Типовые решения по организации севооборотов 12 страница
Укрупненные нормативы для определения затрат на строительство и благоустройство населенных пунктов при неполных удобствах могут быть взяты, например, из книги В. Я. Заплетина, Н.А.Кузнецова, М.А. Сулина «Внутрихозяйственное землеустройство. Методические указания по размещению производственных подразделений, хозяйственных центров, угодий и севооборотов в колхозе (совхозе)» (Пушкин: ЛСХИ, 1980. — С. 5—6); при полном благоустройстве — в книге «Социально-экономические основы землепользования и землеустройства» (Воронеж: ВГАУ, 1999.— С. 119—126). Соответствующие данные (в обобщенном виде) приведены в табл. 33.
В целом затраты на новое строительство населенного пункта (поселка) или его расширение (Кп) определяют по формуле
Дополнительно к указанным затратам добавляются расходы на создание межселенной инфраструктуры. По данным профессора Воронежского ГАУ Н. А. Кузнецова и Н. Н. Болкуновой, удельные капиталовложения определяются исходя из следующих нормативов на строительство:
1 км дороги: с покрытием из щебня — 17,5 тыс. руб., Ид = 5,24; с асфальтобетонным покрытием —31,3 тыс. руб., Ид = 6,11; с покрытием из сборных железобетонных плит — 48,7 тыс. руб., Ид = 10,66;
1 км внешних сетей электроснабжения: кабельных в траншеях—14,1 тыс. руб., Иэ= 10,34; на железобетонных опорах — 7,4 тыс. руб., Иэ = 6,80; на деревянных опорах — 5,4 тыс. руб., Иэ = 6,2;
1 км подземного газопровода высокого давления с сечением 57—114мм—14,2тыс. руб., Иг = 9,56; с сечением 159—325 мм — 28,1 тыс. руб., Иг= 10,04;
1км внешних сетей радиофикации и связи — 17,1 тыс. руб., И,* = 9,43;
100 м2 благоустройства и озеленения — 3,2 тыс. руб., И03 = 8,93.
Ид, Иэ, Иг, Ирс, И03 —это повышающие коэффициенты (индексы к ценам начала 1991 г. по состоянию на декабрь 1998 г.) для
дорожного строительства, электроснабжения, газоснабжения, радиофикации и связи, благоустройства и озеленения.
Устройство артезианской скважины глубиной до 50 м по состоянию на 1 января 2000 г. обходилось в 600 руб. на 1 м бурения; водонапорной сети — 100 руб. на 1 пог. м; водонапорного оборудования и башни — 25 000 руб.
В небольших населенных пунктах (предназначенных для арендаторов, работников семейных ферм, крестьянских хозяйств, внутрихозяйственных подрядных коллективов) в первую очередь оцениваются жилое строительство и жизненно необходимые элементы инфраструктуры (без полного благоустройства, если нет достаточных финансовых средств).
Строительство новых зданий и сооружений, если они занимают продуктивные площади, приводит к потерям сельскохозяйственной продукции, определяемым как произведение недополученного чистого дохода с 1 га на величину указанных площадей.
Общая площадь, отводимая для жилой зоны при усадебной застройке (S), определяется ориентировочно по формуле
Для населенных пунктов с числом жителей более 200, по данным института ЦЧО Гипросельхозстрой, при усадебной застройке общая площадь может быть найдена по формуле
Для небольших селений общая жилая площадь составит
При оценке стоимости строительства и расчете площадей производственных центров можно использовать данные табл. 34 (Р — поголовье скота на ферме).
Н. А. Кузнецовым и Н. Н. Болкуновой приводятся уточненные данные по стоимости строительства животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик (табл. 35), а также других производственных центров (табл. 36) по состоянию на декабрь 1998 г., которые можно использовать в расчетах.
Единовременные затраты на реконструкцию или переоборудование производственных построек и сооружений устанавливаются на основе специально проводимых сметно-финансовых расчетов. Для укрупненных оценок эта сумма может устанавливаться в размере до 30 % балансовой стоимости объектов, а с учетом полной замены оборудования — до 40 %.
Если работы по расширению, реконструкции или переоборудованию производственных центров связаны с ликвидацией действующих фондов, то остаточная стоимость последних (за вычетом выручки от реализации) добавляется к сумме капитальных вложений. Остаточная стоимость может быть определена как разность между балансовой стоимостью объекта и начисленной амортизацией.
При расчете требуемого объема капиталовложений на производственное строительство по крестьянским хозяйствам, малым предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам и товариществам могут быть использованы данные табл. 37.
