Критерии оценки по 2-х балльной шкале
Результат зачета | Критерии (дописать критерии в соответствии с компетенциями) |
«зачтено» | Обучающийся показал знания основных положений учебной дисциплины, умение решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе, умеет правильно оценить полученные результаты расчетов или эксперимента |
«не зачтено» | При ответе обучающегося выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины |
3 ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Вопросы к зачету:
1. Демография как отрасль знаний о народонаселении.
2. Предмет и объект изучения демографии.
3. Воспроизводство населения и его типы.
4. Показатели воспроизводства населения.
5. Виды движения населения.
6. Задачи демографии как науки.
7. Взаимосвязь демографических процессов с другими общественными процессами.
8. Методы исследования в демографии.
9. Виды источников информации о населении.
10. Переписи населения, их цели и основные принципы проведения.
11. Краткая история переписей населения в мире.
12. Краткая история переписей населения в России.
13. Программа переписи населения, ее основные разделы, вопросы.
14. Категории населения, учитываемые при переписи.
15. Текущий учет естественного движения населения.
16. Выборочные и специальные демографические обследования, регистры населения.
17. Абсолютные и относительные показатели динамики численности населения. Погодовой баланс динамики численности населения. Уравнение демографического баланса.
18. Урбанизация и особенности расселения в России.
19. Структура населения по полу и возрасту. Типы возрастной структуры по А.- Г. Сундбергу. Взаимосвязь половозрастной структуры населения и демографических процессов.
20. Половозрастные пирамиды: понятие, их значение для анализа демографического развития страны. Показатели демографической нагрузки.
21. Демографическое старение населения: понятие, показатели, причины, демографические и социальные последствия.
22. Структура населения по брачному состоянию.
23. Абсолютные и относительные показатели естественного движения населения.
24. Общие и частные коэффициенты: целесообразность и границы применения, достоинства и недостатки различных видов показателей.
25. Рождаемость и репродуктивное поведение. Показатели рождаемости.
26. Суммарный коэффициент рождаемости как индикатор воспроизводства населения.
27. Демографическое понятие рождаемости и тенденции ее уровня в мире и в России.
28. Факторный анализ общего коэффициента рождаемости.
29. Демографическое понятие и показатели смертности.
30. Самосохранительное поведение, его понятие и структура. Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни.
31. Коэффициенты смертности по полу, возрасту, причинам смерти.
32. Младенческая смертность: методы расчета и социальное значение показателя.
33. Средняя ожидаемая продолжительность жизни: понятие, методы расчета, социальное значение показателя.
34. Понятие и виды брака. Показатели брачности.
35. Показатели и причины разводимости.
36. Семья как объект демографии.
37. Демографическая функция семьи. Взаимосвязь брачного поведения с естественным движением населения.
38. Миграция населения: понятие, классификация, причины.
39. Абсолютные и относительные показатели миграции населения.
40. Демографические прогнозы, их значение и сущность.
41. Демографические прогнозы ООН.
42. Роль демографических прогнозов в экономическом и социальном планировании.
43. Крупнейшие ученые-демографы в зарубежной и российской (советской) демографической науке.
44. Демографическое старение населения: понятие, показатели, причины и социально-экономические последствия.
45. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости (ГМЕР).
46. Характеристика демографической ситуации в Российской Федерации.
47. Качество населения и качество жизни: понятия, система показателей.
48. Угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией Российской Федерации.
49. Демографическая политика: понятие, цели и задачи.
50. Приоритеты демографической политики в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.
51. Приоритеты демографической политики в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.
52. Приоритеты демографической политики в области миграции и расселения.
Тесты
1. Время возникновения демографии как науки:
а) начало XVII века;
б) середина XVII века;
в) начало XVIII века;
г) конец XVIII века.
2. Объект изучения демографии:
а) состав населения;
б) население (народонаселение);
в) процессы рождаемости, смертности, миграционного движения населения;
г) естественное воспроизводство населения.
3. Наличное население – это:
а) совокупность людей постоянно проживающих на данной территории, а также – временно отсутствующих граждан;
б) совокупность людей, связанных с данным населенным пунктом, территорией какими-либо правилами регистрации, регламентированными действующим законодательством;
в) совокупность людей, находящихся на критический момент перепести на той или иной территории, в том или ином населенном пункте.
4. Первая перепись населения в России была:
а) в 1662 г.;
б) в 1825 г.;
в) в 1897г.;
г) в 1913г.
5. Постоянное население – это:
а) совокупность людей постоянно проживающих на данной территории, а также – временно отсутствующих граждан, если время их отсутствия не превышает 6 месяцев;
б) совокупность людей, связанных с данным населенным пунктом, территорией какими-либо правилами регистрации, регламентированными действующим законодательством;
в) совокупность людей, находящихся на критический момент перепести на той или иной территории, в том или ином населенном пункте.
