Система показателей статистики цен
Статистика цен
6.1. Основные понятия и виды цен
6.2. Система показателей статистики цен
6.3. Индекс потребительских цен
6.4. Индексы цен производителей
Основные понятия и виды цен
Цена — многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество.
Цена — денежное выражение стоимости товара. Выполняет три функции:
- дает информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов;
- стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса;
- через цену происходит распределение доходов между участниками рыночной экономики.
Уровень цены как выражение в денежных единицах стоимости за количественную единицу товара складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т. п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка, времени, места и способа заключения сделки и т. п.).
Основные виды цен.
В макроэкономике выделяют:
- государственные цены — фиксированные, твердые цены, устанавливаемые правительством, и регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры;
- договорные цены — определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем (свободные рыночные цены);
- мировые цены — цены мирового рынка (ориентируются на базисные цены, отражающие динамику цен на данный товар за ряд лет).
В микроэкономике выделяют:
- оптовые цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям или организациям;
- розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (населению);
- цены и тарифы на услуги населению (грузовые и пассажирские транспортные тарифы, цены на бытовые услуги, тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и т. д.);
- цена, по которой оплачивается продукция строительства(сметная стоимость);
- закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных производителей, а также цены реализации этой продукции промышленным предприятиям или фирмам для последующей переработки;
- цены на первичном и вторичном рынке жилья, которые представляют собой зарегистрированные цены соответственно на вновь построенные квартиры и на квартиры функционирующего приватизированного жилого фонда, если они являются объектами совершения рыночных сделок.
Система показателей статистики цен
Прежде всего, в статистике цен различают индивидуальный и средний уровень цен.
Индивидуальный уровень цен – это абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке в конкретный момент времени.
Средний уровень цен – это обобщающий показатель уровня цен, определенный по однородным группам товаров во времени и пространстве. Средние цены исчисляются за определенный период времени, по конкретной территории.
Для конкретного товара и товарных групп по различным территориям и рынкам средняя цена рассчитывается путем деления стоимости товара или товарной группы на ее объем в натуральном выражении. При этом используется:
- либо средняя арифметическая взвешенная (в качестве весов используются показатели количества товаров в натуральном выражении или доли каждого товара в общем стоимостном объеме товаров): , где p – цена товара; q – количество товара; d – удельный вес каждого товара в общем объеме товаров;
- средняя гармоническая взвешенная (в качестве весов используются показатели стоимости товаров): , где p – цена товара; s – стоимость товаров.
Для расчета средних цен за разные моменты времени используются:
- средняя хронологическая простая (применяется в том случае, если моменты времени регистрации равно удалены друг от друга): , где n –число месяцев или дней (моментов).
- средняя хронологическая взвешенная (применяется в том случае, если даты регистрации распространены неравномерно):
,
где ti – период времени между i-ой и (i+1)-ой датами.
Показатели структуры цены:
• Удельный вес составляющих элементов в цене (себестоимости, наценок, налогов и др.): d= , где х – размер отдельного элемента цены (себестоимости, наценок, скидок, налогов и др.); р – цена.
• Коэффициент соотношения оптовых и розничных цен: Ксоот= , где ОЦ - оптовые цены; РЦ – розничные цены.
Для оценки интенсивности изменения структуры цены за счет отдельных элементов используют:
• Коэффициент К.Гатева: , где di1 , di0 – относительные показатели структуры цены изучаемых товаров или одного товара в отчетном и базисном периодах соответственно.
• Коэффициент А.Салаи: .
Коэффициенты эластичности цен:
• Эмпирический коэффициент эластичности отражает процентное изменение цены в результате увеличения факторного признака на 1% и рассчитывается по формуле: Э= , где Dх, Dp – абсолютные приросты факторного признака и цены; х, p – базовые значения факторного признака и цены соответственно.
• Теоретический коэффициент эластичности отражает процентное изменение спроса на товар в результате увеличения цены на 1% и рассчитывается по формуле: Э= , где D(%)Q –
абсолютное изменение величины спроса на товар под влиянием повышения цен, %; D(%)p- абсолютное изменение цен, %.
• Коэффициент перекрестной эластичности отражает процентное изменение цены на данный товар в результате увеличения цены другого товара (например, товара-заменителя) на 1% и рассчитывается по формуле: Э= , где pi1 , pi0, pj1, pj1 – цены товаров i-ого и j–ого видов соответственно в текущем и базисном периодах.
Показатели вариации и соотношения цен:
• Размах вариации цен: R= pмакс - pмин ,
где pмакс- максимальная и pмин - минимальная цены на товар.
• Коэффициент вариации цен: V= , где s - среднее квадратическое отклонение цены на товар, - средняя цена. Если V>40%, то вариация цен значительная.
• Коэффициент соотношений: Ка/б= , где ра , рб – цены изучаемого и базового товара. Цена базового товара выбирается на основе его потребительской роли или гипотезы о его влиянии на цены других товаров.
Показатели динамики цен – индексы цен.
Индекс цен – относительный показатель, выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени (индекс динамики) или в пространстве
(территориальный индекс.)
• Индивидуальные индексы цен - индексы цен отдельных товаров.
• Элементарные индексы (субиндексы), представляющие средние индексы для однородных товарных групп, исчисленные на основе индивидуальных индексов. Для исчисления элементарных индексов цен используют следующие формулы:
- индекс цен Дюто: ,
где j-номер товара в товарной группе;
- индекс цен Джевонса: ,
где n- всего товаров в товарной группе;
- индекс цен Карли: .
• Агрегатные (сводные) индексы, представляющие взвешенные средние из элементарных индексов для более высоких уровней агрегирования (для разнородных видов товаров). Используются разные способы расчета агрегатных индексов:
- индекс цен Ласпейреса: ;
- индекс цен Пааше: ;
- средний арифметический из индивидуальных индексов цен:
;
- средний гармонический из индивидуальных индексов цен:
;
- «идеальный» индекс Фишера:
• Индексы средних цен (для однородных товаров):
- переменного состава: Iпс= показывает во сколько раз изменилась средняя цена за счет изменения цен и за счет изменения структуры реализации;
- постоянного состава: I фс= показывает во сколько раз изменилась средняя цена только за счет изменения;.
- структурного сдвига: Iстр= = Iпс/Iфс показывает во сколько раз изменилась средняя цена только за счет изменения структуры реализации.