Значения эластичности спроса по доходу
Показатель эластичности | Варианты спроса |
> 0 | Спрос на нормальные (обычные) товары |
< 0 | Спрос на низшие товары |
= 0 | Спрос на товары, не зависящие от дохода |
Изменение спроса на базисный товар может изменяться в тех случаях, когда при неизменном доходе изменяется цена на зависимый товар (заменяющий или дополняющий основной товар). В таких случаях говорят о перекрестной эластичности (эластичности спроса на товар А относительно изменения цен по товару В). Например, спрос на рыбу изменится даже при неизменной цене, если изменится цена на мясо (вырастет или упадет). В табл. 8 приведена формула перекрестной эластичности спроса на товар А по цене товара В (Е а/в):
Q1А, Q2 А – спрос на товар А в исходной ситуации и после изменения цен на товар В;
P1В, Р2В – цены по товару В в исходной ситуации и после изменения ситуации. При расчетах возможны разные ситуации (табл. 18).
Табл. 18
Значения перекрестной эластичности спроса
Показатель эластичности | Варианты спроса |
> 0 | Товары А и В взаимозаменяемые |
< 0 | Товары А и В взаимодополняемые |
= 0 | Товары А и В не зависят друг от друга |
Итак, спрос и предложение по-разному реагируют на изменение цен, что позволяет говорить об эластичности спроса и предложения по цене. Спрос может изменяться не только вследствие изменения цен, но и вследствие изменения доходов покупателей и цен на иные товары.
Тема 4. Теория потребительского выбора
Определения
Бюджетная линия, бюджетное ограничение, прямая расходов – геометрическое место точек, каждая из которых показывает варианты покупок товаров при определенных ценах при условии полного расходования дохода.
Кривая безразличия – геометрическое место точек, каждая из которых показывает наборы товаров с одинаковой полезностью
Эффект дохода – выигрыш, либо проигрыш потребителя при изменении цен на товары. Можно оценить через расчет набора товаров, приобретенного в новых условиях, в старых ценах.
Эффект замещения – изменение структуры потребления в результате изменения цен. Выявляется при сопоставлении покупок до ипослеизменения цен.
Закон предельной полезности – показывает изменение полезности при потреблении благ. Полезность последующего потребляемого блага меньше, чем полезность предыдущего.
Предпочтение – оценка полезности блага как большего по сравнению с полезностью иного блага.
Безразличие – полезность двух благ оценивается покупателем как одинаковая.
Табл. 19
Условные обозначения и формулы к теме 4
Понятие | Условное обозначение | Формула |
Бюджетная функция | I = P1·Q1 + P2·Q2 +…. | |
Предельная полезность | MU | MUi+1 < MUi |
Эффект дохода | P1·Q*1 + P2·Q*2 > < I | |
Эффект замены | Q*1 > Q1 Q*2 < Q2 |
Основные теоретические положения
Полезность
Как следует из предыдущего раздела, рыночное равновесие во многом формируется за счет поведения покупателя. Потребительское поведение - совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов. При исследовании потребительского поведения в экономической науке принимается ряд допущений: суверенитет потребителя (свобода выбора); рациональность поведения (в соответствии с законами рынка); полное расходование дохода на удовлетворение потребностей.
Потребительский выбор – решение проблемы максимально возможного удовлетворения потребностей при ограниченности доходов. Потребитель пытается решить проблему приобретения таких благ, которые будут для него максимально полезны с точки зрения удовлетворения потребностей. С известной долей допущения потребительский выбор характеризует структура потребления (табл. 20).
