Ключевые понятия и термины. Величина спроса(quantity demanded)– количество данного товара или услуги, которое покупатель желает купить по конкретной цене в течение определённого периода

Величина спроса(quantity demanded)– количество данного товара или услуги, которое покупатель желает купить по конкретной цене в течение определённого периода времени.

Величина предложения(quantity supplied) – количество данного товара или услуги, которое продавец предлагает к продаже по конкретной цене в течение определённого периода времени.

Закон предложения (law of supply) – прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги.

Закон спроса (law of demand) – обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу.

Индивидуальный спрос(individual demand) – спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объём благ, который тот или иной потребитель желает и может купить на рынке.

Излишек потребителя(consumer surplus) –разность между той суммой, которую потребитель готов заплатить, и той, которую он фактически заплатил.

Излишек производителя(producer surplus) –разность между текущей рыночной ценой товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар.

Кривая предложения (supply curve) – кривая линия графика, показывающая, какое количество определённого товара или услуги продавцы предлагают к продаже по разным ценам в пределах данного периода времени.

Кривая спроса (demand curve) – кривая, показывающая количество определённого товара или услуги, которое покупатели готовы купить по разным ценам в пределах данного периода времени.

Неценовые факторы спроса(non-priсe determinants of demand)–факторы, влияющие на величину спроса на товар, кроме цены данного товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены. К неценовым факторам относятся: доходы покупателей, вкус и предпочтения потребителей, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, ожидания потребителей.

Неценовые факторы предложения(non-price determinants of supply)–факторы, влияющие на величину предложения товара, кроме цены на данный товар. К неценовым факторам относятся: цены факторов (ресурсов) производства, издержки производства, изменение цен на сопряженные товары, технология производства, величина налогов и субсидий, ценовые и дефицитные ожидания производителей.

Отрасль (industry) – совокупность предприятий, производящих идентичные или схожие товары.

Предложение (supply, S) – это количество товаров (услуги), которое производители желают и могут произвести по определённым ценам в течение определённого времени в данных экономических условиях.

Равновесная цена (equilibrium price, Pe) – цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны; цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товара или услуги; цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Рыночный спрос (market demand) – это совокупный спрос на товар со стороны всех потребителей на рынке.

Равновесное количество (equilibrium quantity)–совпадающие величины спроса и предложения при равновесной цене.

Рыночное равновесие(market equilibrium) –это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.

Спрос (demand, D) – это конкретные товары и услуги, которые потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене в течение определённого периода времени.

Товарный дефицит(trade deficit) – это количество товара, которое

покупатели не могут купить по существующей на рынке цене. Дефицит свидетельствует о превышении величины спроса над величиной предложения при данной цене.

Товарные излишки(trade surplus) – остаток, излишек; избыток товаров, который возникает вследствие превышения величины предложения над величиной спроса при данной цене.

Точка равновесия(dot of equilibrium) – точка пересечения (Е) кривой спроса (D) и кривой предложения (S) на графике спроса и предложения. Точка равновесия показывает, что спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются.

Фирма(firm) – группа людей, осуществляющая хозяйственную деятельность с целью получения прибыли, владеющая одним или несколькими предприятиями.

Цена(price, P) – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

Литература:[5, с. 93–116; 6, с. 103–114, 121–134; 7, с. 420–437; 8, с. 136–170; 10, с. 38–71; 12, с. 152–164; 13, с. 100–107; 15, с. 47–51; 18, с. 115–155; 19, с. 75–91; 21, с. 61–71; 22, с. 89–113; 23, с. 90–102].

Тема 6. Эластичность спроса и предложения

Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты ценовой эла­стичности спроса. Точечная и дуговая эластичности спроса по цене. Факторы эластично­сти спроса по цене.

Перекрестная эластичность спроса. Коэффициенты перекрестной эластичности спро­са. Эластичность спроса по доходу. Коэффициенты эластичности спроса по доходу.

Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности предложения. Факторы эластичности предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эла­стичность предложения.

Практическое значение анализа эластичности. Эластичность спроса по цене и вы­ручка товаропроизводителя. Влияние эластичности на излишек потребителя и излишек производителя. Эластичность спроса и предложения и налоговое бремя.

Наши рекомендации