Работы и подготовке к семинару
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий), научных статей.
Изучение темы следует начать с характеристики эпохи. Обратите внимание на такие понятия как Великие географические открытия, революция цен, централизованное государство. Важно уяснить, что обновляется весь исторический контекст, направляющий развитие экономической мысли, а формирование национальных государств предъявляет спрос на новые экономические идеи.
Прорабатывая первый вопрос семинарского занятия, ознакомьтесь с теоретическими выкладками известного французского схоласта XIV века, автора одного из первых самостоятельных сочинений на экономическую тему («Трактат о происхождении, природе, законе и разновидности денег») Николая Орезма. Выясните отношение Н. Орезма к пополнению казны за счет «порчи монеты». Обратите внимание, что именно выше указанный ученый открыл закономерность, вошедшую в историю под названием «закон Грэшема». Изучая экономические воззрения Жана Бодена, Николая Коперника, покажите их роль в становлении количественной теории денег.
Далее перейдите к изучению меркантилизма в целом. Характеризуя предмет анализа меркантилистов важно помнить, что, во-первых, все проблемы рассматривались ими на макроуровне. Во-вторых, главным предметом анализа являлась сфера обращения. Основные проблемы, которые рассматривались, касались организации внешней и внутренней торговли, регулирования валютных курсов и денежных потоков, «порчи денег», организации кредита. Представляется важным четкое вычленение основных теоретических положений меркантилистской экономической мысли.
Отправной точкой при сравнении двух этапов в развитии меркантилизма – раннего и позднего – должны являться понятия система денежного баланса и система торгового баланса. Следует учесть, что представители и раннего, и позднего меркантилизма связывали процветание нации с активным вмешательством государства в экономическую жизнь общества, но формы и степень этого вмешательства они понимали по-разному.
Далее охарактеризуйте особенности меркантилизма в Англии (Т. Ман), Франции (А. Монкретьен, Ж.-Б. Кольбер), Италии (А. Серра), Австрии и германских княжествах (И. И. Бехер, Ф. фон Хорник).
Рассматривая экономическую программу первого крупного российского меркантилиста Афанасия Ордин-Нащокина (1605-1680), основное внимание сосредоточьте на «Новоторговом уставе» (1667). Обоснуйте, что данный документ написан с позиций раннего меркантилизма. Далее изучите экономические воззрения Юрия Крижанича (1618-1683), изложенные в труде «Политичны думы» («Политика»): представления о путях экономического развития страны, об источниках богатства, целях торговой политики и хозяйственной деятельности.
Экономические взгляды Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726) изложены в работе «Книга о скудости и богатстве». Важно понять в чем автор видел причины «скудости» и что предлагал сделать в целях подъема производительных сил России, умножения ее «богатства». Большое внимание в работе уделено деньгам, финансам. Определите, какой теории денег придерживался И.Т. Посошков, каким образом предлагал пополнить государственную казну. В заключение обоснуйте прогрессивный и прагматичный характер программы И. Посошкова.
Заключительный блок темы посвящен предклассическому экономическому анализу. Рассмотрите общие признаки классической политэкономии, исходя из того, что в основе систематизации классической политэкономии – принцип исходной категории, через которую все остальные экономические категории связаны между собой.
Характеризуя основные этапы развития классической политэкономии, четко определите и обоснуйте хронологические рамки теории, выделите критерии периодизации. Интересным представляется аргументация К. Маркса, с чьим именем связано введение в научный оборот термина «классическая политэкономия», о времени завершения «буржуазной классической политэкономии» и начале «вульгарной».
Затем следует последовательно рассмотреть экономические взгляды родоначальников классической политэкономии в Англии и Франции: У. Петти (о природе богатства, стоимости), П. Буагильбера (о «пропорциональных» ценах), школы физиократов (земля как источник приращения богатства, теория капитала, понятия «чистого дохода» и «чистого продукта»).
Доскональное изучение «Экономической таблицы» Ф. Кенэ (предпосылки и структура модели, первоначальные и годовые авансы фермеров, возмещение капитала; кругооборот продукта и дохода) является завершающим этапом подготовки данной темы.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Назовите основные различия раннего и позднего меркантилизма. В чем состоит отличие в понимании богатства ранними и поздними меркантилистами?
2. Что относится к естественному, а что к искусственному богатству в классификации А. Серра?
3. Кого из меркантилистов называли «стратег торговли», почему?
4. Для какого времени российской истории был характерен меркантилизм? Что предлагали российские меркантилисты?
5. Какую проблему исследовал Ф. Кенэ в своей «Экономической таблице»?