Социально-экономическое и экологическое воздействие туризма
Туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, на транспорте, и таким образом, участвуют в экономике страны пребывания. Это участие можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного воздействия. Прямое воздействие – это объем расходов туристов за вычетом импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым поступают расходы туристов, нуждаются в покупке товаров и услугах из других секторов экономики, например: гостинцы пользуются услугами строителей - косвенное воздействие.
Доходы от туризма в структуре ВВП РБ составляют 0,5%, в то время, как в развитых странах, в среднем, - 7%. Из 15 тыс объектов природного и историко-культурного наследия в туристических целях задействованы менее 5%. Преобладает тенденция выездного туризма над въездным.
Туризм может оказать негативное воздействие на экономику – переброска ресурсов из одной сферы экономики в производство туристической продукции.
Расходы в туристической инфраструктуре отражают огромное бремя, которое несет государственный бюджет.
Ограничивающие меры для туризма - ограничение ввоза и вывоза иностранной валюты, административное квотирование количества путешествующих.
Вклад международного туризма в платежный баланс страны выражается в виде разницы между общими расходами иностранных туристов в стране и общими расходами резидентов этой же страны за рубежом.
Международный туризм может влиять на политику, проводимую государствами по стабилизации платежного баланса.
Обычно положительный туристический текущий баланс имеется у стран, находящихся в Средиземноморском бассейне: Франции, Италии, Испании, на Кипре, Мальте, а также Австрии, Швейцарии. Из развивающихся стран сюда можно включить Тунис, Таиланд, Мексику, страны Карибского бассейна.
Что касается стран с отрицательным текущим туристическим балансом то это в основном, индустриально развитые страны с высоким уровнем жизни — Скандинавские страны, Германия, Канада и нефтедобывающие страны Персидского залива.
У большинства развивающихся стран ситуация пессимистична. Они имеют отрицательный туристический баланс, поскольку не обладают необходимой инфраструктурой для привлечения туристов.
Рост туризма создает в странах независимо от уровня их развития много рабочих мест.
Примерно 100 млн. чел. работает но всем мире в сфере туризма и половина из них работает в гостиничной индустрии (большая часть которых женщины и иностранцы).
Прямое социально-культурное воздействие возникает в результате контакта туристов с местным населением:
1. когда туристы покупают продукты и пользуются услугами местного населения;
2. когда местные жители и туристы вместе пользуются различными средствами, например, транспортом, рестораном, а также окружающей средой и т.д.;
3. когда туристы и местное население вместе проводят культурные мероприятия.
Социальное влияние может оказаться и положительным (обмен культурной информацией), и отрицательным(следствие прямого контакта, но могут возникнуть и из-за непропорционального развития туризма и неэффективности реализации потенциальных возможностей.).
На окружающую среду туризм может оказывать прямое, косвенное и побуждающее воздействие.
Оно может быть положительным и отрицательным.
Положительное воздействие туризма включает: охрану и реставрацию исторических памятников, создание национальных парков и заповедников, защиту берегов и рифов, сохранение лесов и т.д.
Негативные воздействия - воздействие транспортных средств на качество воды в; шум в результате деятельности разных развлекательных заведений;
Надо отметить, что защита окружающей среды более простая и дешевая мера, чем исправление нанесенного вреда в будущем.
Государство и туризм. Планирование и политика развития туризма
Обычно в странах создается Министерство по туризму. В государствах с децентрализованной властью туризм находится в подчинении местной администрации. В нашей стране туризмом управляет Министерство спорта и туризма Республики Беларусь.
Государство участвует в различных международных организациях, представляя свой туристический сектор. Флагманом международного туризма является Всемирная Туристская Организация (ВТО). Существуют также другие международные организации, так или иначе связанные с туризмом: Международная Ассоциация Воздушного Транспорта (ИАТА), Международная Организация Гражданской Авиации (ИКАО).
Также были образованы много региональных организаций: Европейская Комиссия Путешествий (ЕТК), Азиатско-Тихоокеанская Ассоциация Путешествий (ПАТА), Карибская Туристическая Организация (КТО) и др. Их усилия, в основном, направлены на маркетинг, продвижение и предоставление технической помощи.