6. Устойчивое превышение смертности над рождаемостью – это:
а) демографический спад;
б) депопуляция;
в) простое воспроизводство населения.
7. К относительным показателям смерти относят:
а) возрастной коэффициент смертности;
б) среднее число умерших;
в) число умерших.
8. Репродуктивный возраст – это:
а) 15-30 лет;
б) 15-49 лет;
в) 20-29 лет.
9. На основе какого показателя можно определить режим воспроизводства населения:
а) общего коэффициента рождаемости;
б) возрастных коэффициентов рождаемости;
в) суммарного коэффициента рождаемости.
10. Репродуктивное поведение – это;
а) система действий, отношений и психических состояний личности, направленная на рождение или отказ от рождения ребенка любой очередности в браке, вне брака;
б) постоянное возобновление определенной совокупности людей путем непрерывного замещения одних поколений другими;
в) процесс деторождения в некоторой совокупности людей, составляющих поколение или группу поколений.
11. Демографический прогноз – это:
а) предположение о том, что будет происходить в будущем с теми или иными событиями;
б) научно-обоснованное предвидение основных параметров движения населения и будущей демографической ситуации;
в) сложная и многогранная проблема, при решении которой используется множество различных методов.
12. К основным понятиям миграции относят:
а) подготовленную;
б) внешнюю;
в) случайную.
13. К показателям миграции относятся:
а) интенсивность прибытий;
б) коэффициент естественного прироста;
в) численность уволенных по собственному желанию.
14. В демографической политике выделяют:
а) международный и региональный уровень;
б) стратегический, оперативный, тактический уровень;
в) межгосударственный, государственный, региональный и семейный.
15. Процесс слияния крупных городов с пригородами - это:
а) урбанизация;
б) агломерация;
в) рурбанизация;
г) мегаполизация.
16. Отметьте способы регулирования рождаемости:
а) субсидии на жилье;
б) обеспечение средствами контрацепции;
в) гранты на образование;
г) налоговые льготы;
д) запрет абортов.
17. Отметьте нормативные документы, регулирующие демографическую политику государства в последние годы:
а) «Концепция демографического развития населения Российской Федерации»;
б) «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации»;
в) закон о ссудах и займах молодым семьям;
г) закон об охране материнства и детства;
д) закон об ипотечном кредитовании семей с тремя детьми.
18. Объектами демографической политики могут быть:
а) субъекты РФ;
б) население страны;
в) семьи;
г) политические партии.
19. Деятельность государственных и негосударственных организаций, направленная на создание условий для реализации ответственного родительства, - это планирование семьи:
а) на макроуровне;
б) на микроуровне;
в) на всех уровнях.
20. Демографическая политика рассматривается как часть:
а) социальной политики;
б) экономической политики;
в) национальной политики;
г) военной политики.
21. Первое научное демографическое исследование провел:
а) Джон Граунд;
б) Леонард Эйлер;
в) Жак Бертийон;
г) Ахилл Гийяр.
22. Предметом демографии как науки является:
а) структура населения;
б) размещение населения;
в) закономерности воспроизводства населения;
г) национальные и межэтнические отношения.
23. Объект изучения демографии:
а) состав населения;
б) население (народонаселение);
в) процессы рождаемости, смертности, миграционного движения населения;
г) естественное воспроизводство населения.
24. Время возникновения демографии как науки:
а) начало XVII века;
б) середина XVII века;
в) начало XVIII века;
г) конец XVIII века.
25. Современная демография-это:
а) система взаимосвязанных наук;
б) демографическая социология;
в) наука, описывающая структуру населения;
г) прикладная наука.
26. Источники данных о населении по полноте и достоверности подразделяются на:
а) первичные;
б) полные;
в) выборочные;
г) вторичные.
27. С именем какого русского ученого связано возникновение знаний по демографии в России:
а) М.В. Ломоносова;
б) В.Н. Татищева;
в) М.В. Птухи;
г) Д.К. Шелестова.
28. Программа переписи населения – это:
а) статистические данные;
б) опросный лист;
в) перечень вопросов, обращенных к населению;
г) аналитическая информация.
29. Узкий подход трактует воспроизводство населения как:
а) естественное движение;
б) миграционное движение;
в) социальное движение;
г) политическое движение.
30. Какой раздел демографического знания был сформирован на первых этапах становления системы демографических наук:
а) статистика населения;
б) региональная демография;
в) этническая демография;
г) экономическая демография.
31. Для оценки динамики численности населения и межстрановых
сопоставлений используются:
а) специальные возрастные коэффициенты;
б) относительные показатели;
в) демографические показатели;
г) прямолинейные показатели.
32. Какое место занимает Российская Федерация в мире по численности населения?
а) 6 место;
б) 1 место;
в) 7 место.