В состав ежегодных издержек производства включают:
амортизационные отчисления и расходы, связанные с эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования и других основных фондов;
транспортные расходы на перевозку грузов и рабочих;
заработную плату административно-управленческого персонала, другие элементы общепроизводственных и общехозяйственных расходов, изменяющиеся при осуществлении проекта;
дополнительные производственные затраты, связанные с изменением уровня специализации и концентрации производства.
Амортизационные отчисления рассчитывают по нормам, установленным в зависимости от видов и материалов построек, сроков их службы, типов оборудования. Они исчисляются в процентах: по новым объектам от сметной стоимости, по существующим зданиям и сооружениям (в том числе неиспользуемым) — от балансовой стоимости. Так, общая норма амортизационных отчислений для зданий облегченной каменной кладки с железобетонными перекрытиями составляет 4,7 %, деревянных, каркасных и щитовых зданий — 7,1 %.
В состав эксплуатационных затрат входят расходы на текущий ремонт объектов, электроэнергию, отопление, охрану, обслуживание оборудования (оплату технического персонала) и др. Они так-
же определяются в процентах от общей капитальной стоимости вновь строящихся и существующих построек и сооружений. При проведении укрупненных расчетов эту величину можно принять равной 5 %.
В связи с изменением количества и местоположения населенных пунктов и производственных центров на территории хозяйства изменяются и транспортные затраты. Они включают в себя расходы по перевозке урожая и кормов с полей на усадьбы, различных грузов с усадеб на поля (семян и посадочного материала, органических и минеральных удобрений, извести), товарной продукции на пункты ее реализации, а также затраты по перевозке грузов между населенными пунктами, по доставке людей к месту работы и обратно.
Затраты на перевозку зависят от расстояния и объема перевозок, класса грузов, вида транспортных средств. По результатам обработки единых тарифов были получены формулы, позволяющие рассчитать стоимость перевозок (табл. 38). К ним можно внести поправки на изменение цен из приложения 16.
Затраты на перевозку людей к месту работы и обратно (Зр) рассчитываются по схеме, приведенной выше (глава V).
При изменении числа производственных подразделений меняются также общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Наибольший удельный вес в них занимает годовой фонд оплаты труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и специалистов. Этот фонд рассчитывают, исходя из штатного расписания, числа занятых и величины должностных окладов.
Различный уровень специализации и концентрации производства существенным образом влияет на себестоимость продукции и затраты труда. В специализированных крупных подразделениях есть возможность полностью механизировать производство, при-
менить научную организацию труда, комплекс машин и механизмов, подготовить квалифицированные кадры и за счет этого повысить производительность труда. Разница в себестоимости по видам продукции (с учетом объемов ее производства) определяет экономию производственных затрат по лучшему варианту.
Снижение производственных затрат на молочных и свиноводческих фермах в результате концентрации производства ориентировочно можно определить по формулам, предложенным В. Я. Заплетиным. Так, для молочных ферм затраты труда на 1 голову в стоимостном выражении составят
Для свиноводческих ферм аналогичная величина равна
Например, суммарные затраты на молочной ферме в 100 голов
( 2210^1 составят 77 + ——- 100 = 9910 руб., а на двух фермах по 100 го-
V )
лов— 19 820руб. На молочной ферме в 200 коров затраты будут
17 2210^1 1 оцениваться в 17 610 руб. 77 + — 200 , что на 2210 руб. мекь-
LV ^ии ) -I ше, чем в первом варианте.
Эффективность концентрации в отраслях полеводства может быть рассчитана путем дифференциации себестоимости продукции и введения поправок на уровень концентрации посевов:
По результатам обработки технологических карт были получены следующие значения Кк по отдельным культурам (табл. 39).
Пример расчета эффективности концентрации отраслей полеводства приведен в табл. 40. Из нее видно, что при варианте II за счет концентрации посевов сельскохозяйственных культур общие производственные затраты в полеводстве снижаются на 169,2 + 326,9 - 465,1 = 31 тыс. руб.
Далее рассмотрены типовые решения по размещению производственных подразделений и хозяйственных центров.
2. ОЦЕНКА НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ
По проекту землеустройства в хозяйстве намечается довести поголовье коров до 800, иметь 2100 га пашни и 300 га кормовых угодий. В хозяйстве имеется два населенных пункта (300 и 400 жителей), возле каждого из них расположена молочная ферма на 300 коров.
Проектом предусмотрены два варианта. Первый предполагает организацию двух производственных участков, имеющих соответственно 800 и 1300 га пашни, и расширение обеих молочных ферм до 400 голов. Во втором намечается развитие только одного населенного пункта с молочной фермой на 800 голов.
