Моделирование повед потребит. Кривые безразличия и бюджетнаялиния.
Потребитель сравнивает разные наборы товаров по степени предпочтительности. Допустим, что некто «X» выбирает между одеждой и продуктами питания. При этом единица одежды стоит 60 дол., а единица питания — 10 дол. При ежемесячном доходе в 600 дол. «X» может купить либо 10 единиц одежды, либо 60 единиц питания, либо то и другое в разном количественном сочетании. На графике все сочетания будут находиться на прямой линии, соединяющей крайние точки а и b. В точке с, например, может быть куплено 20 ед. питания (200 дол.) и 6,6 ед. одежды (400 дол.). Таким образом, каждая точка на бюджетной линии показывает, что может приобрести потребитель на свой ограниченный доход, тратя его полностью при условии, что цены на одежду и питание не меняются. Однако нас интересует не столько, что можеткупить потребитель, сколько то, что он пожелает купить при всех введенных ограничениях. Ответ на этот вопрос дают «кривые безразличия».
Построить такую кривую можно, выяснив, какие сочетания указанных товаров приносят потребителю одинаковое удовлетворение. Это будет означать, что ему безразлично, какой из этих товаров приобрести. Предположим, что таковы сочетания: 1) 10 ед. одежды и 5 ед. питания; 2) 7 и 10; 3) 5 и 20: 4) 4 и 30; 5) 3 и 45. Перенесем эти данные на график и соединим полученные точки плавной кривой. Это и есть одна из кривых безразличия.
Через любую точку пространства графика может быть проведена кривая безразличия. Одни из них будут лежать выше, другие — ниже показанной кривой. Оптимальным для потребителя считается набор товаров, соответствующий точке касания бюджетной линии одной из кривых безразличия. На графике эта точка будет найдена, если совместить график бюджетной линии с картой кривых безразличия. Точки на кривых, лежащих ниже В, потребитель отвергнет, так как при его доходах может претендовать на более высокую полезность. Кривые выше В при данном доходе для него недостижимы.
29. Долгосрочный и краткосрочный периоды в деятельности фирмы.Впервые понятия были введены в экономическую теорию Альфредом Маршаллом. Они не означают какого-либо фиксированного отрезка календарного времени. Эти понятия имеют качественный, экономический смысл и определяются в зависимости от характера обязательств фирмы.
В течение весьма длительного времени все действующие на определенный момент контракты фирмы будут выполнены, оборудование придет в негодность или устареет, так что потребуется его замена и т.д. Это означает, что "по истечении долгосрочного периода фирма полностью освобождается от политики, имущества и обязательств, которыми она связана в данный момент. Продолжительность долгосрочного периода, следовательно, такова, что фирма имеет возможность пересмотреть все стороны своей политики. Если, например, фирма установила, что спрос на ее продукцию возрос, то может пройти десять лет прежде, чем она позволит себе осуществить перестройку предприятия и замену оборудования. Таким образом, долгосрочный период - это такой промежуток времени, в течение которого фирма может изменить все факторы производства, используемые для изготовления продукта.
Фирмы с высокими издержками производства не смогут продавать свою продукцию по равновесным ценам и поэтому будут вынуждены уйти из отрасли. Напротив, преуспевающие фирмы будут расширять выпуск, привлекая тем самым производителей из других отраслей.
В течение краткосрочного периода в отличие от долгосрочного фирма имеет минимальную свободу маневрирования. Она не в состоянии за это время даже увеличить выпуск продукции в соответствии с возросшим потребительским спросом. Для этого фирма должна увеличить закупки сырья, ввести, возможно, сверхурочные работы, а также нанять дополнительных рабочих. Даже после этого должно пройти какое-то время, прежде чем фирма начнет выпускать дополнительную продукцию. Следовательно, в течение краткосрочного периода увеличение спроса может быть удовлетворено лишь за счет запасов готовой продукции.
Краткосрочный период - эго отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количество машин и оборудования, используемых в производстве.
Предполагается также, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочный период весьма ограничены, вследствие чего число фирм на отраслевом рынке остается постоянным.
30. Издержки пр-ва: сущность, классификация, структура.
Под издержками производства понимают затраты на изготовление продукции. С позиций общества издержки на производство товаров равны полным затратам труда (живого и овеществлённого, необходимого и прибавочного). С позиций же предприятия, в силу его экономической обособленности, в состав издержек входят лишь его собственные расходы. Причем эти расходы подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние (явные) издержки - это прямые денежные платежи поставщикам ресурсов. В число явных издержек входит заработная плата рабочих и жалованье менеджеров, выплаты торговым фирмам, банкам, оплата транспортных услуг и многое другое.
Внутренние (неявные) издержки(вмененные): издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс, альтернативные издержки, не предусмотренные контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются в денежной форме недополученными (использование помещения или транспорта, принадлежащего фирме, собственного труда владельца фирмы и т.д.)
Внутренние изд. входят в постоянные издержки и переменные изд.+нормальная прибыль.
Экономисты считают издержками все затраты - и внешние, и внутренние. В связи с этим существует и различное понимание прибыли.
Бухгалтерская прибыль - это общая выручка фирмы за вычетом внешних издержек БП=ОВ-ВИ
Экономическая (чистая) прибыль - это общая выручка, за вычетом всех издержек ЭП=ОВ-(ВИвнутр.+ВИвнешн.)