Требования к уровню освоения программы и форм контроля
Южный федеральный университет
Институт экономики и внешнеэкономических связей
М.А. Катрич
Теория переходной экономики
Ростов–на–Дону, 2009
© Катрич М.А., 2009
Пояснительная записка
Программа предназначена для односеместрового курса экономики, изучаемого студентами экономических специальностей в форме заочного обучения. Курс предполагает освоение основ экономической теории переходного периода.
Курс основан на решении следующих целей:
во-первых, ознакомиться и иметь общее представление о функциях, принципах функционирования и механизме рыночной экономики в переходный период;
во-вторых, сформировать понимание теоретических основ экономической политики правительства в странах с рыночной переходной экономикой, основных направлений и инструментов этой политики.
В ходе изучения теории переходной экономики студенты должны понять сущность и характерные черты процессов формирования рыночных институтов в бывших плановых экономиках.
Курс включает описание институтов, сложившихся в рамках централизованной системы хозяйствования и объясняются причины ее неэффективности; рассматриваются основные направления радикальной экономической реформы: либерализация цен и внешней торговли, приватизация, создание новой банковской системы, новой системы налогов. Реформирование плановых экономик сопровождалось рядом парадоксальных явлений - трансформационным спадом, кризисами неплатежей, резким ростом объема бартерных сделок, интенсификацией теневой активности.
Программа курса реализуется в заочной форме обучения. Поэтому курс рассчитан на различные виды учебной и самостоятельной работы, включая самостоятельную работу с дополнительной литературой, по выполнению контрольных письменных работ и рефератов.
Методы проведения занятий:
В курсе используются следующие методы и формы занятий:
· лекции
· консультации с преподавателем
· самостоятельная подготовка
· написание письменной контрольной работы.
В процессе освоения курса студенты должны написать письменную контрольную работу на согласованную с преподавателем тему.
По окончании курса студенты сдают письменный итоговый экзамен.
Принципы оценки работы студентов:
Итоговая оценка включает оценку за написание письменной контрольной работы (40%) и оценку за экзамен, проводимый в конце семестра (60%).
В результате форм самостоятельной работе студент должен обнаружить проявление следующих ключевых компетенций:
– формулировать персональные установки по отношению к конкретной цели выполнения работы;
– обнаружить тенденцию контролировать свою деятельность с целью получения конечного конкретного результата;
– готовность и способность обучаться самостоятельно;
– поиск и использование обратной связи с преподавателем-консультантом;
– самоконтроль;
– адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;
– выявление проблемных ситуаций, связанным с достижением поставленных целей;
– самостоятельность и оригинальность мышления,
– критическое отношение к полученному результату;
– исследование соответствующих источников для выявления возможностей и ресурсов при самостоятельной подготовке;
– готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
– способность принимать решения;
– персональная ответственность;
– способность к совместной работе ради достижения цели;
– способность слушать преподавателей и своих коллег, а также принимать во внимание то, что они говорят.
Требования к уровню освоения программы и форм контроля
Учебный курс «Государственное регулирование экономики» включает 5 тем и 35 часов на самостоятельную работу.
По каждому изучаемому модулю студент должен знать и уметь:
1. Изучить лекционный материал
2. Ознакомиться с рекомендуемой литературой по изучаемой теме
3. Выучить словарь терминов по изучаемой теме
4. Написать контрольную работу, предложенную по данной теме
5. Выполнить текущее контрольное задание или тест
6. Ответить на контрольные вопросы по изучаемой теме.
Модуль 1. Плановая экономическая система
1.1. Принципы экономического планирования; место роль Госплана СССР и принципы составления государственного плана. Эффективность плановой и рыночной экономических систем: различная природа равновесия и стимулов. Дефицит и административные стимулы в период социализма. Последствия дефицита: несоответствие потребностей и средств.
Мягкое бюджетное ограничение (Soft Budget Constraint, SBC) как следствие государственного патернализма. Последствия SBC: недоинвестирование, дополнительное бремя на государственный бюджет. Зависимость решения проблемы SBC от последовательности действий государства и предприятий.
1.2. Права собственности и государственное управление в переходной экономике
Политические факторы экономических процессов. Особенности переходного периода: погоня за рентой, коррупция, неэффективность государства. Группы по интересам и роль институционального преобразования. Взаимодействие государственных бюрократических структур и фирм и его эволюция.
1.3. Переходный кризис и перспективы экономического роста
Модели экономического роста и его ключевые факторы. Случай переходных экономических систем: сравнение определяющих факторов экономического спада в странах СНГ и Центральной и Восточной Европы.
Тема 1 для самостоятельного изучения: Особенности переходной экономики
1. Административно-командная система и её распад.
2. Сущность и важнейшие особенности переходной экономики.
3. Собственность и её формы в переходной экономике.
4. Экономическая роль государства в процессе преобразований.