В связи с тем что поголовье скота и стоимость продукции животноводства в обоих вариантах равны, при анализе будут изменяться только капиталовложения (К) и ежегодные издержки про-
изводства (С). В качестве критерия следует использовать минимум приведенных затрат, то есть КЕ + С -»min (E = 0,07 — нормативный коэффициент эффективности капиталовложений).
Расчет основных экономических показателей проекта приведен в табл. 41. Из полученных данных видно, что за основу необходимо принять вариант I.
Другая экономическая ситуация возникает в случае образования нового хозяйства, при решении вопроса о производственном и жилом строительстве в одном или двух местах, при отсутствии жилого и производственного фондов (табл. 42). В данном случае лучшим оказывается вариант II, обеспечивающий за счет концентрации производства меньшие удельные капиталовложения и ежегодные издержки производства.
Как уже указывалось, оба варианта предполагают одинаковое поголовье скота и качество почв, поэтому при сравнении не учитывается стоимость дополнительной продукции. Тем не менее по сравнению с показателями на год землеустройства поголовье скота по проекту может сильно измениться. Поэтому при разработке проекта возникнет задача, куда направлять денежные средства (на техническое перевооружение, реконструкцию, переоборудование или новое строительство ферм), на какую продуктивность животноводства нужно будет выйти и т. д. Все это требует дополнения уже рассмотренных показателей другими, позволяющими оценить эффективность землеустроительного решения и дать хозяйству соответствующие рекомендации.
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ
В РАСШИРЕНИЕ, РЕКОНСТРУКЦИЮ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
Существует три варианта использования капиталовложений в хозяйстве:
модернизация производства на основе замены устаревшего оборудования без увеличения поголовья скота на фермах, что приведет к снижению себестоимости продукции;
расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующего производства на фермах с постепенным комплектованием стада за счет хозяйственных ресурсов, с одновременным ростом поголовья и снижением производственных затрат;
новое строительство ферм и комплектование стада за счет приобретения продуктивного скота в племенных хозяйствах.
Если не учитывать рост качества продукции (повышение жирности молока, качества шерсти и т.д.), оценку эффективности землеустройства можно осуществить способом, показанным в табл. 43. Любой вариант с точки зрения землеустройства может трансформироваться в другие (с различным размещением ферм, числом производственных подразделений, организацией кормовой базы).
При заданных условиях для хозяйства предпочтительнее вариант III (с организацией самостоятельной бригады и строительством небольшой фермы на 200 структурных голов скота). Коэффициент эффективности капиталовложений составит в этом случае 0,21. О преимуществах этого варианта свидетельствуют и данные табл. 44.
Если по вариантам размещения производственных центров будет изменяться поголовье скота, а следовательно, и стоимость продукции, за критерий следует брать максимальный прирост чистого дохода на 1 руб. приведенных затрат. Безусловно, выбор того или иного варианта будет зависеть от наличия у хозяйства денежно-материальных средств и других ресурсов. Поэтому сначала ре-
шают задачу оптимального сочетания отраслей в хозяйстве с учетом уже имеющихся ресурсов, а затем разрабатывают варианты размещения производственных подразделений и хозяйственных центров.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите показатели, используемые при экономическом обосновании размещения производственных подразделений и хозяйственных центров сельскохозяйственного предприятия.
2. По каким показателям можно рассчитать капиталовложения на жилое и производственное строительство?
3. Какие ежегодные издержки производства учитываются при экономическом обосновании размещения производственных подразделений и хозяйственных центров?
4. Какова методика расчета ежегодных издержек производства, зависящих от территориальной организации производства?
5. По какому обобщаемому показателю можно выбрать наилучший вариант размещения производственных подразделений и хозяйственных центров?
6. Как оценить эффективность нового строительства, размещения населенных пунктов и производственных центров в хозяйстве?
7. Как оценить экономическую эффективность капиталовложений в расширение, реконструкцию и технологическое перевооружение действующих производств?
Глава VIII
РАЗМЕЩЕНИЕ МАГИСТРАЛЬНОЙ ДОРОЖНОЙ СЕТИ
Экономический анализ вариантов размещения дорожной сети, требующих дополнительных капиталовложений, осуществляют после того, как намеченные схемы строительства и размещения дорог и дорожных сооружений будут обоснованы с технической точки зрения. По своим параметрам они должны соответствовать предполагаемой интенсивности движения транспортных средств и ожидаемому грузообороту. В проектах внутрихозяйственного землеустройства проводят, как правило, укрупненные расчеты экономического обоснования размещения дорог. Это размещение влияет на различные процессы производства и организацию территории хозяйства. Более точное обоснование производят во время подготовки сметно-финансовой документации в рабочих проектах.
