Сновные элементы КД торг.организации и их взаимосвязь. Информ.обеспечение КД.
ущность, функции и задачи КД.
Коммерция – непроизводственная сфера нар.хозяйства, которая обеспечивает обращение товаров и услуг.
- совокупность процессов купли-продажи с целью получения прибыли.
- деятельность предприятий по сбыту, материально-техническому обеспечению.
По Далю коммерция – торг. В широком смысле коммерция –любая прелприним.деятельность для получения прибыли. В узком смысле – целенаправленная деятельность торговых организаций по купле –продаже товаров и услуг для удовлетворения спроса и получения прибыли.
КД –товарно-денежный обмен, включающий комплекс экономич, правовых, хозяйствен.операций по совершенствованию купли-продажи товаров с целью удовлетворения спроса и получения прибыли. Субъекты коммерч.отношений – коммерч.организации, некоммерч.структуры, занимающиеся коммерч.деятельностью(портебкооперативы, фонды, обществ.и религиозные организации) и ИП. Объкт коммерч.отношений – товары и услуги.
Основа КД – рынок и собственность.
Цель КД – продажа наибольшего количества товаров с максим.доходами и миним.расходами, и одновременным обеспечением выс.репутации организации, достижение устойчивого сбыта в будущем.
Функции КД: - концентрация и рассредоточение товаров, - накопление и сортировка товаров, - переход владения от продавца к покупктелю, - обеспечение сохранности и защита товаров, - контакты, переговоры, сделки.
Принципы КД – использование маркетинговых исследований, - гибкость, направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка, - умение предвидеть коммерческие риски, - выделение приоритетов, - проявление личной инициативы персонала коммерч.службы, - ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам, - стремление к получению прибыли, - свобода ценообразования, - конкуренция, - соблюдение законов, и др.
Задачи КД: - наращивание эконом.преимуществ торговой организации с целью повышения ее конкурентоспособности, - развитие взаимоотношений с партнерами, - активизация работы по изучению спроса и конъюнктуры торговли, проведение работы по изучению емкости рынков, - повышение ответственности за оптовые закупки товаров, - стимулирование продаж, - организация сервисного обслуживания, - компьютеризация коммерч.работы, - изыскание тов.ресурсов(особенно местных) и др.
сновные элементы КД торг.организации и их взаимосвязь. Информ.обеспечение КД.
На развитие КД оказывает влияние внешн.и внутренняя среда.
Объекты КД – товары и услуги, субъекты КД – государство,предприятия, предприниматели., базис КД – капитал, матер-техн.база, компьютерно – информац.обеспечение. Инфраструктура КД обеспечивает нормальное функционирование потребит.рынка.
Инфраструктураделится на: - производственную, - рыночную(макро- и микроструктуры), - социально-бытовую (госуд., коммерч., обществен.организации, реализующие социальные программы)
Факторы, влияющие на инфраструктуру:
- демографич.
- экономич(определяют покупательскую способность-цены, доходы, сбережения)
- бытовая и потребительская культура
- НТП
- политико-правовые
- социальные факторы.
Основные элементы КД:
- информацион.обеспечение
- определение потребностей в товарах и услугах
-выбор и нахождение партнеров для хозяйств.связей
- КД по установлению хозяйств.связей
- организация опт.закупок
- оптовая и розничная продажа
- рекламно-информац.работа
- сервисное обслуживание
- управление товарными запасами.
Коммерческая информация – совокупность сведений о рыночной ситуации товаров и услуг, которые служат основой сбора, хранения, переработки и пердачи информации в динамике. Информационное обеспечение КД – система сбора и обработки информации о ситуации в динамике и определении факторов, влияющих на ситуацию на рынке.
Источники информации: - первичные (данные специальн.маркетинг.исследований) и вторичные ( данные из обзоров, справочных источников). Различают внутренние (все отчетности) и внешние (изменение на рынке по данным СМИ, гос.отчетность) источники.
Требования к информации: достаточность, своевременность, достоверность, полнота, сопостовимость.
Каждая торговая организация должна иметь достаточный объем информации, которую можно поделить:
1. информация о потребителях и мотивах покупки
2. информация о товарах
3. информация о конкурентах
4. информация о конъюнктуре рынка (цена и товарные запасы)
5 информация о потенциальных возможностях самой торговой организации.
Коммерческая информация использ.для принятия коммерч.решений.
Коммерческая тайна – преднамеренно скрываемые эконом.интересы и информация о различных сторонах деятельности субъекта хозяйствования. Определяется самим предприятием и охраняется службой безопасности.
