Глава 3. Вторичная занятость студентов УГТУ – УПИ.
Студенты Уральского Государственного Технического Университета – УПИ, как и вся молодёжь Российской Федерации, также нередко сталкиваются с проблемами трудоустройства и из-за отсутствия трудового стажа, и из-за отсутствия спроса на некоторые трудовые ресурсы и прочих проблем. Для того чтобы дать возможность студентам заняться, в свободное от учёбы время, своим трудоустройством в Свердловской области создан Свердловский областной студенческий отряд. В состав областного отряда входит большое количество студенческих отрядов различных вузов, в том числе и штаб студенческих отрядов Уральского Государственного Технического Университета – УПИ. В состав Штаба СО УГТУ-УПИ входит 44 отряда - 37 отрядов УГТУ-УПИ (из них 30 строительных отрядов (6 женских и 23 мужских), 4 специализированных отряда проводников, 3 педагогических отряда), 3 отряда - филиалы УПИ, 4 отряда из других вузов (УРГЭУ, Юридическая академия, Медицинская академия и другие). Общая численность студентов вуза, задействованных в деятельности студенческих отрядов, составляет 850 человек, в подготовительный период – порядка 1500 студентов. Ежегодно создаётся и возрождается 2-3 отряда.
Набор в данные отряды проводится в начале учебного года, кандидаты на протяжении учебного года проходят подготовку и обучение всем навыкам, затем после отбора становятся бойцами. Штаб УГТУ-УПИ и областной штаб студенческих отрядов проводят профессиональное обучение бойцов и командиров-комисаров с последующей аттестацией. Бойцы строительных отрядов получают соответствующие удостоверения.
На протяжении всего учебного года, пока идёт подготовка к «целине», то есть к летним трудовым работам, бойцы отрядов подрабатывают в различных организациях. В основном это бойцы строительных отрядов, студенты старших курсов. Они совмещают работу и учёбу, тем самым получают профессию, опыт и зарабатывают себе на жизнь. Временная занятость студентов в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.
Во время подготовки к «целине» ребята проводят выездные семинары командиров с последующей аттестацией, создают инициативные группы по поиску работы, состоящие из командиров отрядов, проходят обучение и аттестацию, проходят медицинский осмотр с получением сан. книжек. Также студенческие отряды активно участвуют в социальной жизни: в подготовительный период педагогические отряды выезжали с концертами в подшефные детские дома, организовывали сбор вещей и игрушек для детей-сирот. В течение года все отряды принимали участие в организации встречи детей Беслана, организации поздравления ветеранов Русско-японской войны, организации праздников в школах города.
Отряды активно помогают хозяйственным службам университета в работе по благоустройству зданий и территории УГТУ-УПИ (спортивные площадки в студенческом городке и т.д.)
Совмещая работу и учёбу, отряды очень большой вклад вносят в проведение различных культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также непосредственно в них активно участвуют. Например, в 2005 году совместно с Областным Штабом проведены следующие культурно – массовые мероприятия:
№ | Дата проведения | Мероприятие |
1. | Ноябрь- декабрь | Агитационная кампания |
2. | декабрь | Конкурс танцевальных коллективов |
3. | декабрь | Областной слет студенческих отрядов |
4. | 8 января | Карнавальная ночь “Рождественские встречи в УПИ” |
6. | 8 марта | Традиционный хоккейный турнир |
7. | февраль | Конкурс кандидатов студенческих отрядов УГТУ |
8. | Март-апрель | Спортивные соревнования в рамках областного фестиваля «Звездный» (турниры по футболу, волейболу, баскетболу, соревнования по лёгкой атлетике и т.д.) |
9. | март | Конкурс кандидатов (2 тура) |
10. | март | Конкурс инсценированной песни |
11. | май | Конкурс коллективов художественной самодеятельности (агитбригад) |
12. | май | Областной фестиваль СО “Звездный” |
13. | 29 мая | Старт целины |
14. | август | Фестиваль песни «Знаменка» |
Во всех мероприятиях отряды УГТУ-УПИ заняли призовые места. И такие факты говорят о том, что студенты нашего университета очень спортивные и творческие люди. Также в течение 2005 года студенческие отряды принимали активное участие в подготовке и проведении мероприятий, самые крупные из которых: XX Межвузовский студенческий фестиваль «Весна УПИ-2005», юбилеи факультетов, 85-летие УГТУ-УПИ.
В летний период, когда бойцы всех отрядов уже прошли необходимую подготовку и сдали сессию, начинается «целина». Она длится в среднем два месяца. Бойцы строительных отрядов работают по договорам в строительных организациях, бойцы отряда проводников отправляются работать проводниками на поездах дальнего следования, а бойцы педагогических отрядов работают пионервожатыми в различных пионерских лагерях. В основном студенты выезжают на летние работы в такие районы России как Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская область (Краснотурьинск, Нижний Тагил, Североуральск, Тавда, Заречный и др.), Тюменская область, Красноярский край, Норильск, Надым, Кировочепецк.