При проектировании дорог учитывают следующие экономические показатели:
объем капиталовложений на строительство дорог и дорожных сооружений;
ежегодные издержки производства и потери, связанные со строительством и эксплуатацией дорог и изменением условий обслуживания производства;
коэффициент экономической эффективности (срок окупаемости) капиталовложений.
Обычно принимают вариант с наибольшим коэффициентом абсолютной эффективности капиталовложений. Он также должен превышать нормативный уровень:
Если значение Еа превышает нормативный срок окупаемости (для отраслей транспорта и связи он равен 0,05), капиталовложения на строительство внутрихозяйственных дорог считаются эффективными и соответствующий вариант их размещения по территории хозяйства принимается к рассмотрению.
Для расчета величины капиталовложений по каждому из вариантов необходимо знать длину дорог, их технические категории и удельные капиталовложения на 1 км протяженности в зависимости от типа конструкции дорожных одежд. Перемножив указанные величины, получают стоимость строительства всей дороги. К ней
добавляют затраты на строительство дорожных сооружений (мостов, переходов, водоотводных и водопропускных сооружений и др.). Таким же образом исчисляются и затраты на реконструкцию дорог и дорожных сооружений.
Величина ежегодных издержек производства и потерь (С) определяется по формуле
Амортизационные отчисления и годовые эксплуатационные затраты зависят от величины капиталовложений и технических характеристик дорог. В проектах внутрихозяйственного землеустройства можно использовать нормативы удельных капиталовложений и ежегодных издержек производства, связанных со строительством, эксплуатацией и реконструкцией дорог и дорожных сооружений (Волков С. Н. Экономическая эффективность внутрихозяйственного землеустройства/ Учебное пособие. — М.: МИИЗ, 1990. — С. 52—53). Затраты на транспортировку грузов для усовершенствованных покрытий составляют
для переходных покрытий
для низших покрытий
При переводе на современный уровень цен могут быть использованы данные приложения 16 по транспортным работам.
Коэффициенты перевода грузов в 1-й класс, полученные на основании общих тарифов перевозок продукции автомобильным транспортом, могут быть приняты равными для 2-го класса 1,24, 3-го— 1,66, 4-го —2.
Потери продукции с площади сельскохозяйственных угодий, изымаемых для строительства дорог (С4), зависят от их протяженности и ширины полосы отвода. Зная площадь под дорогой и выход валовой продукции с 1 га земель (зависящий от вида угодий,
структуры посевных площадей, закупочных цен на продукцию и продуктивности), определяют окончательное значение С4.
Аналогично вычисляют и потери чистого дохода с площади, занимаемой дорогами. При этом чистый доход определяется как разность между стоимостью валовой продукции и средневзвешенными производственными затратами на возделывание сельскохозяйственных культур.
Потери продукции из-за бездорожья (С5) можно свести к следующим основным элементам:
уменьшение продуктивной площади земель в связи с повреждением посевов вблизи полевых грунтовых дорог на разбитых, разъезженных участках, которое приводит к снижению объемов производства продукции (П^;
снижение продуктивности угодий, примыкающих к полевым дорогам, из-за запыленности посевов (П2);
снижение продуктивности пашни вследствие переуплотнения почвы, возникающего в результате передвижения транспортных средств и сельскохозяйственной техники по полям при отсутствии дорог или малой их густоте (П3);
увеличение себестоимости продукции из-за нарушения технологии производства, несвоевременного выполнения полевых работ, невывоза или несвоевременного вывоза продукции, снижения качества и роста потерь продукции при транспортировке и т. п. (П4).
Установлено, что в период распутицы транспорт при объезде разбитых участков совершает наезды на посевы. При этом средняя ширина полосы повреждения составляет 4,5 м, а на отдельных участках — 20 м и более (Дороги местного значения/ Под ред. Г. А. Кузнецова. — М.: Агропромиздат, 1986. — С. 190—191). Если потери продукции с этой полосы принять равными 30 %, потери на 1 км полевой грунтовой дороги составят
Общие потери продукции в связи с повреждением посевов будут равны
Летом в сухую погоду на посевах, расположенных вблизи грунтовых дорог, возникает полоса запыления, достигающая в ширину 200—250 м. Урожайность зерновых культур на ней снижается на 5—30 %. Приняв средние потери равными 17,5 %, а полосу запы-
ления — 225 м, получим общие потери продукции (чистого дохода) от запыленности посевов
Складывая величины П] и П2, получим
Снижение продуктивности пашни, вызванное переуплотнением почвы из-за бездорожья, можно определить по данным М. Э. Каинга (табл. 45).
