Социально-экономическое и экологическое воздействие туризма

Туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, на транспорте, и таким образом, участвуют в экономике страны пребывания. Это участие можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного воздействия. Прямое воздействие – это объем расходов туристов за вычетом импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым поступают расходы туристов, нуждаются в покупке товаров и услугах из других секторов экономики, например: гостинцы пользуются услугами строителей - косвенное воздействие.

Доходы от туризма в структуре ВВП РБ составляют 0,5%, в то время, как в развитых странах, в среднем, - 7%. Из 15 тыс объектов природного и историко-культурного наследия в туристических целях задействованы менее 5%. Преобладает тенденция выездного туризма над въездным.

Туризм может оказать негативное воздействие на экономику – переброска ресурсов из одной сферы экономики в производство туристической продукции.

Расходы в туристической инфраструктуре отражают огромное бремя, которое несет государственный бюджет.

Ограничивающие меры для туризма - ограничение ввоза и вывоза иностранной валюты, административное квотирование количества путешест­вующих.

Вклад международного туризма в платежный баланс страны выражается в виде разницы между общими расходами иностранных туристов в стране и общими расхо­дами резидентов этой же страны за рубежом.

Международный туризм может влиять на политику, проводимую государствами по стабилизации платежного баланса.

Обычно положительный туристический текущий баланс имеется у стран, нахо­дящихся в Средиземноморском бассейне: Франции, Италии, Испании, на Кипре, Мальте, а также Австрии, Швейцарии. Из развивающихся стран сюда можно включить Тунис, Таиланд, Мексику, страны Карибского бассейна.

Что касается стран с отрицательным текущим туристическим балансом то это в основном, индустриально развитые страны с высоким уровнем жизни — Скандинавские страны, Германия, Канада и нефтедобывающие страны Персидского залива.

У большинства развивающихся стран ситуация пессимистична. Они имеют отрицательный туристический баланс, поскольку не обладают необходимой инфраструктурой для привлечения туристов.

Рост туризма создает в странах независимо от уровня их развития много рабочих мест.

Примерно 100 млн. чел. работает но всем мире в сфере туризма и половина из них работает в гостиничной индустрии (большая часть которых женщины и иностранцы).

Прямое социально-культурное воздействие возникает в результате контакта туристов с местным населением:

1. когда туристы покупают продукты и пользуются услугами местного населения;

2. когда местные жители и туристы вместе пользуются различными средствами, например, транспортом, рестораном, а также окружающей средой и т.д.;

3. когда туристы и местное население вместе проводят культурные мероприятия.

Социальное влияние может оказаться и положительным (обмен культурной информацией), и отрицательным(следствие прямого контакта, но могут возникнуть и из-за непропорционального развития туризма и неэффективности реализации потенциальных возможностей.).

На окружающую среду туризм может оказывать прямое, косвенное и побуж­дающее воздействие.

Оно может быть положительным и отрицательным.

Положительное воздействие туризма включает: охрану и реставрацию истори­ческих памятников, создание национальных парков и заповедников, защиту бере­гов и рифов, сохранение лесов и т.д.

Негативные воздействия - воздействие транспортных средств на качество воды в; шум в результате деятельности разных развле­кательных заведений;

Надо отметить, что защита окружающей среды более простая и дешевая мера, чем исправление нанесенного вреда в будущем.

Государство и туризм. Планирование и политика развития туризма

Обычно в странах создается Министерство по туризму. В государствах с децентрализованной властью туризм находится в подчинении местной администрации. В нашей стране туризмом управляет Министерство спорта и туризма Республики Беларусь.

Государство участвует в различных международных организациях, представляя свой туристический сектор. Флагманом международного туризма является Всемирная Туристская Организация (ВТО). Существуют также другие международные организации, так или иначе связанные с туризмом: Международная Ассоциация Воздушного Транспорта (ИАТА), Международная Организация Гражданской Авиации (ИКАО).

Также были образованы много региональных организаций: Европейская Комиссия Путешествий (ЕТК), Азиатско-Тихоокеанская Ассо­циация Путешествий (ПАТА), Карибская Туристическая Организация (КТО) и др. Их усилия, в основном, направлены на маркетинг, продвижение и предос­тавление технической помощи.

