Индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru + =

           
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru   индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru   индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

 
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

  TC=PK*K + PL*L(Q) При постоянной отда- че от переменного фактора: TC= a + bQПри растущей отдаче от переменного факто- ра затраты факторов растут с меньшей про- порцией по сравнению с увеличением выпус- ка: TC= a + bQ – cQ2При убывающей отда- че: TC= a+ bQ + cQ2 a – величина постоян- ных издержек bQ, cQ2 – величина переменных издержек
    Зависимость издержек от производи- тельности факторов производства     TFC=PK*K K – количество при- меняемых постоян- ных факторов; PK– цены данных факторов     TVC=PL*L(Q) L(Q) – количество применяемых пере- менных факторов в зависимости от объ- ема выпуска; PL– цены данных факторов  
             

Рисунок 18. Классификация общих издержек в краткосрочном периоде деятельности фирмы

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru + =

+

 
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

Рисунок 19. Классификация средних издержек в краткосрочном периоде деятельности фирмы

Функция затрат – это функция, которая описывает изменения издержек производства в зависимости от изменений объема выпуска при неизменности цен факторов производства.

В краткосрочном периоде затраты фирмы на покупку постоянных произ- водственных факторов примет форму постоянных издержек производства, за- траты на покупку переменных факторов – переменных издержек. Классифика- ция общих издержек производства в краткосрочном периоде деятельности фирмы и их характеристики представлены на рисунке 18.

Помимо валовых издержек, фирма анализирует величину и структуру за- трат, приходящихся на единицу продукции. Предприниматель, сравнивая за- траты на единицу продукции с ценой, получает представление об эффективно- сти работы фирмы. Средние издержки– издержки, приходящиеся на единицу производимой продукции. Они подразделяются на средние постоянные из- держки, средние переменные издержки, средние совокупные (суммарные, вало- вые, общие) издержки (рисунок 19).

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru Отдельную группу представляют предельные издержки, которые харак- теризуют изменение общих издержек, вызванное удельным изменением объёма выпуска. Предельные издержки– это прирост общих издержек, вызванный увеличением объема выпуска на единицу. Учитывая, что величина предельных издержек представляет собой показатель приращения стоимостной функции производства, то она может быть определена как первая производная функции общих издержек. Предельные издержки решающим образом влияют на выбор фирмой объема производства, ибо это именно тот показатель, на который фир- ма может воздействовать. Характеристика предельных издержек представлена на рисунке 20.

 
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

Формулы расчёта   Графическое отображение   Зависимость от произ- водительности факторов  
  согласно закону убы-    
вающей предельной  
МС = ∆ТС/ ∆Q, С     производительности MC = ∆ТС/ ∆Q т.к. ∆ТС = PL*∆L, т MC = PL(∆L/∆Q) поскольку МPL=∆Q/∆L то MC= PL*(1/МPL) Между предельным продуктом и предель- ными издержками су- ществует обратная зависимость т.о., изме- нения МC обусловле- ны отдачей от пере- менного фактора  
т.к. ТС=ТFС+ТVС   МС   при последовательном  
а, ТFС = const, то       увеличении вложений  
МС = ∆ТVС/ ∆Q       одного фактора на  
        единицу и неизменно-  
МС = (ТС)′       сти других факторов  
МС = (ТVС)′     Q МP сначала возрастает,  
        а затем начинает па-  
кривая МC является зеркальным отра- жением кривой пре- дельного продукта МP  
  дать. Соответственно,  
  когда МP возрастает,  
  МС снижаются; когда  
  МP начинает умень-  
  шаться, МС возраста-  
  ют  
о

 
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

Рисунок 20. Характеристика предельных издержек фирмы

Рассмотрим соотношение средних и предельных издержек (Рисунок 21).

       
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru   индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru
 

C       когда MC =AVCсредние переменные издержки
(Р) MC   минимальны;
    АТС когда MC = АТС,средние совокупные издерж-
  K   ки минимальны;
  min AVC если MC < ATCпроизводство каждой дополни-
      тельной единицы уменьшает АТС, значит, на-
  N   ращивание объема выпуска повышает эффек-
  min   тивность производства;
    AFC если MC >ATCпроизводство каждой новой еди
      ницы продукции увеличивает АТС, значит, на
    Q ращивание объема выпуска снижает эффектив
Q1 Q2   ность производства;
кривая МС пересекает кривые AVC и АТС в точках N и К, соответствующих минимальным значениям средних пере- менных и средних совокупных издержек если MC = ATC –достигается оптимальны
объем выпуска
Восходящий отрезок МС, берущий начало в точ
ке N, отображаемый в осях (Q;Р) представляе
собой кривую предложения фирмы
й

т

Рисунок 21. Соотношение средних и предельных издержек фирмы

2.3.3. Издержки производства в долгосрочном периоде. Положитель- ный и отрицательный эффекты масштаба производства

Долгосрочный период деятельности фирмы– период, в течение кото- рого все факторы производства становятся переменными, то есть имеется воз- можность как замещать один фактор другим, так и изменять количество всех факторов.

