Ученический договор как способ реализации права на профессиональную подготовку и переподготовку
История ученичества насчитывает не одно столетие. Ученические отношения как отношения по профессиональной подготовке и переподготовке непосредственно у работодателя активно исследовались учеными в 50 - 60-е годы прошлого столетия. С изменением в стране экономических отношений работодатель – собственник средств производства, предприниматель, отвечающий за конечный результат экономической деятельности, самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки, переподготовки кадров для собственных нужд, и такое право ему предоставлено ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации.[22]
Одним из возможных средств реализации данного права является ученический договор. Он является основанием возникновения между учеником и работодателем ученических отношений, направленных на ускоренное приобретение лицом профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Ученические отношения обеспечивают не просто подготовку работников к труду, а именно к труду у конкретного работодателя, что особенно актуально в условиях различных форм собственности и является одним из средств решения проблемы безработицы, поскольку само обучение сопряжено с теми условиями, в которых впоследствии будут протекать трудовые отношения. В ученических отношениях заинтересованы как работодатель, так и работник: первый получает подготовленные для себя кадры, а второй - работу.
Необходимо отметить, что законодатель целью ученического договора называет профессиональное обучение (переобучение) ученика (ст.198 ТК РФ). Однако, как было показано выше, профессиональная подготовка и переподготовка – это виды профессионального обучения, поэтому вполне допустимо рассматривать ученический договор как способ реализации именно права на профессиональную подготовку и переподготовку, тем более что ученический договор в качестве способа повышения квалификации при настоящем правовом регулировании довольно сомнителен, о чем будет сказано ниже.
К.Н. Гусов, рассматривая вопрос о классификации договоров о труде, предлагает в ее основу положить такой признак, как особенность содержания договоров, их условий. При этом ученым отмечается, что после проведения дифференциации договоров о труде по указанному критерию возможна их дальнейшая классификация сообразно особенностям субъектного состава, целевого назначения договоров и некоторых других признаков[23]
Одной из сторон ученического договора является работодатель (а именно работодатель – юридическое лицо). В договоре обязательно указывается наименование работодателя – юридического лица (организации) и фамилия, имя, отчество лица, уполномоченного им на заключение ученического договора.
Другой стороной может быть работник, изъявивший желание пройти переподготовку в данной организации. В договоре указывается его фамилия, имя, отчество. Ученический договор должен содержать наименование приобретаемой учеником профессии, специальности, квалификации.
Обязанность работодателя по организации обучения работников на производстве основывается на соответствующих разделах коллективных договоров и соглашений, в которых указывается численность работников, подлежащих подготовке или переподготовке по профессиям, специальностям, необходимым для данной организации, а также определяются условия, обеспечивающие ученикам успешное усвоение теоретических знаний и профессиональных навыков по овладеваемой профессии, специальности.[24] Указанная обязанность работодателя получает конкретизацию в ученическом договоре. В качестве необходимого условия в ученический договор включается соглашение по поводу обучения по определенной профессии, специальности в объеме установленных требований к уровню теоретических знаний и практических навыков.
Обязанность работодателя обеспечивать ученику возможность обучения в соответствии с ученическим договором накладывает на него определенные обязательства: использовать ученика на работе по избранной им профессии, специальности, в период ученичества не привлекать к сверхурочным работам, не направлять в служебные командировки, не связанные с ученичеством.[25]
Необходимым условием ученического договора является предусмотренная в нем обязанность ученика пройти профессиональное обучение в объеме утвержденной учебной программы и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре.
Обязательной составляющей ученического договора является срок обучения. При подготовке или переподготовке по рабочим профессиям срок обучения, как правило, не превышает 6 месяцев, а по отдельным сложным профессиям – 12 месяцев.
В содержание ученического договора обязательно включается указание на размер оплаты труда, причитающейся в период ученичества.
Помимо указанных выше необходимых условий, ученический договор может содержать дополнительные условия, определяемые по соглашению сторон: сроки сдачи квалификационных экзаменов, расписание теоретических занятий и графики практической работы, условия обеспечения жильем и др.
По общим правилам ученический договор прекращается по истечении указанного в нем срока.[26] Однако в договоре могут указываться и другие основания его прекращения, а именно:
- расторжение трудового договора;
- невозможность обучения работника данной профессии или квалификации вследствие его индивидуальных особенностей;
- сокращение численности или штата работников организации, по специальности, профессии или квалификации которых ученик проходит обучение;
- неудовлетворительный результат прохождения аттестации (можно указать количество раз); определенное количество неявок на занятия и др.
Ученический договор несет в себе плюсы, как для самих сторон договора, так и в некоторых случаях для третьих лиц. Организация получает сотрудника с повышенной квалификацией, работник — повышенную стоимость своего труда; в качестве третьего лица можно назвать потребителя, который получает продукцию более высокого качества.
Несмотря на то, что история законодательства об ученичестве началась давно и в науке исследователи обращали внимание на ученические отношения, ученический договор впервые выделен в отдельную главу только в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Главу 32 «Ученический договор» ТК РФ даже со всеми ее недоработками можно рассматривать в качестве нового уровня развития законодательства об ученических отношениях.[27]
Ученические отношения в настоящее время - это отношения, непосредственно связанные с трудовыми, которые возникают между субъектами трудового права и только в связи с трудовыми отношениями.
Ученические отношения возникают на основании ученического договора, который регулируется трудовым законодательством в качестве самостоятельного вида договоров, который следует рассматривать как способ реализации прав на профессиональную подготовку и переподготовку.
Ученический договор, являясь одним из проявлений конституционного принципа свободы труда в трудовом праве, выполняет роль юридического факта в момент возникновения ученического правоотношения, а после переходит в иное качество: юридической формы, опосредующей ученическое правоотношение.