Табл. 20
Структура потребительских расходов в РФ ( в % к итогу))
Показатели | Годы | |||
Потребительские расходы, всего | ||||
1. Расходы на продукты питания, всего | 47,6 | 33.2 | ||
В том числе, на хлеб | 8,2 | 8,2 | 5,6 | |
На мясопродукты | 13,2 | 13,1 | 10,1 | |
2. Расходы на непродовольственные товары, всего | 31,8 | 34,3 | 38,6 | |
В том числе, на одежду, обувь | 14,6 | 15,5 | 10.5 | |
На телерадиоаппаратуру | 3,9 | 3,2 | 5,2 | |
На транспортные средства | 2,8 | 6,7 | ||
На мебель и хозяйственные товары | 3,6 | 4,5 | 6,3 | |
3. Расходы на оплату услуг, всего | 13,7 | 13,8 | 23,5 | |
В том числе, на оплату коммунальных услуг | 4,3 | 4,6 | 8,3 | |
На оплату бытовых услуг | 2,2 | 1,8 | 2,8 | |
На оплату услуг пассажирского транспорта | 3,6 | 2.6 | 2,9 |
Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики
На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, обладающих разной полезностью. Полезность — субъективная польза, извлекаемая индивидом из потребления товара или услуги. В классической политической экономии полезностью назывались потребительская стоимость товара.
Кардиналистская школа различает общую и предельную полезность. Общая полезность - это удовлетворение, которое получают от потребления определенного набора единиц товара (совокупная полезность всех благ). Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного товара. По мере того как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы такого товара или услуги сокращается. Дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающееся добавочное удовлетворение. Отсюда следует необходимость понижения цены для увеличению покупок такого продукта.
Ординалистская школа исходит из того, что возникают проблемы измерения как общей, так и предельной полезности (экономическая наука так и не придумала единиц измерения). Была разработана модель поведения потребителя, основанная на гипотезах порядкового измерения полезности. Потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству. При наличии двух различных наборов благ потребитель всегда предпочитает один из них другому или признает их равноценными (одинаково предпочтительными). В рамках ординалистской концепции возникают понятия предпочтение, непредпочтение, безразличие.
Предпочтение одного товара другому означает, что покупатель оценивает предпочитаемый товар как более полезный:
Х товара А > У товара Б (1 литр молока предпочтительнее 200 г сока)
Непредпочтение означает, что покупатель оценивает товар, либо наборы товаров, как менее полезные относительно сравниваемых:
Z товара К < J товара М ( 1 пирожок с капустой непредпочтительнее 2 пирожков с мясом); либо
(Z товара К + У товара Б) < (Х товара А +< J товара М) (200 г сока и 1 пирожок с капустой непредпочтительнее 1 л молока и 2 пирожков с мясом)
Безразличие означает, что покупатель оценивает товар, либо наборы товаров, как одинаково полезные относительно сравниваемых.
Z товара К ∞ J товара М; либо
(Z товара К + У товара Б) ∞ (Х товара А +< J товара М)
Взяв за основу набор из двух благ (молоко и пирожки), мы обнаруживаем, что разные количественные соотношения могут иметь одинаковую полезность (если целью потребителя является утоление голода).
Табл. 21
Наборы благ с одинаковой полезностью
Варианты | Количества товаров | |
Молоко (л) | Пирожки с мясом (штук) | |
0,5 | ||
1,5 |
На основе данных табл. 20 можно построить кривую безразличия.
Q1 2молоко
1 3
Q2пирожки
Рис. 16. Кривые безразличия
Кривая безразличия покажет наборы благ (молоко и пирожки) с одинаковой полезностью (варианты 1, 2, 3 и т.д.).На рис. 16 показаны кривые безразличия как комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, так как при уменьшении одного товара (молока) одинаковая полезность по набору благ может быть достигнута за счет увеличения другого (пирожков). Кривые безразличия не пересекаются. Через любую точку на плоскости можно провести кривую безразличия. Кривая безразличия (3), находящаяся правее основной кривой (1), показывает наборы товаров более полезные. Наоборот, кривая безразличия (2), находящаяся левее основной, показывает наборы товаров с меньшей полезностью.