В этой связи перед производителем стоят две задачи:

1) поиск посредством замещения факторов такой их комбинации, при ко- торой достигается оптимальное применение факторов в краткосрочном периоде (анализируется с помощью изоквант);

2) выбор такого размера производства (количество факторов), который обеспечивает максимальный выпуск при наивысшей эффективности использо- вания производственных факторов (определяется характером действия эффекта масштаба).

Функция производства долгосрочного периодасостоит в определении оптимальных комбинаций факторов и размера производства, которые обеспе- чивают максимальный объем выпуска при данном количестве факторов.

Предположим, что производственная функция состоит из двух перемен- ных факторов (для упрощения анализа от других факторов абстрагируемся), а объем производства является величиной постоянной, тогда

Q = f (F1,F2),

где Q – объем производства в натуральном выражении;

f – вид функциональной связи;

F1,F2 – переменные факторы производства.

Графически производственная функция изображается с помощью кривой

«постоянного продукта», или изокванты. Изокванта– кривая, показывающая все возможные комбинации производственных факторов, которые обеспечива- ют постоянный (одинаковый) выпуск.

В двухфакторной модели производства (при использовании, например, капитала – K и труда –L) каждая изокванта, вида Q=f (K, L) показывает объем выпуска для каждой отдельной комбинации факторов K и L. Совокупность изо- квант формирует карту изоквант.

Конфигурация изокванты отображает предельную норму технологическо- го замещения.

Предельная норма технологического замещения –показатель пропор- ции, в которой должна происходить замена одного фактора производства при сохранении неизменного объёма выпуска.

Предельная норма технологического замещения капитала трудом MRTSLKпоказывает величину капитала, которую может заменить каждая еди- ница труда, сохраняя при этом объем выпуска без изменений. Она определяется как абсолютное значение углового коэффициента изокванты – наклон каса- тельной в любой из её точек: MRTSLK = – ∆K/ ∆L .Знак «минус» позволяет по- лучить положительное значение предельной нормы технологического замеще- ния.

Оптимальная комбинация факторов производства– комбинация, при которой предельная норма технологического замещения факторов равна соот- ношению их предельных продуктов: MRTSLK= – ∆K/∆L= –МPL/MPK

При различных технологиях производства изокванты могут принимать

различные формы (рисунок 22).

Поиск комбинации факторов производства, которая позволяет получить максимальный выпуск при заданном уровне производственных издержек – одна из основных задач производителя. Уровень производственных издержек– суммарные затраты на покупку факторов производства – определяется как ве- личина совокупных (общих) издержек TC=PK*K + PL*L.Т.о., различные соче- тания факторов производства могут иметь одинаковый уровень издержек.

Изокоста– линия, отражающая комбинации производственных факто- ров, которые дают равные суммарные издержки производства.

Условие равновесия производителя: факторы производства должны применяться в пропорции, при которой соотношение их производительностей равняется соотношению их цен МPL /MPK = РL /PKили МPL / РL = MPK /PK (графически отображается как точка касания изоквантой изокосты).

Характеристики изокванты, изокосты, условия оптимизации производст- ва отображены на рисунке 23.

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

 
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

Технология с ограничен- ным количеством комби- наций производственных факторов   K Q1 Q2   L   изокванты производствен- ной функции с постоянной эластичностью замещения Q = e0(e1L–β+e2R–β) –h/β

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru Рисунок 22. Формы изоквант с учётом различных технологий производства

В долгосрочном периоде фирма имеет возможность не только комбини- ровать факторы производства, но и изменять их количество, изменяя таким об- разом масштаб производства. Изменение масштаба производства– это неко- торое кратное изменение всех факторов производства. Определение эффекта масштаба возможно только при неизменности пропорции между факторами производства для любого уровня выпуска. Увеличение масштаба производства даже при неизменности пропорции между факторами может привести к разным результатам.

