Ключевые понятия и термины. Величина спроса(quantity demanded)– количество данного товара или услуги, которое покупатель желает купить по конкретной цене в течение определённого периода
Величина спроса(quantity demanded)– количество данного товара или услуги, которое покупатель желает купить по конкретной цене в течение определённого периода времени.
Величина предложения(quantity supplied) – количество данного товара или услуги, которое продавец предлагает к продаже по конкретной цене в течение определённого периода времени.
Закон предложения (law of supply) – прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги.
Закон спроса (law of demand) – обратная зависимость между ценой и величиной спроса на товар или услугу.
Индивидуальный спрос(individual demand) – спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объём благ, который тот или иной потребитель желает и может купить на рынке.
Излишек потребителя(consumer surplus) –разность между той суммой, которую потребитель готов заплатить, и той, которую он фактически заплатил.
Излишек производителя(producer surplus) –разность между текущей рыночной ценой товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар.
Кривая предложения (supply curve) – кривая линия графика, показывающая, какое количество определённого товара или услуги продавцы предлагают к продаже по разным ценам в пределах данного периода времени.
Кривая спроса (demand curve) – кривая, показывающая количество определённого товара или услуги, которое покупатели готовы купить по разным ценам в пределах данного периода времени.
Неценовые факторы спроса(non-priсe determinants of demand)–факторы, влияющие на величину спроса на товар, кроме цены данного товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены. К неценовым факторам относятся: доходы покупателей, вкус и предпочтения потребителей, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, ожидания потребителей.
Неценовые факторы предложения(non-price determinants of supply)–факторы, влияющие на величину предложения товара, кроме цены на данный товар. К неценовым факторам относятся: цены факторов (ресурсов) производства, издержки производства, изменение цен на сопряженные товары, технология производства, величина налогов и субсидий, ценовые и дефицитные ожидания производителей.
Отрасль (industry) – совокупность предприятий, производящих идентичные или схожие товары.
Предложение (supply, S) – это количество товаров (услуги), которое производители желают и могут произвести по определённым ценам в течение определённого времени в данных экономических условиях.
Равновесная цена (equilibrium price, Pe) – цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны; цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товара или услуги; цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
Рыночный спрос (market demand) – это совокупный спрос на товар со стороны всех потребителей на рынке.
Равновесное количество (equilibrium quantity)–совпадающие величины спроса и предложения при равновесной цене.
Рыночное равновесие(market equilibrium) –это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.
Спрос (demand, D) – это конкретные товары и услуги, которые потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене в течение определённого периода времени.
Товарный дефицит(trade deficit) – это количество товара, которое
покупатели не могут купить по существующей на рынке цене. Дефицит свидетельствует о превышении величины спроса над величиной предложения при данной цене.
Товарные излишки(trade surplus) – остаток, излишек; избыток товаров, который возникает вследствие превышения величины предложения над величиной спроса при данной цене.
Точка равновесия(dot of equilibrium) – точка пересечения (Е) кривой спроса (D) и кривой предложения (S) на графике спроса и предложения. Точка равновесия показывает, что спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются.
Фирма(firm) – группа людей, осуществляющая хозяйственную деятельность с целью получения прибыли, владеющая одним или несколькими предприятиями.
Цена(price, P) – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.
Литература:[5, с. 93–116; 6, с. 103–114, 121–134; 7, с. 420–437; 8, с. 136–170; 10, с. 38–71; 12, с. 152–164; 13, с. 100–107; 15, с. 47–51; 18, с. 115–155; 19, с. 75–91; 21, с. 61–71; 22, с. 89–113; 23, с. 90–102].
Тема 6. Эластичность спроса и предложения
Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты ценовой эластичности спроса. Точечная и дуговая эластичности спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.
Перекрестная эластичность спроса. Коэффициенты перекрестной эластичности спроса. Эластичность спроса по доходу. Коэффициенты эластичности спроса по доходу.
Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности предложения. Факторы эластичности предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения.
Практическое значение анализа эластичности. Эластичность спроса по цене и выручка товаропроизводителя. Влияние эластичности на излишек потребителя и излишек производителя. Эластичность спроса и предложения и налоговое бремя.