Определение цены научно-технической разработки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Казанский национальный исследовательский технический университет

им. А.Н. Туполева-КАИ»

Институт (факультет) Институт экономики, управления и социальных технологий

(наименование института, в состав которого входит кафедра, ведущая дисциплину)

Кафедра _ Экономики и управления на предприятии____

(наименование кафедры, ведущей дисциплину)

Л.Л. Надреева.

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Экономика труда»

КАЗАНЬ

Введение

Наметившиеся положительные тенденции в динамике отечественной промышленности обусловили повышенное внимание к проблемам труда. Следствием этого стало, в частности, включение в образовательные стандарты высшего профессионального образования направления экономики дисциплины «Экономика труда».

Составной частью изучения этой дисциплины является выполнение курсовой работы. В ней студенты закрепляют навыки исследовательской работы, обобщения результатов анализа, разработки рекомендаций по повышению эффективности труда. В практической части курсовой работы студенты знакомятся с одним из методов оплаты труда в инженерном коллективе, обеспечивающем увязку заработной платы и результатов труда, и выполняют соответствующие расчеты.

1. Общие положения

Процесс выполнения курсовой работы со­стоит из следующих этапов:

- выбор темы курсовой работы (осуществляется, как правило, в соответствии с номером в списке группы);

- составление схемы исследования;

- разработка плана курсовой работы;

- детализация разделов плана;

- сбор и анализ необходимых данных по объекту исследования;

- изучение научно - исследовательской и методической литера­туры;

- выбор методов и инструментария решения проблем и задач, поставленных в курсовой работе;

- выполнение практической части курсовой работы;

- оформление.

Курсовая работа - продукт самостоятельного творчества студен­та, и ответственность за правильностъ анализа и расчетов, за сделанные выводы, своевременность выполнения и правильность оформле­ния работы несет сам студент как автор работы.

2. Основные требования к выполнению курсовой работы

Курсовая работа представляет собой результат раз­работки избранной темы на основе изучения литературы: учебно-методической, научно-исследовательской, справочной, нормативной. Кроме того, для овладения современными концепциями и актуальными разработками, а также передовым опытом совершенствования организации труда, нормирования, оплаты труда студенты должны использовать в работе журналы «Нормирование и оплата труда», «Человек и труд», труды конференций, научные труды.

Поисковый (исследовательский) характер курсовой работы предполагает выявление какой-либо проблемы в ходе изучения теории или приклад­ных разработок по данной теме. Последняя может проявиться в несовпадении или противоречии позиций различных авторов по какому-либо вопросу, в несоответствии теоретических положений реальным фактам, в существовании «пробелов» в теоретической или прикладной разработке какого-либо вопроса и т.д.

При подготовке cтудентом курсовой работы проблемно-исследовательского характера необходима определенная психологиче­ская установка, которая включает в себя критическое отношение к различным точкам зрения и концепциям, содержащимся в научных и учебно-методических публикациях. Существенное значение имеет спо­собность к обоснованию и аргументированной защите собственной позиции. Однако эти качества могут проявиться лишь на основе хоро­шего владения учебным материалом по данной и смежным дисципли­нам.

2.1 Структура курсовой работы

Курсовая работа состоит из пояснительной записки и, при необ­ходимости, графического материала (схем, графиков, таблиц и т.п.). Пояснительная записка включает: введение, главы или разделы (не ме­нее двух), заключение, список литературы и приложения (если это не­обходимо). Главы разбиваются на параграфы. Если параграфы не выделяются, принято использовать обозначение "раздел". Каждая из со­ставных частей (глава, параграф, раздел) представляет собой относи­тельно законченный фрагмент или этап работы, содержащий решения одной из поставленных задач или разработку одного из аспектов про­блемы. Главы или разделы должны быть сопоставимы друг с другом по своему объему. Значительные расхождения между ними свидетельствуют о неправильной организации материала.

Введение следует рассматривать как своеобразную программу работы. Поэтому оно включает в себя ряд необходимых элементов. Наиболее важными элементами введения являются:

- обоснование актуальности темы;

- оценка степени разработанности темы;

- определение объекта и предмета исследования;

- формулировка цели и задач работы.

