план работы. Количество вопросов не должно быть более трех-пяти, исключая введение и заключение. В плане важно определить вопрос, на который ложится главная смысловая нагрузка, и уделить ему основное место в работе.

6. Завершив изучение литературы и составив окончательный вариант плана, можно приступать к обработке материалов, собранных в папках. Большой объем материала не должен смущать студента, так как никогда весь собранный материал не может войти в работу. Объем курсовой работы - 25-30 страниц.

Курсовая работа не может быть допущена к защите, если она дословно заимствована из прочитанной литературы. Но в то же время важно не допустить упрощения, поверхностного, ненаучного толкования тех или иных вопросов темы. Дословное заимствование из прочитанной литературы, ее копирование неприемлемо, так как противоречит самой цели курсовой работы. Однако это не исключает цитирования источников со ссылками на них.

Изложению основного содержания работы должно предшествовать введение. В нем студент должен обосновать значение, актуальность исследуемой проблемы, определить ее место в курсе экономической теории, показать степень разработанности данной темы в экономической литературе, сформулировать основную цель работы и сообщить, какой материал положен в ее основу.

Введение может быть написано и после изложения основной, главной части курсовой работы, но при ее оформлении оно должно предшествовать основной части. Объем введения целесообразно ограничить 1-2 страницами.

В заключении следует четко и кратко сформулировать основные теоретические выводы и практические рекомендации, если этого требует характер работы. По объему заключительная часть курсовой работы должна составлять 3-5 страниц. Выводы должны быть краткими, органически вытекать из содержания работы и не затрагивать те аспекты, которых автор не касается в работе.

В списке литературы, прилагаемом к курсовой работе, следует назвать всю литературу, которую студент изучил при подготовке работы, в том числе и ту, на которую есть сноски в тексте.

Курсовая работа должна быть написана на листах разборчивым почерком без грамматических ошибок, помарок и сокращений, иметь поля для замечаний рецензента. Листы брошюруются в папку, на которую приклеивается титульный лист. В нем указывается наименование ВУЗа, кафедры, тема работы, факультет, курс, группа, шифр и фамилия студента, фамилия научного руководителя, год выполнения работы.

Первой страницей курсовой работы должно быть “Содержание” - план работы с указанием номеров страниц, глав и параграфов.

Названия глав и параграфов должны быть указаны в тексте на соответствующих страницах.

Все страницы, диаграммы, содержащиеся в работе, должны быть пронумерованы, иметь заглавие и ссылки на источник. Заглавие таблиц, диаграмм должно отвечать на вопросы: что? где? когда? в каких единицах измерения?

Курсовая работа представляется на кафедру к сроку, установленному учебным планом. Студент сдает ее лаборанту кафедры для регистрации в журнале поступлений курсовых работ.

Курсовая работа может быть отпечатана на машинке или в виде рукописного материала. На последней странице студент ставит дату окончания работы и свою подпись.

Четырехбалльная система оценки курсовой работы включает оценку содержания самой работы, ее оформление и защиту. Курсовая работа, выполненная в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, защищается на кафедре в присутствии комиссии, которая назначается заведующим кафедрой.

Оценивается работа по следующим позициям:

1. Полнота, систематичность раскрытия темы, доказательность выводов, логичность в изложении.

2. Качество оформления.

3. Самостоятельность изложения, оригинальность суждений.

4. Грамотность, стилистическая правильность текста.

5. Правильность списка литературы.

6. Уверенное владение материалом при устной защите.

В результате защиты студентом курсовой работы комиссией выставляется окончательная оценка (“уд.”, “хор.”, “отл.”), которая заносится в рецензию, на титульный лист курсовой работы, в журнал регистрации кафедры, в экзаменационную ведомость и зачетную книжку.

Если курсовая работа получает оценку “неуд.”, студент продолжает работу по осмыслению содержания своего текста, по устранению замечаний, указанных в рецензии, а затем повторно защищает курсовую работу.

Студенты, не защитившие в срок курсовую работу считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к экзамену по данному предмету.

