Совершенствование механизма реализации государственной семейной политики в Республике Беларусь

Социально-экономические процессы — это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, экономической стабильности и тому подобное. Результаты управления социально-экономическими процессами находят отражения в изменениях: ВВП страны, уровня безработицы и так далее. Управленческие решения государство в зависимости от сложившихся тенденций, обусловленных социально-экономическими процессами.

Рост экономики и повышение ее конкурентоспособности на современном этапе являются одними из основных факторов национальной безопасности Республики Беларусь, а человеческий капитал – его основой, особое внимание на данном этапе должно уделяться совершенствованию государственной семейной политики сообразно с теми целями, которые государство ставит перед собой в данный период [17].

Одним из главных источников развития общества является семья. Семья служит развитию людского потенциала. Исходя из этого, государство должно разработать долговременную стратегию семейной политики. Приоритетом в этой политике должны быть семейные ценности и воспитание подрастающего поколения.

Но изменение режима воспроизводство вынуждают государство пересмотреть приоритеты и на первое место поставить создание экономической среды, которая будет укреплять семью.

Из вышеизложенного, Республика Беларусь нуждается в создании такого документа, как Концепция государственной семейной политики. Этот документ должен послужить началом для организации работы власти по вопросам жизнедеятельности семьи. Одной из главных частей, которые буду изложены в этой Концепции, должна быть часть, в которой будут указаны подходы к решению вопросов социально-экономического развития семьи.

Концепция должна в себе содержать две главные части, такие как:

- анализ всей информации содержащейся в законодательстве касающейся вопросов семьи (портрет семьи, данные о рождаемости и другое);

- она должна содержать приоритеты, такие как основные направления совершенствования.

Также в рамках Концепции нужно ввести разделения по типу семьи, от этого будут зависеть методы поддержки семьи.

Концепция государственной семейной политики подразумевает под собой усовершенствование законодательного обеспечения семейной политики.

В странах ЕС существует «Пакет детской помощи», это показывает, что общество также отвечает за подрастающее поколение. В этот пакет входят: денежные выплаты, налоговые льготы и другие услуги. Большинство стран предоставляют семьям с детьми налоговую поблажку, которая зачастую составляет большую часть «пакета детской помощи».

Генри Форд, еще в 1914 году, произвел подсчеты и произвел изменения на своем предприятии согласно которым: заработная плата женатого мужчины содержащего семью возрастала в 2 раза. Форд уже тогда понимал, что самые выгодные и надежные вложения – это вложения в человеческий капитал.

9 ноября 2014 года в силу вступил Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей». Этот указ позволит стимулировать рождаемость в стране, что хорошо скажется на развитии человеческого капитала.

Одной из важных форм поддержки семьи может стать «родительское пособие». В рамках этой формы, государство выплачивает родителю в первый год после рождения ребенка 30% средней заработной платы в стране. Это может стать началом для включения родительского труда в экономику страны.

Но есть теория о том, что материальная поддержка дает только временный эффект повышения рождаемости, после повышения рождаемости наступит спад. Исходя из вышеизложенного, материальный достаток не залог высокой рождаемости. Но на данный момент, уровень жизни семей в Республике Беларусь не высок и, можно сделать вывод о том, что на несколько десятилетий материальные меры будут довольно эффективны.

Концепция семейной политики должна достигнуть следующих задач:

– роста рождаемости в Республике Беларусь;

– увеличение количества семей с двумя и более детьми;

– увеличение количества регистрируемых браков;

– повышение благосостояния семей.

Для того, чтобы достигнуть поставленные задачи нужно разработать механизм реализации семейной политики. В него должен входить мониторинг состояния семьи. Государство должно разработать новые подходы построения обновленной модели поддержки семьи.

Основой этого механизма будет служить создание центра по изучению жизнедеятельности семьи. Центр вынужден будет вести статистики, анализировать опыт других государств и изучать влияние всех форм политики на жизнедеятельность семей. Благодаря информации полученной центром можно будет создавать новые программы семейной политики.

В ходе использования механизма появляется такой элемент как прогнозирование. Прогнозирование подразумевает под собой использование различных опросов и тому подобное.

Сфера семейных отношений предполагает сложную и непредсказуемую систему, однако, не смотря на это, в некоторых случаях эта сфера обладает повторяемостью.

Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод о том, что только разностороннее изучение сферы позволит получить более точную информацию о семейной состоянии и воздействовать на данную социальную сферу.

Государственная семейная политика нужно совершенствоваться по следующим направлениям:

- на законодательном уровне;

- в сфере труда и занятости;

- в области охраны здоровья населения;

- и другое.

В государственной политике нужно выделить два этапа по повышению роли семьи в человеческом капитале. Эти этапы совершенно разные и каждый имеет свой определенный подход. В первом этапе все мероприятия должны быть направлены на улучшение здоровья детей, жилищной обеспеченности семьи, повышение уровня жизни. А основной задачей второго этапа является создание качественного человеческого капитала путем отказа государства от прямой помощи семьям.

Таким образом, государству нужно разработать новую модель семейной политики, которая будет ориентирована на развитие человеческого капитала. А способствовать развитию будет стратегия регулирования социальной сферой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человеческий капитал представляет собой определенный комплекс производительных способностей человека, которыми обычно считают здоровье, природные особенности человека, уровень его образования и профессионала, а также трудовую мобильность индивида.

Инвестиции, вкладываемые в человеческий капитал, включают в себя такие инвестиции в образование, мотивацию, здоровый образ жизни и культуру.

Важнейшими инвестициями в человека, являются инвестиции в его здоровье. Ведь охрана здоровья действительно продлевает жизнь человека, а, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Культура накладывает свой отпечаток на процесс воспроизводства человеческого капитала, затрагивая, прежде всего его психологическую составляющую.

Чтобы человеческий капитал эффективно работал нужно обеспечить конкурентоспособное качество жизни и сделать это на уровне развитых стран. Если же это не будет сделано, то высококвалифицированные специалисты будут искать место работы и жизни более комфортное, чем нынешнее.

Труд и качество – главные части человеческого капитала. А качество труда определяет качество жизни.

Труд и качество – главные части человеческого капитала. А качество труда определяет качество жизни.

В настоящее время утверждена государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2016-2020 годы. Эта программа направлена на создание условий для улучшения здоровья населения и укрепление семейных ценностей, реализация данной программы осуществляется в настоящее время.

В государственной политике нужно выделить два этапа по повышению роли семьи в человеческом капитале. Эти этапы совершенно разные и каждый имеет свой определенный подход. В первом этапе все мероприятия должны быть направлены на улучшение здоровья детей, жилищной обеспеченности семьи, повышение уровня жизни. А основной задачей второго этапа является создание качественного человеческого капитала путем отказа государства от прямой помощи семьям.

Также, государству нужно разработать новую модель семейной политики, которая будет ориентирована на развитие человеческого капитала. А способствовать развитию будет стратегия регулирования социальной сферой.

Наши рекомендации