В обязанности ВТО входит:
1. оказание помощи своим странам-членам;
2. исследовательская работа, состоящая из семи основных сфер исследований (тренды -- общие направления мирового туризма, туристические рынки, предприятия и их оснащенность, планирование и развитие туризма, экономический и финансовый анализ, воздействие туризма, представление туризма за рубежом);
3. обеспечение статистической информацией; гармонизация политики, проводимой разными странами, оказание помощи странам-участникам при максимизации положительного воздействия туризма на их экономику, спонсирование образования и повышения квалификации и т.д.
В историческом плане ВТО с 1975-го года является преемником Международного Общества Официальных Туристических Организаций, которое объединяло национальные туристические организации около ста стран, начиная с 1946 г.
Европейская Комиссия Путешествий создана Национальными Туристическими Организациями европейских государств как неприбыльная организация в 1948 г. и включает 21 участника. Её работа поддерживается Европейской Комиссией, которая рассматривает туризм как индустрию, имеющую огромное экономическое и социальное значение для ЕС. Цели комиссии:
1. благоприятствование кооперированию международного туризма в Европе;
2. проведение исследований;
3. обмен информацией при проектировании развития туризма и для маркетинговых схем;
4. продвижение туристического продукта в других странах Европы и европейского туристического продукта в других странах, особенно в Северной Америке и Японии.
Этапы планирования развития туризма:
• сбор и анализ информации о ресурсах;
• применение аналитического инструментария;
• анализ решений и выбор приоритетного варианта.
Цели развития туризма:
• полное распределение прямой и косвенной экономической выгоды туризма на как можно большую часть местного населения;
• сохранение природных, социально-культурных ресурсов как составной части развития туризма;
• максимизация поступлений иностранной валюты для укрепления платежного баланса страны;
• привлечение платежеспособных клиентов;
• увеличение занятости;
• поддержка отстающих регионов с помощью увеличения доходов и занятости там.
Планирование развития туризма проводится на местном, национальном и международном уровнях.
Туристическая политика преследует экономические и неэкономические цели.
К экономическим целям можно отнести поощрение некоторых видов потребления с увеличением производства в специфических секторах, в специфических географических зонах, контроль над внешней торговлей, занятостью и над экономическим ростом. К неэкономическим целям относятся: достижение свободы передвижения людей, возрождение природного и культурного наследия и другие.
Экономическая политика поощряет развитие туризма, применяя специальные бюджетные, денежные и фискальные меры. Бюджетные меры включают в себя государственное финансирование из бюджета, специально составленного для туризма, и имеют следующие формы:
• займы по очень низким процентным ставкам, предназначенные для инвестирования проектов крупных туристических инфраструктур;
• субсидии, предназначенные для поощрения приоритетных направлений развития туризма.
Денежные меры применяются, в основном, для поддержки международной конкурентоспособности туристического продукта страны.,,
Фискальные меры — это налоговые льготы для туристических фирм, которые представляют собой освобождение от налогов полностью или частично, или снижение налогов.
Туризм поощряется и с помощью социальной политики, проводимой государством, к которой относится регулирование продолжительности рабочего дня, отпусков, профессиональной подготовки.
В последнее время в мире осуществляются определенные инициативы в сфере социального и оздоровительного туризма. Цель политики развития этой сферы -- предоставление возможности для наибольшего количества людей провести отпуск внутри своих стран или за рубежом и восстановить свое здоровье и трудоспособность по возможно низкой цене.
Социальный туризм характеризуется:
• активным подключением разного рода социальных организаций (пенсионных фондов, трудовых советов, профсоюзов и др.);
• разнообразием финансовой поддержки (займы с низкими процентными ставками, субсидии, налоговые льготы и др.);
• использованием достижений социального прогресса, увеличивающего уровень жизни и стандарты здравоохранения.
В развитии социального туризма важное место помимо ВТО занимает Международное Бюро Социального Туризма (ИБСТ), созданное в Брюсселе в 1963 г. Оно объединяет национальные туристические организации, вовлеченные в социальный туризм, в основном, из индустриально развитых стран.