33. Распределение населения по какому признаку показывают демографические пирамиды?
а) полу;
б) рождаемости;
в) смертности;
г) возрасту;
д) иммиграционному потоку;
е) уровню воспроизводства.
34. Момент переписи населения на который собираются все сведения о жителях по их состоянию:
а) текущий момент;
б) момент истины;
в) критический момент.
35. Назовите принцип, которым не руководствуется перепись населения:
а) всеобщность охвата населения территории;
б) строгий отбор;
в) индивидуальность регистрации;
г) самоопределение.
36. Программа переписи населения - это...
а) статистические данные;
б) опросный лист;
в) перечень вопросов, обращенных к населению;
г) аналитическая информация.
37. Демографическая нагрузка – это состояние:
а) числа работающих и безработных;
б) численность лиц нетрудоспособного возраста к численности лиц трудоспособного возраста;
в) числа детей и стариков;
г) число рождений к численности женщин фертильного возраста.
38. В прогрессивной структуре населения преобладают:
а) родители;
б) молодые;
в) прародители.
39. Какой тип возрастной структуры характерен для развивающихся стран:
а) прогрессивный;
б) простой;
в) регрессивный;
г) сложный.
40. Какая форма половозрастной пирамиды характеризует расширенный тип воспроизводства населения:
а) форма урны;
б) форма конуса;
в) форма трапеции;
г) форма прямоугольника.
41. Главная причина роста численности населения:
а) высокая рождаемость;
б) низкая смертность;
в) превышение рождаемости над смертностью.
42. Показатель воспроизводства населения, показывающий число
девочек, рождаемых в среднем одной женщиной за всю свою жизнь:
а) нетто-коэффициент;
б) суммарный коэффициент рождаемости;
в) брутто-коэффициент.
43. Критическое значение суммарного коэффициента рождаемости
соответствует:
а) границе простого замещения поколений;
б) расширенному воспроизводству;
в) снижению рождаемости.
44. Фертильность - это:
а) способность организма к воспроизводству потомства;
б) средняя продолжительность предстоящей жизни;
в) антенатальная смертность;
г) отрицательный естественный прирост;
д) живорождение.
45. Биологическая способность женщины, мужчины, брачной пары к
зачатию и рождению живых детей —это:
а) плодовитость;
б) рождаемость;
в) инфертильность;
г) репродуктивный возраст.
46. Основные показатели естественного движения населения:
а) рождаемость, смертность;
б) эмиграция, иммиграция;
в) миграция, коэффициент плодовитости;
г) материнская смертность, инвалидность;
д) рождаемость, младенческая смертность.
47. Средний возраст женщины при рождении ребенка:
а) брачность;
б) когорта;
в) средний возраст матери.
48. Массовый процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение, как частота рождений в определенной социальной среде — это:
а) плодовитость;
б) воспроизводство;
в) рождаемость;
г) способность к рождению.
49. Только для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы
на одну женщину без различия брачного состояния приходилось в среднем:
а) 2,1 ребенка;
б) 2, 58 ребенка;
в) 2,6 ребенка.
50. Критическое значение суммарного коэффициента рождаемости соответствует:
а) границе простого замещения поколений;
б) расширенному воспроизводству;
в) снижению рождаемости.
51. Наиболее частая причина смерти это:
а) онкологические заболевания;
б) заболевания сердечно-сосудистой системы;
в) травмы.
52. Абсолютное число умерших - это:
а) отношение числа умерших от данной причины к в данной возрастной группе за определенный период;
б) отношение числа умерших от данной причины в течение определенного промежутка времени в изучаемой популяции к численности данной популяции;
в) количество людей, умерших в данной популяции в данной возрастной группе за определенный период.
53. К специальным показателям смертности относят:
а) смертность в трудоспособном возрасте;
б) смертность по возрастным и половым группам;
в) смертность по сезонам года.
54. Естественный прирост населения - это разница между:
а) рождаемостью и смертностью в трудоспособном возрасте;
б) рождаемостью и смертностью по возрастным группам;
в) рождаемостью и смертностью за календарный год;
г) рождаемостью и смертностью по сезонам года.
55. Младенческая смертность - это смертность:
а) на 1-й неделе жизни;
б) на 1-м месяце жизни;
в) в течение 42 дней после рождения;
г) на 1-м году жизни.
56. Устойчивое превышение смертности над рождаемостью – это:
а) демографический спад;
б) депопуляция;
в) простое воспроизводство населения.
57. К относительным показателям смерти относят:
а) возрастной коэффициент смертности;
б) среднее число умерших;
в) число умерших.
58. Общий коэффициент смертности – это:
а) отношение числа умерших в течение календарного года к среднегодовой численности;
б) отношение числа умерших в данном возрасте в течении календарного года к среднегодовой численности лиц данного возраста;
в) отношение числа умерших в возрасте до года из родившихся в том году, для которого исчисляется коэффициент;
г) отношение числа родившихся к умершим за расчетный период времени.