Актуальность темы подразумевает ее практическую и теорети­ческую значимость. Эта значимость не всегда очевидна, и умение студента обосновать актуальность темы показывает его способность ориентироваться как в учебно-методическом материале, так и в реальной экономической ситуации.

Оценка степени разработанности темы предполагает обзор имеющейся литературы. Обзор включает в себя характеристику основ­ных результатов исследования или особенности позиций авторов, разрабатывающих данную проблему.

Объект исследования - это область экономической реальности, на которую направлено внимание исследователя. Такими объектами могут быть предприятие, отрасль, национальная экономика и т.п. Вы­деление объекта позволяет обозначить пространственные границы анализа, придать ему (анализу) определенность. С этой же целью обо­значаются временные границы исследования посредством указания на конкретный этан развития общества (например, условия переходной экономики, постиндустриальное общество), периoд функционирования предприятия (краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный пери­од) и т.п.

Предмет исследования - это определенный аспект (сторона) ре­альности. Например, объект исследования - предприятие; предмет – организация оплаты труда.

Формулировка цели должна содержать предполагаемый резуль­тат работы. Цель представляет собой своеобразный вектор, вокруг ко­торого концентрируется исследование. Постановка цели определяется познавательными интересами автора и темой работы, конкретизируя ее и задавая основное направление исследованию. Типичные ошибки при постановке цели:

- расплывчатость, неконкретность формулировки;

- выход за пределы темы работы;

- зауженность цели рассмотрением ка­кого-то одного аспекта темы или решением какой-либо частной, пери­ферийной задачи.

Цель достигается решением ряда задач. Формулировка задач определяет тактику исследования. Постановка задач находит отраже­ние и в структуре работы - разделах, главах, параграфах.

Если курсовая работа имеет ярко выраженный прикладной ха­рактер и предполагает изучение какого-либо реального объекта (например, "Организация оплаты труда на ОАО «КМПО»), необходимо во введении дать краткую характеристику метода исследования. Здесь следует указать на аналитическую базу работы - совокупность нормативных и иных материалов, на которые опирается исследование.

Основное содержание (главы или разделы) работы. К написа­нию этой части работы не предъявляются какие-либо формальные требования с точки зрения их структуры. Следует лишь учитывать, что главы (разделы) должны быть относительно самостоятельными и в то же время - логически взаимосвязанными частями работы.

Результаты обработки фактических данных могут быть пред­ставлены и виде таблиц или схем (рисунков). Каждая таблица (или ри­сунок) должна иметь четко сформулированное название, отражающее ее содержание. В верхнем правом углу таблицы пишется ее номер. Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной, не связанной с делением работы на разделы и главы. Таблицы, которые не вписываются в основной текст, следует выносить в приложение, тем более что наличие большого количества таблиц в тексте затрудняет восприятие материала.

Все цитаты, используемые факты, цифровые данные и т.д. долж­ны быть обязательно подтверждены ссылками на источники и литера­туру.

К признакам, позволяющим квалифицировать работу как само­стоятельную, творческую, относятся:

- собственная интерпретация содержащихся в литературе по­ложений;

- умение автора найти оригинальный аспект проблемы;

- единство стиля изложения;

- умение собрать, проанализировать фактический материал и сделать соответствующие выводы.

Объем основной (теоретической) части - 25-30страниц.

Помимо теоретической, курсовая работа содержит практическую часть. Методические указания для выполнения практической части курсовой работы приведены в п.5.

Заключение должно включать в себя основные выводы по теоретической части ра6оты, результаты решения поставленных задач и перспективы дальнейшей разработки темы. В заключении могут быть также сформулированы рекомендации практического использования результатов исследо­вания.

2.2. Оформление курсовой работы – в соответствии с общеинститутскими требованиями

Список литературы включает не менее 10 источников. Обычно приме­няется алфавитный принцип составления списка. Но возможен вариант, когда вначале перечисляются источники, нормативные материалы (законы, подзаконные акты, инструкции и т.д.) или труды ученого, творчество которого исследуется в курсовой работе.

Курсовая работа должна соответствовать требованиям нормоконтроля.

3. Критерии оценки и защита курсовой работы

Защита курсовых работ проводится в установленные кафедрой сроки. Не позднее, чем за неделю до защиты, окончательный вариант курсовой работы должен быть представлен научному руководителю для проверки и получения допуска к защите. Допуск оформляется в виде подписи научного руководителя на титульном листе. Оценка за курсовую работу выставляется по совокупности представленного материала и его защиты.

Курсовая работа должна продемонстрировать уровень теоретической подготовки студента, способность критического осмысления проблемы, умение творчески и самостоятельно находить и обосновывать решения, имеющие практическую значимость.

Курсовая работа оценивается максимальным количеством баллов, если в ней:

- представлен критический анализ взглядов различных авторов по вопросам исследуемой проблемы;

- изложено собственное отношение к точкам зрения, имеющимся в литературе по данному вопросу;

- показана методика исследования;

- составлена достаточно полная библиография по теме;

- грамотно, без ошибок выполнены расчеты;

- работа и ее этапы сданы в срок;

- работа оформлена в соответствии с требованиями;

- на защите курсовой работы были даны полные и четкие ответы на все вопросы.

Оценка курсовой работы снижается, если:

- требования, предъявляемые к работе, не выполнены в полной мере;

- отдельные вопросы плана работы, утвержденные научным руководителем, не изложены или изложены поверхностно, без достаточного теоретического обоснования;

- в освещении отдельных, даже не основных положений работы содержатся теоретически неправильные определения либо неточности, которые свидетельствуют о пробелах в тех теоретических знаниях, которые студент должен иметь по учебному плану.

Курсовая работа оценивается неудовлетворительно, если:

- в ней содержатся грубые теоретические ошибки и поверхностное освещение основных положений темы, неосмысленное, механическое изложение цитат;

- вместо теоретического освещения вопросов темы в работе дается по преимуществу поверхностное описание конкретных фактов, примеров, отдельных цифровых данных, заимствованных из уже хорошо известных литературных источников;

- допущены ошибки при выполнении практической части курсовой работы.

Курсовая работа, не получившая « зачет», переделывается частично или полностью в срок, установленный кафедрой.

4. Примерная тематика курсовых работ

1. Государственное регулирование заработной платы в рыночной экономике.

2. Коллективно-договорное регулирование оплаты труда: сущность и сфера применения.

3. Основные функции заработной платы в современных экономических условиях развития России и их практическая реализация.

4. Условия применения и эффективность использования различных форм заработной платы.

5. Эффективность производства товаров и производительность труда: сущность, значение, ключевые факторы роста.

6. Проблемы управления производительностью труда в условиях рыночной экономики.

7. Причины безработицы в рыночной экономике и механизмы регулирования ее уровня.

8. Безработица в России: виды, формы, социально-экономические последствия.

9. Формы и методы социальной поддержки безработных: российский и мировой опыт.

10. Инфраструктура регулирования занятости населения в РФ.

11. Основные сферы реализации социального партнерства в России.

12. Человеческий капитал: механизмы формирования и развития.

13. Особенности функционирования рынка труда и воздействие на него структурных изменений в экономике.

14. Государственная политика в области занятости.

15. Особенности регулирования оплаты труда в бюджетной сфере экономики РФ.

16. Государственное регулирование демографических и миграционных процессов.

17. Развитие малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости.

18. Рынок труда в условиях становления информационного общества.

19. Сегментация рынка труда и проблемы дискриминации.

20. Организация труда и её совершенствование на предприятии.

21. Нетрадиционные системы оплаты труда.

22. Методы нормирования труда и методика установления норм времени, выработки, нормированных заданий.

23. Прогрессивные формы организации труда.

24. Затраты рабочего времени и методы их исследования.

25. Система премирования на предприятии.

26. Разделение и кооперация труда на предприятии.

27. Тарифная система оплаты труда: сущность, содержание и проблемы развития.

28. Нормирование труда: понятие, место в хозяйственной деятельности предприятия.

