Основные тенденции развития современной индустрии СМИ. от массового индустриального производства к сервисно ориентирован­ной экономике, и с активно развивающимися процессами индивидуа­лизации товаров/услуг и

от массового индустриального производства к сервисно ориентирован­ной экономике, и с активно развивающимися процессами индивидуа­лизации товаров/услуг и кастомизации потребления, и со становлени­ем успешных стратегий брендинга, и с развитием цифровых интерак­тивных СМИ, фрагментируюших аудиторию. В результате последнего процесса появляются продвинутые технические средства контроля за ТВ-программами типа TiVo, позволяющие зрителям самим, сохраняя телеконтент на жесткий диск цифровых приемников, легко избегать мас­совой рекламы. Подобное развитие, как считают эксперты рекламной индустрии, может не только снизить объем традиционных доходов те­левидения, но полностью преобразить бизнес-модели и саму экономи­ку аудиовизуального сектора[28].

Преодолевая свои застарелые «беды» — растущую усталость и разо­чарование потребителя в массовой рекламе, современная рекламная индустрия занялась поиском более эффективных и менее раздражаю­щих рекламных каналов и форм (продакт плейсмент). Другим спосо­бом преодолеть неэффективность рекламы, вызванную усталостью и недоверием аудитории, становится более активное использование пиа­ра в процессе создания потребительских брендов. А это имеет уже пря­мой выход на содержание СМИ, поскольку, рекомендуя использование механизмов пиар вместо рекламы, маркетологи прямо советуют: «Рек­ламе не доверяют. Пиару верят... Сообщения прессы попадают в созна­ние потребителей, не встречая ни малейшего сопротивления»[29].

Еще одна проблема рекламной индустрии — растущие различия в потребительском поведении в разных странах. На поведение потреби­теля оказывает влияние прежде всего положение в экономике и, следо­вательно, уровень доходов, но помимо этого — состояние рынка труда, культурные традиции, формы того, как люди тратят свои деньги. В ре­зультате фундаментальные изменения в потребительском поведении начинают требовать существенных изменений в рекламе, что не всегда осознается самой рекламной индустрией-1.

Все эти процессы неизбежно оказывают существенное влияние на журналистику как центральную профессию медиаиндустрии. Появле­ние активных аудиторий — пользователей, владеющих простейшими навыками создания контента, ведет к депрофессионализации если не всей журналистики, то во всяком случае довольно заметного ее сегмен­та — новых медиа. А ведь именно последние представляют сегодня

наиболее свободный и креативный, наименее индустриализованный и шаблонизированный сектор медиарынка. Растущая вовлеченность ауди­тории в процесс производства и медиации контента придает ей новые качества, которые позволяют называть современных пользователей про- сьюмерами (англ. producer — производитель и consumer — потребитель), т.е. «произвопотребителями». В результате заметно меняется процесс взаимодействия между журналистами и аудиторией с усилением влия­ния последней на процесс производства СМИ, что позволяет исследо­вателям говорить о «цифровом перераспределении власти» в СМИ.

Парадоксально, но этот процесс стимулируется определенным кри­зисом профессиональной журналистики, вызванным растущим влия­нием как рынка, так и новых технологий. Постоянная погоня медиа- компаний за прибылью ведет к большей ориентированности на сенса­ционность и к сокращению расходов на информацию и производство качественного содержания, что выливается в снижение стандартов про­фессии (достаточно вспомнить, к примеру, дело Джейсона Блэра из «Нью-Йорк тайме» («New York Times»), когда репортер писал свои ре­портажи из Ирака, не выходя из своей нью-йоркской квартиры). На этом фоне становится очевидным усиление неформальных связей журнали­стов и доминирующих элит: в области информационной журналистики следствием этого становится инфоганда[30], в области политической и эко­номической журналистики — усиление давления внешних сил, прежде всего пиара[31]. Показательно, что эти тенденции носят практически уни­версальный характер, одинаково проявляющийся как в развитых ры­ночных, так и в переходных и развивающихся экономиках.

Заключая рассмотрение основных тенденций в медиасистемах и индустрии СМИ на современном этапе, следует подчеркнуть:

■ журналисты, редакции, медиакомпании испытывают всевозра­стающее давление рынка;

■ медиабизнес, в свою очередь, все чаще рассматривается не столько как сфера реализации общественного интереса, но как отрасль экономики, ориентированная на сверхприбыли.

Вопросы для самопроверки

1. В чем отличие медиаиндустрии от других отраслей экономики?

2. Перечислите основные сегменты индустрии СМИ.

Литература

3. Какие черты характеризуют развитие рекламного бизнеса?

4. Что вы можете рассказать о взаимоотношениях СМИ и рекламы?

5. Каковы тенденции развития медиаиндустрии на глобальном уровне?

6. Назовите основные факторы, определившие развитие индустрии СМИ.

7. Каковы исторические предпосылки возникновения аудитории?

8. СМИ как регулятор «спроса и предложения».

9. Каким образом политическая система и медиаиндустрия связаны меж­ду собой?

10.Какие функции осуществляли СМИ в ходе становления рыночного общества?

И. Какие возможности открыл научно-технический прогресс для СМИ?

12.Назовите основные тенденции развития рынка свободного времени.

13.Перечислите причины появления «неравенства свободного времени».

14.Чем характеризуется процесс сращивания СМИ с экономикой свобод­ного времени?

15.Как вы понимаете значение термина «индустрия культуры»?

16.Что представляет собой перечень компонентов культурных индустрий?

17. Совпадает ли он с сегментом креативных индустрий?

18.Является ли интеграция индустрии СМИ и развлечений неизбежной? Обоснуйте свой ответ.

19.Каковы линии «раздела» между информацией и развлечением? С ка­ким типом контента они связаны?

20. Обозначьте основные тенденции развития современной индустрии СМИ. Дайте им краткую характеристику.

Литература

Бодрийяр Ж. Общество потребления: Его мифы и структуры. М.: Культур­ная революция; Республика, 2006.

Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион — Рус­ская книга, 2004.

Вартанова Е. J1. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.

Долгий А. Экономика символического обмена. М.: Инфра-М, 2006.

Рейнгольд Г. Умная толпа. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.

Райе Э., Райе Л. Расцвет пиара и упадок рекламы. М.: Ермак, 2004.

Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее. М.: Клас­сика - XXV, 2005.

Черных А. Мир современных медиа. М.: Территория будущего, 2007.

Сарро J. The Future of Advertising. New Media, News Clients, New Consumers in the Post-Television Age. Advertising Age/McGraw Hill. Chicago; N.Y., 2003.

Hesmondhalgh D. The Cultural Industries. L.: Sage, 2002.

Pieard R. The Economics and Financing of Media Companies. N.Y.: Fordham University Press, 2002.

Vogel H. Entertainment Industry Economics: A Guide for Financial Analysis. N.Y.: Cambridge University Press, 1999.

Наши рекомендации