При рассмотрении поведения покупателя с помощью кривых безразличия возникает вопрос: от какого количества одного товара готов отказаться потребитель, чтобы приобрести дополнительную единицу другого товара. Ответ на этот вопрос даст предельная норма замещения (МRS), которая показывает, в какой степени (в пределе) потребитель готов заменить один товар другим (товар Y товаром X) так, чтобы получить при этом то же удовлетворение полезности. Например, в варианте 2 по сравнению с вариантом 1 (табл. 20) потребитель согласен на уменьшение молока на 0,5 л за счет увеличения пирожков на 3 штуки.
Уменьшающийся наклон кривой безразличия отражает правило уменьшающейся предельной нормы замещения, суть которого в том, что чем меньше единиц товара Y имеет потребитель, тем труднее ему отказаться от большего количества единиц товара X, чтобы компенсировать потерю товара Y.
Предельная норма замещения – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено или уменьшено, чтобы полностью компенсировать уменьшение (увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную единицу).
2. Бюджетное ограничение
Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитывается цена товаров и доход потребителей. Кривая безразличия лишь показывает возможность замены одного блага другим. Однако она не определяет, какой именно товар потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение. Оно показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Бюджетные ограничение — финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета потребителя, выражаемые в форме предельно допустимых расходов.
Обозначим доход потребителя через I. Предположим, что потребитель весь свой доход расходует на приобретение только двух товаров X и Y. Бюджетное ограничение потребителя можно записать в форме следующего равенства: I = Px • X + Py • Y где Px и Py - цены товаров. Например, доход потребителя – 500 рублей; цена мяса – 100 рублей; цена рыбы – 75 рублей за кг. Бюджетное ограничение примет следующий вид: 500 = 100• X + 75• Y. Данное бюджетное ограничение называют бюджетной функцией, которая показывает вариантов покупок двух товаров. На основе бюджетной функции можно построить бюджетную линию (рис. 17). Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товаров Х к цене товара Y. Каждая точка этой прямой показывает, какое количество товара X и товара Y может приобрести потребитель, тратя свой доход полностью на покупку этих товаров. В точке А покупатель приобретает только мясо (5 кг). В точке В – только рыбу (6,67 кг). Точка F для покупателя недоступна, в то время как в точка С показывает покупки, при которых деньги расходуются не полностью.
A мясо
α
. D . F
. C
β рыба
O B
Рис. 17. Бюджетная линия
Снижение либо увеличение денежного дохода приводит к параллельному смещению бюджетной линии (вправо - при росте дохода, влево – при уменьшении). Если цены на оба товара будут изменяться пропорционально (например, на 15%), то бюджетная линия также будет перемещаться параллельно (при росте цен – влево, при падении цен – вправо). При непропорциональном изменении цен, либо при изменении цен только на один товар, происходит не параллельный сдвиг бюджетной линии (рис. 18, 19).
Q1 Q1 Q1
A A
A'
A' A'
A
Q2 Q2 Q2
O B B' O B' B O B' B
Рис. 18. Варианты сдвигов бюджетной линии
Q1
A' Q1 Q1
A A'
A
A''
A
Q2 Q2 Q2
O B B' O B O B' B
Рис. 19. Варианты сдвигов бюджетной линии
Если мы совместим линии потребительского бюджета и кривые безразличия, то получим следующее (рис. 20).
Q1 2 1 3
Е
Q2
Рис. 20. Кривые безразличия и бюджетная линия
На рис. 20 точка Е - точка касания линии потребительского бюджета и кривой безразличия. Она означает положение равновесия (оптимума) потребителя. Если кривая безразличия (2) пересекает бюджетную линию, это является неоптимальным решением для потребителя. Некоторые кривые безразличия (3), несмотря на их более высокую полезность, для данной бюджетной линии просто недоступны.
В точке оптимума бюджетная линия делится точкой Е пополам, а соотношения между количеством товаров (вариант покупки в точке Е) обратно пропорционально ценам:
Q1/ Q2 = P2 / P1