Коммерческие секреты – форма проявления коммерч.тайны. делятся на : - по природе (организацион., рекламные и др.), - по принадлежности собственнику, - по назначению ( экономич., новые технологии)
В РБ действует Закон о коммерч.тайне от 05.01.2013 года, закон о патентах на промышл.образцы, закон о товарных знаках, Закон о патентах на изображения и полезные модели.
Требования к К.Тайне : - к.тайна должна составлять информацию с действительной стоимостью, - информация не должна быть общеизвестной, - информация не должна быть о негативной деятельности(зарплата в конвертах)
Сведения не относ. к К.тайне:
- учредит.документы, лицензии
- сведения форм отчетности
- сведения о составе имущества
- сведения для расчета налогов
- сведения о платежеспособности
-Сведения о численности работников
- сведения о ликвидации юрлица
Объекты коммерч.тайны –информация деловая (финанс., прайс-листы, список деловых партнеров) и научно-технич.информация (проекты, разработки, рецептура). К приказу о коммерч.тайне прикладывается документ с перечнем сведений, которые составляют коммерч.тайну, определяют степень секретности – строго конфиденциально, - конфиденциально, - не подлежит огласке.
Каналы овладения коммерч.тайной:
- формальные (деловые встречи, переговоры)
- неформальные (выставки, семинары)
Система защиты информации: - на макроуровне(законы, указы), -на микроуровне (фирмен.приказы, приложения)
Основные направления по защите коммерч.тайны:
- организационная работа,
- идеалогич.и методическое обеспечение(лекции, беседы)
- работа с кадрами
- работа с торговой корреспонденцией
- система контроля
редства защиты: - администативно-организацион(режим, нормы, приказы), - технические средства (программные продукты), - правила работы с секретными документами. 3. Товарная информация. Информационные и товарные знаки.
Тов. информация – сведения о товарах, предназначенные для пользователей.
Делится на 3 вида:
· Основополагающая(отличительные признаки товара
· Коммерческая товарная информация(дополнительная к основополагающей)
· Потребительская тов.информация(потребит.предпочтения)
Формы:словесная,цифровая,изобразительная,символическая,штриховая.
Требования к тов.информации: доступность, востребованность, понятность, достаточность.
Средства тов.информации: нормативные документы, справочно-учебная, научная литература, технич.документы(товарно-сопроводит., эксплуатационные документы), маркировка (производств. – клейма, штампы, бирки; торговая – ценники).
Информац.знаки – условн.обозначения, предназначенные для отличия товара от других.
Классификация:
· Знаки мест производства
· Знаки качества(соответствия)-СТБ
· Знаки штрихов.кодирования
· Размерные знаки (масса)
· Компонентные знаки(буквы и несколько цифр, напр.Е100,Е200)
· Эксплуатационные знаки(о сборке, о правилах подключения..)
· Манипуляционные знаки(рюмка, зонтик, солнце)
· Предупрежд.знаки(безопасность для потребителя, окруж.среды)
· Экологич.знаки(свидетельствующие о чистоте продуктов; утилизации;знаки об опасности для окруж.среды)
Товарные знаки – ассоциир. с торг.маркой(брендом).
Торговая марка – имя конкретного вида товара, характеризуется марочным названием и соответствующим рисунком.
Товарный знак – условное обозначение , присвоенное товару для отличия от других товаров, зарегистрированное и охраняемое законом. Означает исключительное право на использование . Товарные знаки имеют денежную оценку.
Бренд– торговая марка или товарный знак с высокой степенью известности.
Классификация товарных знаков:
· По способу обозначения – словесн., буквен., комбинирован.
· По характеру использования - коллективные, индивид.
· По степени распространенности – мировые, междунар.,регион., национ., локальные, престижные.
Охрана прав на тов.знаки предусм. множество конвенций(Парижская), в РБ-закон 93 года, в РФ – 92 года «О товарных знаках и наименовании мест происхождения товара». Законы регулируют вопросы, связан.с регистрацией – 1 мес., выдачей – в течении 3 мес., порядком использования тов.знаков, передачей тов.знаков(уступка др.лицам, лицензион.договор, франчайзинговый договор), прекращением охраны тов.знаков – 10лет( может быть по истечении срока, по желанию владельца, по решению патентного ведомтсва, по признанию недействит., при ликвидации юр.лица, утрате статуса тов.знака в связи с превращением в употребит. слово).
4. Организация изучения спроса в торговле. Конъюнктура торговли.
Потребность– осознанная необходимость в товарах(услугах).