В обязанности ВТО входит:

1. оказание помощи своим странам-членам;

2. исследовательская работа, состоящая из семи основных сфер исследований (тренды -- общие направления мирового туризма, туристические рынки, предприятия и их оснащенность, планирование и развитие туризма, экономи­ческий и финансовый анализ, воздействие туризма, представление туризма за рубежом);

3. обеспечение статистической информацией; гармонизация политики, проводи­мой разными странами, оказание помощи странам-участникам при максимиза­ции положительного воздействия туризма на их экономику, спонсирование образования и повышения квалификации и т.д.

В историческом плане ВТО с 1975-го года является преемником Международ­ного Общества Официальных Туристических Организаций, которое объединяло национальные туристические организации около ста стран, начиная с 1946 г.

Европейская Комиссия Путешествий создана Национальными Туристическими Организациями европейских государств как неприбыльная организация в 1948 г. и включает 21 участника. Её работа поддерживается Европейской Комиссией, которая рассматривает туризм как индустрию, имеющую огромное экономическое и соци­альное значение для ЕС. Цели комиссии:

1. благоприятствование кооперированию международного туризма в Европе;

2. проведение исследований;

3. обмен информацией при проектировании развития туризма и для маркетинго­вых схем;

4. продвижение туристического продукта в других странах Европы и европейского туристического продукта в других странах, особенно в Северной Амери­ке и Японии.

Этапы планирования развития туризма:

• сбор и анализ информации о ресурсах;

• применение аналитического инструментария;

• анализ решений и выбор приоритетного варианта.

Цели развития туризма:

• полное распределение прямой и косвенной экономической выгоды туризма на как можно большую часть местного населения;

• сохранение природных, социально-культурных ресурсов как составной части развития туризма;

• максимизация поступлений иностранной валюты для укрепления платежного баланса страны;

• привлечение платежеспособных клиентов;

• увеличение занятости;

• поддержка отстающих регионов с помощью увеличения доходов и занятости там.

Планирование развития туризма проводится на местном, национальном и международном уровнях.

Туристическая политика преследует экономические и неэкономические цели.

К экономическим целям можно отнести поощрение некоторых видов потребления с увеличением производства в специфических секторах, в специфических географических зонах, контроль над внешней торговлей, занятостью и над экономическим ростом. К неэкономическим целям относятся: достижение свободы передвижения людей, возрождение природного и культурного наследия и другие.

Экономическая политика поощряет развитие туризма, применяя специальные бюджетные, денежные и фискальные меры. Бюджетные меры включают в себя го­сударственное финансирование из бюджета, специально составленного для туриз­ма, и имеют следующие формы:

• займы по очень низким процентным ставкам, предназначенные для инвести­рования проектов крупных туристических инфраструктур;

• субсидии, предназначенные для поощрения приоритетных направлений разви­тия туризма.

Денежные меры применяются, в основном, для поддержки международной конкурентоспособности туристического продукта страны.,,

Фискальные меры — это налоговые льготы для туристических фирм, которые представляют собой освобождение от налогов полностью или частично, или сни­жение налогов.

Туризм поощряется и с помощью социальной политики, проводимой государством, к которой относится регулирование продолжительности рабочего дня, отпусков, профессиональной подготовки.

В последнее время в мире осуществляются определенные инициативы в сфере социального и оздоровительного туризма. Цель политики развития этой сферы -- предоставление возможности для наибольшего количества людей провести отпуск внутри своих стран или за рубежом и восстановить свое здоровье и трудоспособ­ность по возможно низкой цене.

Социальный туризм характеризуется:

• активным подключением разного рода социальных организаций (пенсионных фондов, трудовых советов, профсоюзов и др.);

• разнообразием финансовой поддержки (займы с низкими процентными став­ками, субсидии, налоговые льготы и др.);

• использованием достижений социального прогресса, увеличивающего уровень жизни и стандарты здравоохранения.

В развитии социального туризма важное место помимо ВТО занимает Международное Бюро Социального Туризма (ИБСТ), созданное в Брюсселе в 1963 г. Оно объединяет национальные туристические организации, вовлеченные в социальный туризм, в основном, из индустриально развитых стран.

Наши рекомендации