           
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru   индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru   индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

               
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru   индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru   индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru
 
      индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru
 
 

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

  К   0 L Траектория развития – линия, соединяющая оп- тимальные по издержкам для разных объемов вы- пуска комбинации произ- водственных факторов и отражающая направление долгосрочной динамики спроса на ресурсы; – показывает самый де- шёвый путь расширения производства при условии неизменности цен факто- ров производства; – траектория зависит от соотношения цен факто- ров и их предельных про- изводительностей
– отражает одина- ковый уровень из- держек для разных комбинаций факто- ров; – более высоко рас- положенная изокос- та отражает более высокий уровень издержек (С1 < С2); –наклон изокосты отражает соотноше- ние цен факторов (РL /PK); –изменение соот- ношения цен факто- ров приводит к по- вороту изокосты (С2 C′), если Рк2<Рк1  
     
Рисунок 23. Изокоста, изокванта, оптимизация производства

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

           
  индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru   индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru   индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

К               К             К            
                                     
                                     
                                         
                                 
          L         L           L
увеличение выпуска (10,20,30,40) достигается при относительной эконо- мии ресурсов (сокращение расстояния между изокос- тами).   увеличение выпуска (10,20,30,40) достигается за счёт пропорционального увеличения ресурсов (рав- ные расстояния между изо- костами).   увеличение выпуска (10,20,30,40) сопровожда- ется снижением эффектив- ности использования ре- сурсов (увеличение рас- стояния между изокоста- ми).

Рисунок 24. Виды эффекта масштаба

Поскольку в долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными, то по своей экономической сути долгосрочные издержки произ- водства отражают изменения затрат в зависимости от изменений масштаба производства.

Задача анализа долгосрочных издержек – выбор оптимального размера производства, при котором средние долгосрочные издержки были бы мини- мальны.

Инструментами анализа являются средние долгосрочные издержки (LATC) и долгосрочные предельные издержки (LMC).

В долгосрочном периоде средние издержки производства изменяются в зависимости от характера действия масштаба, а их минимальный уровень по- казывает оптимальный размер производства.

Оптимальный размер предприятия, при котором достигается равенство долгосрочных средних и предельных издержек (LATC= LMC). Это будет оз- начать достижение оптимизации в краткосрочном и долгосрочном перио- дах.

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

Кривая LAТC– кривая, огибающая бесконечное число кривых краткосроч- ных средних издержек (SATC), соприкасающаяся с каждой из них в точке ми- нимума, но не пересекающая их. Показывает AТCmin для любого объема выпуска при условии, что фирма имеет время для изменения всех факторов производства Долгосрочные предельные издержки (LМC)показы- вают изменение общей сум- мы издержек предприятия в связи с изменением объёма выпуска на одну единицу при условии, что фирма сво- бодна изменять все виды за- трат.
С SATC1 SATC4 LATC SATC2 SATC3 C3C2C1   0 Q1 Q2 Q3 Q4 Q
LAТC снижает- ся LAТCmin LAТC растёт
при Q1минимум   при Q2минимум   при Q3мини-
краткосрочных краткосрочных мум кратко-
средних издер- средних издер- срочных сред-
жек достигается жек достигается них издержек
в значении С2 в значении С1 достигается в
Изменение до Q2 Изменение до Q3 значении С1
позволяет дос- не приводит к Изменение до
тичь минимума изменению ве- Q4приводит к
краткосрочных личины мини- росту величи-
средних издер- мума кратко- ны минимума
жек в значении срочных средних краткосрочных
С1, который издержек, значит средних из-
меньше С2, зна- действует по- держек до С3,
чит действует стоянный эф- значит дейст-
положительный фект масштаба. вует
эффект масшта-   отрицательный
ба.   эффект
    масштаба.
Взаимосвязь между различными видами издержек производства в долго- срочном периоде представлена на рисунке 25.

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

увеличение раз- мера предпри- ятия предпочти- тельно, т.к. по- вышается эффек- тивность произ- водства.
увеличение раз- мера предпри- ятия обеспечива- ет прежний уро- вень эффектив- ности производ- ства.
увеличение размера пред- приятия при- водит к сни- жению эффек- тивности про- изводства.
Рисунок 25. Издержки производства в долгосрочном периоде

2.3.4. Прибыль фирмы и условия её максимизации

Доход фирмы формируется в виде выручки (совокупного дохода), вели- чина, зависящая от количества реализованного продукта (Q) и цены, по кото-

индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 6 страница - student2.ru

AR = TR/Q; AR = Р
MR = ∆TR /∆Q MR = (TR)′
рой он продаётся (P). Классификация доходов фирмы представлена на рисунке 26.

Наши рекомендации