При проведении укрупненных расчетов сокращение среднего расстояния переездов по полям можно определять как разность между средней условной шириной полей по вариантам.
Суммарное увеличение себестоимости продукции из-за нарушения технологии производства, несвоевременного выполнения полевых работ и вывоза продукции, ухудшения условий организации труда в земледелии (П4) можно принять равным показателю эффективности строительства внутрихозяйственных дорог, предложенному А. К. Славуцким. Для районов избыточного увлажнения он составляет 16—20 % (в среднем 18 %), значительного увлажнения—12—16 (14), незначительного увлажнения — 8—12 % (в среднем 10 %) (Указания по инвентаризации и паспортизации внутрихозяйственных дорог и разработке схем их развития в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях Нечерноземной зоны РСФСР. - М.: МСХ РСФСР, 1981. - С. 14).
Рассмотрим конкретный пример. В хозяйстве, находящемся в зоне избыточного увлажнения, из-за бездорожья и плохого качества полевых грунтовых дорог затруднены доставка грузов, ведение полевых работ (особенно в период распутицы и сильных ливней). При составлении проекта внутрихозяйственного земле-
устройства было разработано два варианта развития внутрихозяйственной дорожной сети (табл. 46, рис. 5).
По первому из них предусматривается строительство асфальтобетонных магистральных дорог протяженностью 4,3 км для связи центра хозяйства с пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции и молочной фермой, а также 7 км грунтовых профилированных дорог, укрепленных добавками, для обслуживания пашни и кормовых угодий. Намечается также строительство железобетонного моста через реку.
По второму варианту изменяется схема размещения внутрихозяйственной дорожной сети. Намечается строительство 6 км асфальтобетонных и 5,4 км грунтовых дорог, укрепленных добавками.
Характеристики размещения и технического состояния дорог на год землеустройства и по проекту показаны в табл. 46. Для расчета экономических характеристик обоих вариантов используют нормативы, приведенные в табл. 47.
Величина капиталовложений на строительство дорог по варианту I составит:
по грунтовым дорогам, укрепленным добавками,
по асфальтобетонным дорогам К2 = 124,37 • 4,3 = 534,79 тыс. руб.
С учетом строительства железобетонного моста всего потребуется 725,98 тыс. руб. капиталовложений (176,19 + 534,79+15,0). Аналогично проводится расчет по второму варианту.
Рассмотрим далее, как вычисляются ежегодные издержки производства, связанные со строительством и эксплуатацией дорог, на год землеустройства.
Первоначальная стоимость грунтовых дорог при их протяженности 13 км и затратах на строительство 10 тыс. руб. на 1 км составит 130 тыс. руб. Приняв норму амортизационных отчислений 9% и эксплуатационные расходы на 1км дороги 0,8тыс. руб., получим
При грузообороте 12 600 т (в переводе на 1-й класс грузов) и среднем расстоянии перевозок 2,5 км транспортные издержки будут равны
Потери чистого дохода с площади под дорогами 15,6 га составят
Следует иметь в виду, что основные результативные показатели (урожайность культур, грузооборот, чистый доход с 1 га угодья и др.) для сопоставимости вариантов между собой и с показателями на год землеустройства должны быть одинаковыми. Это позволит выявить эффект собственно размещения дорожной сети, устраняя влияние интенсификации производства.
Затем рассчитываются потери от бездорожья, в том числе:
потери от повреждения и запыленности посевов П12 = = 4,073 WL = 4,073 ■ 350 13 = 18 532 руб.;
снижение продуктивности пашни (П3) вследствие переуплотнения почвы при урожайности 4000 корм. ед. с 1 га и сокращении среднего расстояния движения автомобилей и техники по полям на 0,2км согласно табл.45 при площади пашни 907га составит 1,15-907 =1043 руб.;
рост себестоимости продукции из-за бездорожья (П4) при средневзвешенных производственных затратах 300 руб. на 1 га и общей площади обслуживаемого земельного массива 1300 га будет равен 0,18-300-1300 = 70 200 руб.
В итоге общая сумма потерь составит 18 532 + 1043 + 70 200 = = 89 775 руб.
Показатели экономической оценки размещения дорог сведены в табл. 48. Согласно полученным данным при принятии I варианта
Если принимается II вариант, искомый коэффициент