Использование преимуществ от углубления международного разделения труда.
Для стран-импортеровинвестиций можно выделить следующие положительные стороны:
1. создание дополнительных возможностей для реструктуризации и модернизации производственного аппарата
2. передача современных технологий, ноу-хау по менеджменту и маркетингу, создание новых и сокращение старых рабочих мест
3. увеличение инвестиций в национальную экономику (за счет аккумулированного за рубежом капитала) и, таким образом, стимулирование экономического роста
4. включение в международное разделение труда и повышение конкурентоспособности национальной экономики.
В качестве основных отрицательных последствий для стран - доноров, можно отнести следующие:
1. вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций несколько уменьшает внутренние капиталовложения, и это отображается в определенном замедлении экономического развития стран, экспортирующих капитал;
2. вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране, экспортирующей капитал, и способствует росту безработицы;
3. экспорт капитала отрицательно сказывается на состоянии платежного баланса вывозящей капитал страны.
Негативный эффект ПЗИ для страны-реципиента:
1. Потеря контроля со стороны местных компаний над национальным производством и выбором стратегии национального развития.
2. ПЗИ могут вытеснять национальные компании на основе несправедливой конкуренции.
3. ПЗИ могут оказывать негативный эффект на состояние платежного баланса принимающей экономики, если производство филиалов требует крупных объемов импорта (при этом негативный эффект будет тем сильнее, чем больше производство нацелено на внутренний, а не на экспортный рынки).
4. В долгосрочной перспективе ПЗИ могут быть дорогостоящими, так как чем длительнее срок вложений, тем больше суммы репатриированных доходов и «роялти» (происходит т.н. «старение инвестиций», т.е. возможно наступление момента, когда объем вывезенного капитала в форме полученных доходов превысит объем вложенных ПЗИ).
ормы иностранных инвестиций
По методологии МВФ иностранные инвестиции подразделяют на три группы:
- прямые
- портфельные
- прочие.
ПИИ
Под ПИИпонимают участие иностранного инвестора в капитале компании путем приобретения пакета акций или доли в уставном капитале, позволяющие ему установить контроль над предприятием или участвовать в его управлении.
Доля прямого инвестора в капитале фирмы, дающая контроль над предприятием, может быть различной.
Согласно российскому законодательству такой границей считают 10% и выше. При распылении акционерного капитала управленческий контроль может дать пакет акций фирмы ниже 10%.
К прямым иностранным инвестициям относятся:
1. во-первых, первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом;
2. во-вторых, все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое вложен его капитал.
ПЗИ состоят из капитальных ресурсов и нематериальных активов.
Капитальные ресурсы:
- капитал в форме акций, обеспечивающий покупку прямым зарубежным инвестором доли фирмы в данной стране;
- реинвестированные доходы (повторно инвестируемые доходы)
- внутрифирменные займы и долговые сделки (а именно краткосрочные и долгосрочные займы и заимствования между материнской компанией и ее зарубежными филиалами и дочерними компаниями).
Нематериальные активы:
- технологии
- торговые марки (брэнды)
- управленческий опыт и прочее.
Таким образом, отличительной чертой прямых иностранных инвестиций является по общему правилу их:
1. производственное назначение;
2. долгосрочность;
3. способность обеспечить инвестору управленческий контроль над предприятием.
Портфельные инвестиции – это капитал, вложенный резидентом одной страны в акции и долговые ценные бумаги предприятия в другой стране с целью получения доходов. Портфельные инвестициине дают зарубежному инвестору права контроля. Они являются спекулятивным капиталом, вследствие потенциального риска быстрого бегства капиталов из-за различий между странами в уровнях процентных ставок. В соответствии с методологией платежного баланса портфельные инвестиции составляют менее 10% уставного капитала компаний.
Они подразделяются на вложения:
1. в долговые ценные бумаги, удостоверяющие долговые отношения между заемщиком, выпустившим документ, и купившим его кредитором;
2. в титулы собственности, т.е. в акционерные ценные бумаги, удостоверяющие имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившему документ.
Прочие иностранные инвестиции
Третья группа иностранных инвестиций включает в себя прочие краткосрочные и долгосрочные инвестиции:
1. торговые кредиты
2. банковские займы
3. финансовые лизинговые сделки
4. займы от МВФ и прочих международных организаций
5. краткосрочные депозиты
6. сделки с иностранной валютой
То есть, по сути дела третью группу иностранных инвестиций представляет финансовый или ссудный капитал.
Ссудный капитал представляет собой возвратные, предоставляемые взаймы на определенный срок средства с целью получения процента по вкладам, займам и кредитам.
По источникам происхождения иностранные инвестиции можно разделить на государственные и частные.
Государственные инвестициичасто называют официальными, они представляют собой средства из госбюджета, которые уходят за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций.
Частные инвестиции – средства из негосударственных источников, помещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными лицами (юридическими или физическими). Сюда относятся: инвестиции, торговые кредиты, межбанковское кредитование. Они не связаны напрямую с госбюджетом, но правительство держит их перемещения в поле зрения и может в пределах своих полномочий контролировать и регулировать их.
нвестиционный климат
Инвестиционный климат – совокупность правовых, экономических, политических и социальных факторов, определяющих привлекательность государства для иностранных инвестиций. Каждый из них играет важную роль для характеристики инвестиционного климата страны.
Общий характер инвестиционного климата обусловлен:
1. стабильностью законодательства
2. эффективностью нынешней инвестиционной политики государства
3. развитием отдельных секторов и отраслей экономики
4. наличием действенной системы управления инвестициями
5. развитием страхования инвестиционных рисков
6. характером инвестиционного сотрудничества
7. наличием специальных банковских фондов и трастов
8. стабильностью и конвертируемостью национальной валюты
9. степенью решения вопросов частной собственностью на земельные участки
10. наличием инвестиционных компаний и дилеров
11. степенью привлекательности инвестиционных проектов и др.
Факторы, влияющие на инвестиционный климат, можно разделить на следующие группы:
1. правовые факторы
2. макроэкономические факторы
3. географические и природно-климатические факторы
4. Предпринимательский климат страны
К первой группе факторов, определяющих инвестиционный климат, относятся правовые факторы, в том чисел стабильность, прозрачность и предсказуемость в отношении допуска на рынок и функционирования иностранных инвестиций, особенности национального режима или режима наибольшего благоприятствования, формы государственных гарантий зарубежным инвесторам (в том числе защита от возможной национализации собственности). Эти факторы служат предварительным критерием оценки инвестиционного климата принимающей страны.
Вторая группа – макроэкономические факторы, играющие наиболее существенную роль.
Емкость рынка принимающей страны, определяемая объемом ВВП в целом и объемом этого показателя на душу населения. По многим зарубежным оценкам, этот фактор имеет первостепенное значение. Емкость внутреннего рынка очень важна, так как зарубежные фирмы стремятся обойти национальные торговые ограничения, создавая производство и реализуя товары и услуги в принимающей стране.
Географические и природно-климатические факторы, особенное важны при прямых иностранных инвестициях в добывающие отрасли и сельское хозяйство.
Четвертая группа факторов – предпринимательский климат страны. Для деятельности иностранных инвесторов важны такие составляющие предпринимательского климата, как:
- уровень издержек
- специфика налоговой системы и размер ставок корпоративного и других налогов
- специфика финансовых льгот
- стоимость и уровень квалификации рабочей силы;
- уровень развития инфраструктуры;
- размер арендной платы и коммунальных услуг;
- административные процедуры
- помощь местных властей в подборе местных кадров и т.д.