59. Критерием оценки показателей естественного движения населения является:
а) уровень показателей рождаемости и смертности;
б) уровень младенческой смертности;
в) уровень материнской смертности.
60. Ведущее место в структуре общей смертности занимают:
а) травмы;
б) болезни системы кровообращения;
в) болезни органов дыхания;
г) онкологические заболевания.
61 Миграционный прирост Российской Федерации в основном происходит за счет стран:
а) дальнего зарубежья;
б) ближнего зарубежья;
в) стран Прибалтики.
62. Процесс слияния крупных городов с пригородами - это:
а) урбанизация;
б) агломерация;
в) рурбанизация;
г) мегаполизация.
63. Механическое движение населения – это:
а) миграция;
б) воспроизводство.
64. Миграционный оборот – это:
а) количество прибывших за определенный период времени;
б) сумма прибывших и выбывших мигрантов за определенный период времени;
в) количество выбывших за определенный период времени;
г) разность между суммой притока и оттока населения за определенный период.
65. К основным понятиям миграции относят:
а) подготовленную;
б) внешнюю;
в) случайную.
66. Сальдо миграции – это:
а) сумма прибывших на данную территорию и выбывших с нее за некоторый период;
б) разность между прибывшими и выбывшими за некоторый период;
в) число прибывших на данную территорию.
67. Образование многонациональных государств объясняется в первую очередь:
а) историей заселения и освоения территорий;
б) экономическим развитием государств;
в) внутренними миграциями населения;
г) межнациональными браками.
68. Динамику численности можно определить по:
а) карте;
б) статистическим таблицам и графикам.
69. Урбанизация – это:
а) процесс роста городов и повышения роли городского образа жизни;
б) миграция сельского населения в город;
в) переселение горожан в сельскую местность;
г) рост численности населения страны или региона.
70. Плотность населения рассчитывается:
а) как частное от деления численности населения на размер площади, на которой оно расселяется;
б) как частное от деления экономически активного населения на размер занимаемой территории;
в) как частное от деления населения на размер земледельческой площади, на которой оно расселяется.
4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности используется модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости обучающихся.
Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости обучающихся представляет собой комплексную систему поэтапного оценивания уровня освоения дисциплин образовательной программы по направлению (специальности) высшего образования, при которой осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на модули и проводится регулярная оценка знаний и умений обучающихся в течение семестра. При рейтинговой системе все знания, умения и навыки, компетенции, приобретаемые обучающимися в процессе изучения дисциплины, оцениваются в рейтинговых баллах. Рейтинговая оценка знаний обучающихся по каждой учебной дисциплине независимо от ее общей трудоемкости определяется по 100-балльной шкале.
Изучаемая дисциплина состоит из набора модулей. Объем учебного материала модуля раскрывает отдельную тему изучаемой дисциплины или несколько тем (раздел дисциплины). Каждый модуль должен завершаться определенной формой контроля для оценки степени усвоения учебного материала и получения рейтинговой оценки качества усвоения учебного материала.
Рейтинг-план дисциплины
Виды учебной деятельности студентов | Балл за конкретное задание | Число заданий за семестр | Баллы | |
Минимальный | Максимальный | |||
Модуль 1 | ||||
Текущий контроль | ||||
1. Аудиторная работа | 0,5 | |||
2. Тестовый контроль | ||||
3. Посещение лекционных занятий | 0,5 | |||
4. Посещение практических занятий | 0,5 | |||
5. Самостоятельная работа | ||||
Рубежный контроль | ||||
1. Письменная контрольная работа | ||||
Модуль 2 | ||||
Текущий контроль | ||||
1. Аудиторная работа | 0,5 | |||
2. Тестовый контроль | ||||
3. Посещение лекционных занятий | 0,5 | |||
4. Посещение практических занятий | 0,5 | |||
5. Самостоятельная работа | ||||
Рубежный контроль | ||||
1. Письменная контрольная работа | ||||
Итоговый контроль | ||||
1. Зачет (дифференцированный зачет) | ||||
Поощрительные баллы | ||||
1. Публикация статей | 10,0 | 0,0 | 10,00 | |
Итого | 45,0 | 110,0 |
Если по дисциплине формой итогового контроля является зачет и обучающийся по итогам текущего и рубежного контроля набирает не менее 45 баллов, преподаватель может аттестовать обучающегося без его участия в процедуре зачета в день проведения зачета в данной группе.
Устанавливается следующая градация перевода оценки из 100-балльной в двухбалльную:
Зачеты:
· зачтено – от 45 до 100 баллов,
· не зачтено – от 0 до 44 баллов.
Процедура проведения зачета/экзамена приведена в Положении о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации.