Определение цены научно-технической разработки
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Казанский национальный исследовательский технический университет
им. А.Н. Туполева-КАИ»
Институт (факультет) Институт экономики, управления и социальных технологий
(наименование института, в состав которого входит кафедра, ведущая дисциплину)
Кафедра _ Экономики и управления на предприятии____
(наименование кафедры, ведущей дисциплину)
Л.Л. Надреева.
Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Экономика труда»
КАЗАНЬ
Введение
Наметившиеся положительные тенденции в динамике отечественной промышленности обусловили повышенное внимание к проблемам труда. Следствием этого стало, в частности, включение в образовательные стандарты высшего профессионального образования направления экономики дисциплины «Экономика труда».
Составной частью изучения этой дисциплины является выполнение курсовой работы. В ней студенты закрепляют навыки исследовательской работы, обобщения результатов анализа, разработки рекомендаций по повышению эффективности труда. В практической части курсовой работы студенты знакомятся с одним из методов оплаты труда в инженерном коллективе, обеспечивающем увязку заработной платы и результатов труда, и выполняют соответствующие расчеты.
1. Общие положения
Процесс выполнения курсовой работы состоит из следующих этапов:
- выбор темы курсовой работы (осуществляется, как правило, в соответствии с номером в списке группы);
- составление схемы исследования;
- разработка плана курсовой работы;
- детализация разделов плана;
- сбор и анализ необходимых данных по объекту исследования;
- изучение научно - исследовательской и методической литературы;
- выбор методов и инструментария решения проблем и задач, поставленных в курсовой работе;
- выполнение практической части курсовой работы;
- оформление.
Курсовая работа - продукт самостоятельного творчества студента, и ответственность за правильностъ анализа и расчетов, за сделанные выводы, своевременность выполнения и правильность оформления работы несет сам студент как автор работы.
2. Основные требования к выполнению курсовой работы
Курсовая работа представляет собой результат разработки избранной темы на основе изучения литературы: учебно-методической, научно-исследовательской, справочной, нормативной. Кроме того, для овладения современными концепциями и актуальными разработками, а также передовым опытом совершенствования организации труда, нормирования, оплаты труда студенты должны использовать в работе журналы «Нормирование и оплата труда», «Человек и труд», труды конференций, научные труды.
Поисковый (исследовательский) характер курсовой работы предполагает выявление какой-либо проблемы в ходе изучения теории или прикладных разработок по данной теме. Последняя может проявиться в несовпадении или противоречии позиций различных авторов по какому-либо вопросу, в несоответствии теоретических положений реальным фактам, в существовании «пробелов» в теоретической или прикладной разработке какого-либо вопроса и т.д.
При подготовке cтудентом курсовой работы проблемно-исследовательского характера необходима определенная психологическая установка, которая включает в себя критическое отношение к различным точкам зрения и концепциям, содержащимся в научных и учебно-методических публикациях. Существенное значение имеет способность к обоснованию и аргументированной защите собственной позиции. Однако эти качества могут проявиться лишь на основе хорошего владения учебным материалом по данной и смежным дисциплинам.
2.1 Структура курсовой работы
Курсовая работа состоит из пояснительной записки и, при необходимости, графического материала (схем, графиков, таблиц и т.п.). Пояснительная записка включает: введение, главы или разделы (не менее двух), заключение, список литературы и приложения (если это необходимо). Главы разбиваются на параграфы. Если параграфы не выделяются, принято использовать обозначение "раздел". Каждая из составных частей (глава, параграф, раздел) представляет собой относительно законченный фрагмент или этап работы, содержащий решения одной из поставленных задач или разработку одного из аспектов проблемы. Главы или разделы должны быть сопоставимы друг с другом по своему объему. Значительные расхождения между ними свидетельствуют о неправильной организации материала.
Введение следует рассматривать как своеобразную программу работы. Поэтому оно включает в себя ряд необходимых элементов. Наиболее важными элементами введения являются:
- обоснование актуальности темы;
- оценка степени разработанности темы;
- определение объекта и предмета исследования;
- формулировка цели и задач работы.
Актуальность темы подразумевает ее практическую и теоретическую значимость. Эта значимость не всегда очевидна, и умение студента обосновать актуальность темы показывает его способность ориентироваться как в учебно-методическом материале, так и в реальной экономической ситуации.
Оценка степени разработанности темы предполагает обзор имеющейся литературы. Обзор включает в себя характеристику основных результатов исследования или особенности позиций авторов, разрабатывающих данную проблему.
Объект исследования - это область экономической реальности, на которую направлено внимание исследователя. Такими объектами могут быть предприятие, отрасль, национальная экономика и т.п. Выделение объекта позволяет обозначить пространственные границы анализа, придать ему (анализу) определенность. С этой же целью обозначаются временные границы исследования посредством указания на конкретный этан развития общества (например, условия переходной экономики, постиндустриальное общество), периoд функционирования предприятия (краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период) и т.п.
Предмет исследования - это определенный аспект (сторона) реальности. Например, объект исследования - предприятие; предмет – организация оплаты труда.
Формулировка цели должна содержать предполагаемый результат работы. Цель представляет собой своеобразный вектор, вокруг которого концентрируется исследование. Постановка цели определяется познавательными интересами автора и темой работы, конкретизируя ее и задавая основное направление исследованию. Типичные ошибки при постановке цели:
- расплывчатость, неконкретность формулировки;
- выход за пределы темы работы;
- зауженность цели рассмотрением какого-то одного аспекта темы или решением какой-либо частной, периферийной задачи.
Цель достигается решением ряда задач. Формулировка задач определяет тактику исследования. Постановка задач находит отражение и в структуре работы - разделах, главах, параграфах.
Если курсовая работа имеет ярко выраженный прикладной характер и предполагает изучение какого-либо реального объекта (например, "Организация оплаты труда на ОАО «КМПО»), необходимо во введении дать краткую характеристику метода исследования. Здесь следует указать на аналитическую базу работы - совокупность нормативных и иных материалов, на которые опирается исследование.
Основное содержание (главы или разделы) работы. К написанию этой части работы не предъявляются какие-либо формальные требования с точки зрения их структуры. Следует лишь учитывать, что главы (разделы) должны быть относительно самостоятельными и в то же время - логически взаимосвязанными частями работы.
Результаты обработки фактических данных могут быть представлены и виде таблиц или схем (рисунков). Каждая таблица (или рисунок) должна иметь четко сформулированное название, отражающее ее содержание. В верхнем правом углу таблицы пишется ее номер. Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной, не связанной с делением работы на разделы и главы. Таблицы, которые не вписываются в основной текст, следует выносить в приложение, тем более что наличие большого количества таблиц в тексте затрудняет восприятие материала.
Все цитаты, используемые факты, цифровые данные и т.д. должны быть обязательно подтверждены ссылками на источники и литературу.
К признакам, позволяющим квалифицировать работу как самостоятельную, творческую, относятся:
- собственная интерпретация содержащихся в литературе положений;
- умение автора найти оригинальный аспект проблемы;
- единство стиля изложения;
- умение собрать, проанализировать фактический материал и сделать соответствующие выводы.
Объем основной (теоретической) части - 25-30страниц.
Помимо теоретической, курсовая работа содержит практическую часть. Методические указания для выполнения практической части курсовой работы приведены в п.5.
Заключение должно включать в себя основные выводы по теоретической части ра6оты, результаты решения поставленных задач и перспективы дальнейшей разработки темы. В заключении могут быть также сформулированы рекомендации практического использования результатов исследования.
2.2. Оформление курсовой работы – в соответствии с общеинститутскими требованиями
Список литературы включает не менее 10 источников. Обычно применяется алфавитный принцип составления списка. Но возможен вариант, когда вначале перечисляются источники, нормативные материалы (законы, подзаконные акты, инструкции и т.д.) или труды ученого, творчество которого исследуется в курсовой работе.
Курсовая работа должна соответствовать требованиям нормоконтроля.
3. Критерии оценки и защита курсовой работы
Защита курсовых работ проводится в установленные кафедрой сроки. Не позднее, чем за неделю до защиты, окончательный вариант курсовой работы должен быть представлен научному руководителю для проверки и получения допуска к защите. Допуск оформляется в виде подписи научного руководителя на титульном листе. Оценка за курсовую работу выставляется по совокупности представленного материала и его защиты.
Курсовая работа должна продемонстрировать уровень теоретической подготовки студента, способность критического осмысления проблемы, умение творчески и самостоятельно находить и обосновывать решения, имеющие практическую значимость.
Курсовая работа оценивается максимальным количеством баллов, если в ней:
- представлен критический анализ взглядов различных авторов по вопросам исследуемой проблемы;
- изложено собственное отношение к точкам зрения, имеющимся в литературе по данному вопросу;
- показана методика исследования;
- составлена достаточно полная библиография по теме;
- грамотно, без ошибок выполнены расчеты;
- работа и ее этапы сданы в срок;
- работа оформлена в соответствии с требованиями;
- на защите курсовой работы были даны полные и четкие ответы на все вопросы.
Оценка курсовой работы снижается, если:
- требования, предъявляемые к работе, не выполнены в полной мере;
- отдельные вопросы плана работы, утвержденные научным руководителем, не изложены или изложены поверхностно, без достаточного теоретического обоснования;
- в освещении отдельных, даже не основных положений работы содержатся теоретически неправильные определения либо неточности, которые свидетельствуют о пробелах в тех теоретических знаниях, которые студент должен иметь по учебному плану.
Курсовая работа оценивается неудовлетворительно, если:
- в ней содержатся грубые теоретические ошибки и поверхностное освещение основных положений темы, неосмысленное, механическое изложение цитат;
- вместо теоретического освещения вопросов темы в работе дается по преимуществу поверхностное описание конкретных фактов, примеров, отдельных цифровых данных, заимствованных из уже хорошо известных литературных источников;
- допущены ошибки при выполнении практической части курсовой работы.
Курсовая работа, не получившая « зачет», переделывается частично или полностью в срок, установленный кафедрой.
4. Примерная тематика курсовых работ
1. Государственное регулирование заработной платы в рыночной экономике.
2. Коллективно-договорное регулирование оплаты труда: сущность и сфера применения.
3. Основные функции заработной платы в современных экономических условиях развития России и их практическая реализация.
4. Условия применения и эффективность использования различных форм заработной платы.
5. Эффективность производства товаров и производительность труда: сущность, значение, ключевые факторы роста.
6. Проблемы управления производительностью труда в условиях рыночной экономики.
7. Причины безработицы в рыночной экономике и механизмы регулирования ее уровня.
8. Безработица в России: виды, формы, социально-экономические последствия.
9. Формы и методы социальной поддержки безработных: российский и мировой опыт.
10. Инфраструктура регулирования занятости населения в РФ.
11. Основные сферы реализации социального партнерства в России.
12. Человеческий капитал: механизмы формирования и развития.
13. Особенности функционирования рынка труда и воздействие на него структурных изменений в экономике.
14. Государственная политика в области занятости.
15. Особенности регулирования оплаты труда в бюджетной сфере экономики РФ.
16. Государственное регулирование демографических и миграционных процессов.
17. Развитие малого бизнеса в России и его роль в реализации программ занятости.
18. Рынок труда в условиях становления информационного общества.
19. Сегментация рынка труда и проблемы дискриминации.
20. Организация труда и её совершенствование на предприятии.
21. Нетрадиционные системы оплаты труда.
22. Методы нормирования труда и методика установления норм времени, выработки, нормированных заданий.
23. Прогрессивные формы организации труда.
24. Затраты рабочего времени и методы их исследования.
25. Система премирования на предприятии.
26. Разделение и кооперация труда на предприятии.
27. Тарифная система оплаты труда: сущность, содержание и проблемы развития.
28. Нормирование труда: понятие, место в хозяйственной деятельности предприятия.
29. Совершенствование нормирования груда на предприятии.
30. Нормы и нормативы по труду: классификация и методы установления.
31. Коллективные системы организации и стимулирования труда.
32. Микроэлементное нормирование труда.
33. Организация оплаты труда руководителей, специалистов и служащих.
34. Анализ состояния организации и нормирования труда
35. Формы и системы заработной платы.
36. Фонд оплаты труда на предприятии
37. Нормирование труда руководителей, специалистов и служащих
38. Исследование трудовых процессов и затрат рабочего времени
39. Организация оплаты труда рабочих.
40. Основные направления совершенствования организации, нормирования и оплаты труда.
41. Взаимосвязь оплаты и результатов труда работников.
42. Стимулирующие и компенсационные доплаты и надбавки.
43. Управление организацией и нормированием труда.
44. Трудовой процесс и принципы его организации.
45. Современные тенденции, проблемы и политика в области оплаты труда.
5. Методические указания для выполнения практической части курсовой работы
Цель данного раздела курсовой работы - ознакомление с одним из методов определения заработной платы членов инженерного коллектива.
Наиболее сложным и болезненным вопросом в любом коллективе является распределение заработной платы. Многие ученые, специалисты и практики заняты поисками объективных критериев определения величины трудового вклада в общие результаты и соответственно величины фонда заработной платы цеха, участка, бригады, заработной платы отдельного рабочего. Вместе с тем вопросы оплаты инженерного труда представлены в нашей экономической литературе и практике явно недостаточно.
Предложенный метод определения величины заработной платы инженеров рекомендуется использовать во временных трудовых коллективах, создаваемых для решения определенных разовых задач, а также в постоянных коллективах, занятых инженерными разработками (например, в проектных ОСу).
Сущность метода заключается в определении заработной платы каждого инженера в зависимости от объема выполненной им работы.
Расчет заработной платы осуществляется в три этапа:
1. Определение цены научно-технической разработки.
2. Расчет фонда заработной платы инженерного коллектива.
3. Распределение объема работ и фонда заработной платы между исполнителями.
Остановимся последовательно на каждом этапе.
Определение цены научно-технической разработки
Расчет цены разработки выполняется по усредненным отраслевым нормативам и ценам.
В приложениях I - 5 приведен ценнник для разработчиков нестандартизированного технологического оборудования для авиационного производства.
Основой расчета цены разработки является стоимость одного листа чертежа формата А1 (или его части), которая дифференцирована:
- по стадиям разработки (техническое задание, эскизный проект, технический проект, деталировка, сборка, пояснительная записка, технико-экономические расчеты);
- по сложности (группам новизны сборочных единиц) (приложение 6);
- по номеру нормы, соответствующему количеству размеров на чертеже, необходимых для геометрических построений (на этапе сборки - количеству деталей, входящих в сборочный чертеж).
Объем чертежных листов и состав конструкторской документации определяется по ГОСТ 2.103-68.
Расчет цены разработки осуществляется по формуле:
( 1)
где Ц - цена научно-технической разработки, руб.;
n - количество стадий научно-технической разработки;
Кп - коэффициент соотношения минимальной заработной платы на момент расчета цены разработки и минимальной заработной платы, действующей на момент утверждения цен, приведенных в приложении 1. Величина последней - 80 руб.;
Цр - цена разработки р-й стадии. Определяется по формуле:
где Цjk - стоимость одного листа чертежа формата А1 (или его части) j-й группы новизны, к-го номера нормы, руб.;
m - количество групп новизны;
/ - количество номеров нормы;
Njk - количество листов чертежа формата A1, j-й группы новизны, k-го номера нормы, шт.
Договорная цена разработки не должна быть меньше рассчитанной цены. Применительно к условиям данной работы допускаем, что заказчик согласен с предложением разработчиков, и договорная цена равна цене разработки.