Гг. - период глубокого затяжного экономического кризиса.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В статье рассмотрены проблемы экономического роста в Республике Беларусь. Сделаны обобщения развития экономики Беларуси на всех этапах развития. Вследствие чего сделан вывод и предложены пути решения данной проблемы.
Человека всегда интересовали как богатство, так и источники его получения. Поэтому объекты такого повышенного интереса не могли не получить достойного отражения в мировой экономической науке. Национальная экономика современного типа обречена на экономический рост. Причин для этого более чем достаточно:
1) естественный прирост населения страны, необходимость недопущения «старения нации» и другие обстоятельства такого же рода обусловливают необходимость непрерывно увеличивать массу экономических благ;
2) моральное и физическое старение основного капитала обусловливает необходимость их постоянного обновления и модернизации;
3) сохранение или наращивание рабочих мест, сокращение безработицы;
4) сохранение социальной устойчивости, что предполагает обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.[1].
Экономический рост есть процесс увеличения объема материальных благ, повышения их качества в соответствии со структурой возрастающих потребностей.
Сделаем два важных уточнения относительно приведенного выше определения экономического роста:
· экономический рост отражается не только через увеличение объема выпуска, но и через повышение качества продукции;
· при оценке экономического роста следует учитывать состояние производственного потенциала национальной экономики.[1].
Экономический рост в Республике Беларусь
Решающее влияние на темпы экономического роста в Республике Беларусь оказывают следующие факторы:
· количество и качество основного капитала;
· научно-технический прогресс;
· и совокупный спрос общества.
Объективными факторами, сдерживающими экономический рост в республике, являются:
· ограниченность сырьевой и топливно-энергетической базы;
· высокая ресурсоемкость экономики;
· сильная зависимость от поставок сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий из России и других стран СНГ;
· неразвитость рыночной инфраструктуры.
Принято считать, что Беларусь получила в наследство современный промышленный потенциал. Поэтому было понятно стремление быстрее загрузить заказами имеющиеся производственные мощности и выйти на прежние (докризисные) объемы производства.
В одном случае этому препятствовали разорванные экономические связи, резкое снижение платежеспособного спроса прежних покупателей.
В другом случае некоторая часть государственных предприятий, продукция которых продолжала пользоваться спросом, в том числе и на внешних рынках, испытывала острый дефицит оборотных средств, утраченных под воздействием гиперинфляции, господствовавшего бартера и просто бесхозяйственности.
В третьем случае резко возросла конкуренция со стороны иностранных поставщиков.
В четвертом случае ощущались дефицит новых знаний рыночной технологии, низкая квалификация весьма консервативного директорского корпуса.[2].
Весь период трансформации и роста экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
гг. - период глубокого затяжного экономического кризиса.
Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы. Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 год. По сравнению с 1990 годом (самым лучшим в дореформенный период) объем ВВП в 1995 году составил 65,3%, продукции промышленности – 61,4%, сельского хозяйства – 73,6%, инвестиций в основной капитал – 38,5%. Инфляции за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза.
Первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов – либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики – не привели к ожидаемому результату. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это: смена приоритетов экономической политики направлении достижения самодостаточности хозяйственной системы, при которой обеспечиваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расширение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условия для структурной перестройки – перелива капиталов, материальных и трудовых ресурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные.[3,с.133].
1996-2000гг. – этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений.
Это период характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствовало о выходе из экономического кризиса, но еще не означало перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствовал высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80%), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.
Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стабилизировать положение на внутреннем рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.
Начиная с середины 1996 года, наметилась тенденция перехода к активной фазе структурной перестройки – начали возрастать объемы производства продукции, инвестиций, экспорта. Стал возможным переход от прежних отраслевых пропорций с преобладанием ресурсоемких отраслей, отстаиванием сферы услуг к новым рыночным структурам экономики с рациональным сочетанием государственной и частной форм собственности, коренной модернизацией производства. Обеспечивающим выпуск конкурентоспособной продукции.[3,с.134].
2001-2010гг. – переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.
Программа социально-экономического развития в эти годы стала первым шагом к достижению стратегической цели социально-экономического развития страны – оздоровлению народа и приближению его благосостояния к уровню экономических развитых европейских государств на основании сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечению рациональной занятости населения и доведению его социальной защищенности до уровня передовых стран.
Положительные тенденции развития экономики в этот период нашли свое отражение и развитие в « Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2011 годы».
В качестве основных целей на эти годы предусмотрены:
· создание условий для устойчивого социально-экономического развития на основе роста эффективности реального сектора экономики, прежде всего, за счет улучшения ее качественных параметров;
· техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация предприятий за счет внедрения современных технологий, машин и оборудования;
· повышение уровня потребления товаров и услуг населением;
· развитие производственной и социальной инфраструктуры в соответствии с требованиями рыночной экономики, формирование системы минимальных государственных социальных стандартов, обеспечивающей реализацию закрепленных Конституцией РБ социальных гарантий для населения;
· обеспечение благоприятной среди обитания.
Исходя из преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей на ближайшие годы определены следующие приоритеты:
· наращивание экспорта товаров и услуг;
· развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей;
· дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионой основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;
· развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры;
· формирование эффективной системы здравоохранения;
· активизация инновационной и инвестиционной деятельности.
Главные средствами достижения указанных целей и реализации приоритетов:
· финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного баланса и увеличение валютных резервов;
· активация структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперирования и интеграции крупных и средних предприятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, развитие сферы услуг;
· реструктуризация убыточных, бесперспективных предприятий, искусственно поддерживаемых бюджетными субсидиями, невостребованием налогов и неплатежей;
· государственная поддержка инноваций и важнейших инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности экономики и социальной прогресс нации;
· дальнейшая интеграция Беларуси в международное разделение труда. Формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, ТНК и других международных интеграционных образований;
· ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства – системы стройсбережений, стройнакоплений, ипотечного кредитования;
· расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного капитала;
· формирование конкурентной среды и эффективной институциональной базы экономической деятельности;
· обеспечение экономической безопасности страны.[3,с.135]
Перспективы на 2011г.
Девальвация приведёт к росту поступлений от экспорта из-за создания благоприятных условий для экспортёров. За январь-май 2011 года отрицательное сальдо внешней торговли выросло с −2,74 млрд долларов до −3,87 млрд долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.[4] При этом темп роста отрицательного сальдо существенно замедлился и за апрель-май составил −117 млн долларов против −720 млн долларов за март-апрель.
По подсчётам Министерства экономики, в зависимости от избранной макроэкономической модели курс доллара в 2012 году будет составлять от 9,3 до 22 тысяч рублей, инфляция — от 12 % до 218 %..[4]