Защита курсовой работы позволяет не только подвести итог самостоятельной работы студента, но и оценить каждому свои возможности, получить ориентацию своей самостоятельной учебной работы в будущем, для выполнения дипломной работы по специальности.

Лучшие курсовые работы рекомендуются комиссией на конкурс студенческих научных работ, используются для выступления на студенческих научных конференциях, а также на семинарских занятиях по соответствующим темам курса экономической теории.

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ.

1. Классическая экономическая теория: основы, развитие, значение для современности.

2. Кейнсианская экономическая теория и ее историческое значение.

3. Современная неоклассическая теория: важнейшие идеи, направления и школы, использование в экономической политике.

4. Проблема эффективности в экономической науке и хозяйственной практике.

5. Собственность в смешанной рыночной экономике.

6. Приватизация: отечественный и зарубежный опыт.

7. Теории стоимости и цены и их практическое значение.

8. Экономическая политика государства: теории, функции, проблемы реализации.

9. Теоретические основы анализа рынка и рыночной экономики.

10. Теория спроса и предложения и ее использование.

11. Теория издержек и ее использование в производственных решениях фирмы.

12. Проблемы прибыли в экономической теории.

13. Теории заработной платы и их практическое значение.

14. Теория потребительского выбора и ее практическое использование.

15. Проблемы монополизации в экономике: сущность и механизм монополизации, анализ поведения монополиста, антимонопольные мероприятия.

16. Микроэкономическая политика государства и ее эффективность.

17. Свободные экономические зоны: необходимость создания, организационные принципы и формы, эффективность и перспективы.

18. Национальный продукт общества и проблемы его измерения.

19. Система национальных счетов и ее практическое применение.

20. Проблема макроэкономического взаимодействия потребления, сбережения, инвестиций.

21. Структурная перестройка и инвестиции в экономике современной России.

22. Макроэкономическое равновесие и его основные модели.

23. Экономика «эффективного спроса» Д. Кейнса: принципиальные основы, модель, реализация, критический анализ.

24. Экономический рост и его регулирование.

25. Цикличность развития рыночной экономики. Фазы цикла.

26. Денежная политика государства.

27. Инфляция, экономическая политика в условиях инфляции.

28. Банки. Банковская система.

29. Товарная биржа.

30. Фондовая биржа: значение в рыночной экономике, механизм функционирования.

31. Кредитная система страны.

32. Монетаристская теория и кредитно-денежная политика государства.

33. Финансовая система, проблемы оздоровления финансов в России.

34. Теория рациональных ожиданий и ее значение в экономической политике.

35. Проблемы взаимосвязи инфляции, кризиса и безработицы в экономической теории и в экономической политике.

36. Бюджетная политика: особенности, теоретические основы, формы, эффективность.

37. Теории денег и денежного обращения и их развитие.

38. Проблемы бюджетной политики в условиях экономической реформы в России.

39. Налоги как средство государственного регулирования экономики.

40. Налоговая политика в России.

41. Рынок ценных бумаг, влияние государства на его функционирование.

42. Модель социального рыночного хозяйства и практическое ее использование.

43. Социальная политика и социальные проблемы развитых стран и России.

44. Социальная политика государства в России.

45. Валютный рынок и валютные операции.

46. Экономика и экология: взаимосвязь и противоречия в современном мире.

47. Особенности современных циклов и экономических кризисов в развитых странах и в России.

48. Внешнеэкономические отношения: теория, формы, эффективность и перспективы.

49. Международная кредитно-финансовая система.

50. Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции.

51. Россия в системе всемирного хозяйства (проблемы и перспективы).

52. Международные валютные отношения и валютная система.

53. Безработица и борьба с ней в условиях рыночной экономики.

54. Роль Центрального банка в экономике.

55. Конкуренция, ее виды и роль в рыночной экономике.

56. Фирма: природа, цели и организационно0правовые формы.

57. Структурные кризисы, их сущность и последствия.

Наши рекомендации