Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Проблемы выбора оптимального решения.

Методы исследования экономических процессов.

1)Анализ-операция мысленного расчленения целого на составные части,которые познаются человеком.

Синтез-процесс единения ранее познанных понятий в качественно-новое целое.

2)Индукция-процесс логического выхода на основе перехода от частного к общему.

Дедукция-метод мышления и выводы при переходе от общего к частному.

3)Метод сравнения-процесс количественного или качественного сопоставления объектов.

4)Метод аналогии-процесс сопоставления с аналогом.

5)Метод научной абстракции-мысленная конструкция для олицетворения явлений реального мира(товара)

6)Метод моделирования.Модель-мысленный образ экономического процесса

7)Графический метод.

Экономические блага и их классификация.

Благо представляет собой средство, которое способно удовлетворить различные потребности человека.

Формирование экономических и неэкономических благ осуществляется соотношением между количеством благ и конкретными его потребностями.

Товар представляет собой благо экономическое, которое непосредственно создано с целью осуществления обмена.

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Проблемы выбора оптимального решения.

Ограниченность ресурсов — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.

Так как человек не может удовлетворить все свои потребности имеющимися в наличии ресурсами — ему приходится выбирать, какие потребности удовлетворить первыми, сравнивать их полезность с необходимыми для их получения ресурсами (утилитаризм), или сравнивать товары и услуги между собой без присвоения им конкретных значений полезности.


5. Экономические ограничения: граница производных возможностей.
Альтернативные издержки. КПВ.

Ограничение производственного объема прежде всего связано с обстоятельством редкости ресурсов, необходимых для функционирования производственных процессов.

Граница производственных возможностей означает оптимальные направления сочетаний по выпуску двух видов продукции при условии использования имеющихся технологий в условиях редкости и ограниченности ресурсов, а также в определенных экономических и социальных, политических действующих положениях.Граница производственных возможностей характеризует достижение максимальных возможностей при определенном объеме производственных ресурсов по выпуску двух видов продукции. Данная граница показывает предел производственных общественных возможностей по производству того или иного товара

Альтернативные издержки-означают упущенную выгоду (в частном случае—прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей.

Кривая производственных возможностей(КПВ)-кривая,графически илюстрирующая производственные возможности одновременного производства двух продуктов.КПВ-совокупность всех точек или решений,в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант.Отображает ограниченность ресурсов\возможности ресурсов\альтернатива выбора.
6. Экономическая эффективности и экономический эффект.

Экономическая эффективность (эффективность производства) — это соотношение полезного результата и затрат факторов производственного процесса

Экономический эффект — разность между результатами деятельности хозяйствующего субъекта и произведенными для их получения затратами на изменения условий деятельности.Различают положительный и отрицательный экономический эффект.

7. Понятие и типы экономических систем.

Экономические системы-совокупность всех экономических процессов на основе отношений к собственности.

1)Традиционная ЭС-крайне примитивные технологии,все решения по управлению принимаются на основе обычаев,традициях и религии.

2)Административно-командная ЭС-общественная или государственная собственность на экономические ресурсы.,сильная монополия,бюрократизация экономики,централизованное планирование.

3)Рыночная экономика свободной конкуренции- частная собственность на эконом.ресурсы,рыночный механизм,основанный на свободной конкуренции,много свободных продавцов и покупателей,невмешательство государства в экономику.Система переросла в современную рыночную экономику

4)Смешаная рыночная.-многообразие форм собственности,
8. Экономические модели экономических систем.
9. Особенности рыночной системы, функции рынка.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить?

Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство.

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи

Санирующая функция.


10. Конкуренция и ее виды. Индекс Герфиндаля-Гиршмана.

1)Совершенная(чистый капитал-много продавцов и покупателей,однородная продукция,свободный вход\выход с рынка,полная информация)

2)Несовершенная(монолистичиская-относительно много продавцов и покупателей,не сложный вход\выход с рынка,разнородная продукция,недостоверная информация)

(олегополия-несколько продавцов и покупателей,разнородная и однородная продукция,затруднённый вход на рынок,нет информ.)

(монополия-один продавец,однородная продукция,невозможен вход на рынок,нет информ.)

От чистого капитала к монополии усиливается рыночная власть
11. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос.

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен.

1. Величина дохода показывает прямую зависимость по отношению к спросу.

2. Количество покупателей – прямая зависимость.

3. Инфляция – обратная зависимость.

4. Инфляционные ожидания — прямая зависимость.

5. Количество товаров — субститов — прямая зависимость.

6. Прочие факторы (изменения структуры населения, мода, реклама и т.д.) - переменная («мерцающая») зависимость: на одни товары спрос растет, на другие - уменьшается.


12. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.

Предложение – это совокупность товаров, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Продажа осуществляется в форме предложения, а купля – в форме реализации спроса. Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе говоря, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены – сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

Неценовые факторы, влияющие на предложение

1. Стоимость ресурсов. Цены на ресурсы определяют издержки производства. Следовательно, чем больше издержки, тем меньше предложение, и наоборот.

Например, снизились цены на сырье, материалы.

2. Технология. Применение совершенной технологии удешевляет производство. При данных ценах на ресурсы снижаются производственные издержки, а следовательно, увеличивается предложение. Смещение кривой происходит вправо. Если происходит удорожание производства, то это вызовет смещение кривой предложения влево.

3. Налоги и дотации. Повышение налогов сокращает возможности производителей, уменьшает объемы производства, что приводит к смещению кривой предложения влево. Со снижением размеров налогов картина меняется на противоположную.

Дотации – это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту производства и предложения, сдвигает кривую предложения вправо.

4. Ожидания. Ожидая роста цен, производители иногда придерживают товар, чтобы создать временный дефицит товара и ускорить рост цен.

5. Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.
13. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена и равновесное кол-во.
Излишки спроса и предложения.

Равновесная цена - цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. При равновесной цене:

- цена, при которой спрос и предложение равны;

- цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

- цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
14. Эластичность спроса и предложения.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ — чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения при изменении (как правило, увеличении) цены на 1%.

Наши рекомендации