Спрос-это платежеспособная потребность населения в товарах и услугах, или форма проявления той части потребности, которая обеспечена покупат.способностью,т.е.деньгами.
Этапы изучения спроса: - систематизир.наблюдение за формированием и развитием спроса, - выявление факторов, влияющих на спрос, - прогнозирование объема и структуры спроса.
Факторы, влияющие на изменение спроса: - экономич., - социальн., - природно-географ., - политико-правовые и др.
Объем спроса-сумма денег, которой располагает население за вычетом размера нетоварных расходов.
Структура спроса – количественное соотношение платежеспособной потребности на отдельные товары.
Цели – составление заказов торговли на произ-во ТНП, правильное формирование ассортимента, обеспечение бесперебойной торговли.
Задачи: - прогнозирование возможности реал-ции товаров(Определение ожидаемой продажи, возможность внедрение нов.товаров, замена имеющихся товаров новыми), - развитие потребностей общества и формирование покуп.спроса. Изучение спроса целесооб-но осущ-ть: - текущее изучение, - прогонозирование спроса.
Виды спроса: - реализованный, - неудовлетворенный, - формирующийся(на новые товары), - интенсивный, стабилизировавшийся,угасающий, - устойчивый(заранее обдуманный), альтернат.(один из неск.товаров),импульсивный(в момент посещения магазина), - первичный, повторный, - единичный(спрос единичн.покупателей),ограниченный(отд.групп),массовый(всеми потребителями), - повседневный,эпизодический, - устойчивый, динамичный.
Особенности изучения спроса прод.товаров: - явл.товарами первой необходимости, и спрос на них отложить нельзя, - имеет выс.степень устойчивости, - носит комплексный характер(неск.товаров потребляются одновоременно), - взаимозаменяемость товаров, - сезонность спроса, - увеличение спроса в праздн.дни.
Особенности изучения спроса непрод.товаров: - постоянное обновление спроса, - сезонность спроса, - мода.
Управление изучения спроса: - изучение (методы), - формирование, - прогнозирование.
Методы изучения:
- реализованного спроса (методы систем.учета – регистрация тов.чеков, в спец.журналах,автоматизир.учет, с помощью балансового метода Р=Зн+П-Зк-Д(возврат,брак), выставки-продажи)
- неудовлетв.спроса (опросы покупателей, журнал учета неудовл.спроса, листки неудовл.спроса)
- формирующегося спроса(выставки-просмотры образцов нов.товаров, тестирование нов.товаров, пробная продажа опытной партии, выставки-дегустации, фирменный прокат)
- изучение спроса в организациях опт.торговли(учет продажи и движения тов.запасов, изучение заказов, изучение неудовл.спроса).
Источники информации о спросе: - первичные и вторичные
Виды прогнозов: -количествен. (точная колич.оценка спроса на какой-либо товар) и качеств.( в каком направлении будет развиваться спрос на товар в будущем); - экономич.(колич.и качеств.характеристика экон.аспектов будущего развития спроса), - социологич.(изменение спроса в связи с изменением поведения отд.групп потребителей), - товароведно-технологич.(изменение спроса под влияниемвыпуска нов.и улучшен.изделий,внедрения нов.видов сырья).
Методы изучения: - экономико-матем., социально-психол., экспертные.
Службы изучения спроса: - продавцы, - заведующие, - коммерч.директор, службы спроса, - контрольно-ассортиментные пункты, - фирменные магазины(определяет Минторг), - Минторг (НИИ потребит.рынка и маркетинга).
Службы изучения спроса должны: - осуществлять наблюдения, - разрабатыв.прогнозы, - обеспечивать выполнение заданий по сбору информации для вышест.организаций, производителей и т.д.
Конъюнктура – совокупность условий, факторов, определяющих соотношение между спросом и предложением в данный момент времени, и тенденцией их развития. Предметами К.явл. структура и объем движения товаров, спрос и предложение, динамика цен, политика конкурентов, условия реализации товаров. К.может быть благоприятной(спрос удовлетворен полностью, выс.культура обслуживания) и неблагоприятной. Результаты конъюнк.наблюдений обобщаются и отражаются в конъюнкт.справке(краткая информация об изменении ресурсов, продажах и запасах с указанием на изменение в спросе и их причин): - анализ ассортимента, - анализ факторов, влияющих на конъюнктуру, - прогноз спроса.
Анализ К. : 1. Изменение в спросе., 2. Изменение в предложении, 3. изменение цен, 4. изменение рын.ситуации, 5.изучение циклов спроса(зарождение, введение, спад)