29. Совершенствование нормирования груда на предприятии.

30. Нормы и нормативы по труду: классификация и методы установления.

31. Коллективные системы организации и стимулирования труда.

32. Микроэлементное нормирование труда.

33. Организация оплаты труда руководителей, специалистов и служащих.

34. Анализ состояния организации и нормирования труда

35. Формы и системы заработной платы.

36. Фонд оплаты труда на предприятии

37. Нормирование труда руководителей, специалистов и служащих

38. Исследование трудовых процессов и затрат рабочего времени

39. Организация оплаты труда рабочих.

40. Основные направления совершенствования организации, нормирования и оплаты труда.

41. Взаимосвязь оплаты и результатов труда работников.

42. Стимулирующие и компенсационные доплаты и надбавки.

43. Управление организацией и нормированием труда.

44. Трудовой процесс и принципы его организации.

45. Современные тенденции, проблемы и политика в области оплаты труда.

5. Методические указания для выполнения практической части курсовой работы

Цель данного раздела курсовой работы - ознакомление с одним из методов определения заработной платы членов инженерного коллектива.

Наиболее сложным и болезненным вопросом в любом коллекти­ве является распределение заработной платы. Многие ученые, специа­листы и практики заняты поисками объективных критериев определе­ния величины трудового вклада в общие результаты и соответственно величины фонда заработной платы цеха, участка, бригады, заработной платы отдельного рабочего. Вместе с тем вопросы оплаты инженерного труда представлены в нашей экономической литературе и практике яв­но недостаточно.

Предложенный метод определения величины заработной платы инженеров рекомендуется использовать во временных трудовых кол­лективах, создаваемых для решения определенных разовых задач, а также в постоянных коллективах, занятых инженерными разработками (например, в проектных ОСу).

Сущность метода заключается в определении заработной платы каждого инженера в зависимости от объема выполненной им работы.

Расчет заработной платы осуществляется в три этапа:

1. Определение цены научно-технической разработки.

2. Расчет фонда заработной платы инженерного коллектива.

3. Распределение объема работ и фонда заработной платы между исполнителями.

Остановимся последовательно на каждом этапе.

Определение цены научно-технической разработки

Расчет цены разработки выполняется по усредненным отрасле­вым нормативам и ценам.

В приложениях I - 5 приведен ценнник для разработчиков нестандартизированного технологического оборудования для авиацион­ного производства.

Основой расчета цены разработки является стоимость одного листа чертежа формата А1 (или его части), которая дифференцирована:

- по стадиям разработки (техническое задание, эскизный проект, технический проект, деталировка, сборка, пояснительная записка, тех­нико-экономические расчеты);

- по сложности (группам новизны сборочных единиц) (приложение 6);

- по номеру нормы, соответствующему количеству размеров на чертеже, необходимых для геометрических построений (на этапе сборки - количеству деталей, входящих в сборочный чертеж).

Объем чертежных листов и состав конструкторской докумен­тации определяется по ГОСТ 2.103-68.

Расчет цены разработки осуществляется по формуле:

Определение цены научно-технической разработки - student2.ru ( 1)

где Ц - цена научно-технической разработки, руб.;

n - количество стадий научно-технической разработки;

Кп - коэффициент соотношения минимальной заработной платы на момент расчета цены разработки и минимальной заработной пла­ты, действующей на момент утверждения цен, приведенных в при­ложении 1. Величина последней - 80 руб.;

Цр - цена разработки р-й стадии. Определяется по формуле:

Определение цены научно-технической разработки - student2.ru

где Цjk - стоимость одного листа чертежа формата А1 (или его части) j-й группы новизны, к-го номера нормы, руб.;

m - количество групп новизны;

/ - количество номеров нормы;

Njk - количество листов чертежа формата A1, j-й группы новиз­ны, k-го номера нормы, шт.

Договорная цена разработки не должна быть меньше рассчи­танной цены. Применительно к условиям данной работы допускаем, что заказчик согласен с предложением разработчиков, и договорная цена равна цене разработки.

Наши рекомендации