Во время «целины» бойцы студенческих отрядов получают заработную плату. За последние три года она составила:
Зарплата бойцов студ. отрядов УГТУ-УПИ (в тыс. руб. в месяц)
Наименование отряда: | 2003г. | 2004г. | 2005г. |
Строительный отряд: | |||
- мужской | 10-15 | 12-18 | |
- женский | 5-6 | 6-9 | 7-11 |
Отряд проводников | 8-9 | ||
Педагогический отряд | 1,5-2 | 3-3,5 |
Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод, что зарплата студентов с каждым годом увеличивалась в среднем на 1000 рублей. Также видно, что зарплата мужских строительных отрядов выше, чем у других. И это ещё раз доказывает, что проблемы, перечисленные во второй главе, действительно существуют. А именно то, что зарплата бойцов мужских строительных отрядов примерно в четыре раза выше зарплаты бойцов педагогических отрядов, говорит о низкооплачиваемости педагогической деятельности, а так же о её низком предложении, если учесть то, что в состав штаба СО УГТУ-УПИ входит всего три педагогических отряда, тогда как строительных – 30. Но данные проблемы, как уже говорилось ранее, это проблемы государственного масштаба и решать их необходимо соответственно на уровне государства.
В целом, можно сказать, что студенческие отряды помогают молодежи, в лице студентов, реализовать себя, вести здоровый образ жизни, организовать досуг, заработать деньги, получить различные навыки и опыт в трудовой деятельности. Я считаю, что создание подобных отрядов и увеличение их числа просто необходимо, так как это значительный шаг к решению тех проблем, с которыми сталкивается современная молодёжь, в том числе и студенты, на данном этапе развития.
Заключение
В моей работе сделана попытка дать анализ как научно – теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как молодёжный рынок труда. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными молодыми работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на молодёжном рынке труда, необходимо сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.В своей работе я раскрыла проблемы молодёжной занятости, на примере вторичной занятости студентов Уральского Государственного Технического Университета – УПИ, пришла к выводу, что данные проблемы необходимо решать на государственном уровне. В нашем государстве для решения проблем молодёжи принята Федеральная целевая программа «Молодёжь России» 2001-2005гг. Остаётся лишь только надеяться, что данная программа поможет нашей молодёжи найти своё достойное место в обществе и стать на правильный путь.Список использованной литературы
1. Аброчнов А. Мотив к труду.// Биржа плюс карьера, 2003, № 35.
2. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. // Вопросы экономики, 2002, №7, с.111-120.
3. Власова В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка - М., 2004.
4. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2004, №4, с.21-35.
5. Гарсия-Исер М. Критические ситуации на региональных рынках труда // Вопросы экономики, 2003, № 2.
6. Заславский И. К характеристике труда в современной России // Вопросы экономики, 2004, № 2
7. Камаев В. Д. Основы экономической теории - М.,2001 г.
8. Колтунов В. М. Основы рыночной экономики - Н. Новгород, 2004 г.
9. Лещинская Г. Молодежный рынок труда. // Экономист, 2001, №8, с. 62-70.
10. Львова Ю.А. "Современные тенденции на рынке труда"// "Справочник кадровика" №10. 2004
11. Лялюев А.Н. Рынок труда стабилизируется.// Нижегородская правда, 2001, 27 июня.
12. Макконнелл, Брю. Экономикс - Москва, 2002 г. Т. 1
13. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2003, №3, с.47-52.
14. Никифорова А. А. Рынок труда, занятость и безработица. - М., 2003.
15. Показатели занятости и безработицы г. Москвы "Московская правда - БТ" №7(54) от 26 июля 2004 г.
16. Помощь безработным гражданам в организации собственного дела // ″Биржа труда" № 5(79) июль 2004 г.
17. О. Осколкова Старение населения в странах // МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2003. № I0. - с. 74
18. Рынок труда и доходы населения/ Под ред. Н. А. Волгина. Учебное пособие –М.:Информационно-издательский дом “Филинъ”, 2001
19. Смирнов С. Рынки труда регионов в условиях финансово – экономического кризиса //Человек и труд.-2004-№3.
20. Суворова Л.В. Рынок труда и безработица – Н.Н., 2004.
21. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2003, №3, с.85-93.
22. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики, 2001, № 2.
23. Экономика/ Под ред. Булатова А. С. - Москва, 1997 г
24. Экономика труда: Экономическая теория труда: Учебное пособие .-М.:ИНФРА-М,2003
25. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А./ Реализация либеральной стратегии при существующих ограничениях. // Вопросы экономики, 2004, №7, с.4-20.
[1] Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица - с.30
[2] Никифорова А.А. Рынок труда: безработица и занятость - с.34
[3] Экономика. Под ред. Булатова – с.238
[4] Экономика. Под ред. Булатова А.С.- с.239