Итоговая аттестация Время: 80 мин. Макс. оценка: 40
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАУЛЬТЕТ
Бакалавриат, направление «Экономика», 6-й семестр
Курс «История экономических учений»
Итоговая аттестация Время: 80 мин. Макс. оценка: 40
Ф.И.О. Палкина Оксана Индекс группы _________ Подпись _________
Часть 1 (21 баллов)
Дайте развернутое определение данных понятий:
1. Риба –запрет на ростовщичество, ссудный процент, запрещаемый Кораном.
2. Утилитаризм (определение и автор) –Иеремией Бентам. направление в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.
3. «Троица зол» капитализма по Оуэну –1)частная собственность 2)религия 3)брак на основе собственности(брак по расчёту)
4. Совокупный общественный продукт по Марксу: постоянный капитал(с) + переменный капитал(v) + прибавочная стоимость(m)
5. Равновесие по Парето – такое состояние системы, при котором значение каждого частного критерия, описывающего состояние системы, не может быть улучшено без ухудшения положения других элементов(*1)равновесие вкусов*2)равновесие препятствий*3)совмещение 1и 2)
Общее конкурентное равновесие- существует тогда, когда субъекты рынка являются ценополучателями, а цены изменяются таким образом, что исчезают избыточный спрос и предложение, при этом рынки уравновешиваются.
6. Соглашение по Коммонсу – исходная экономическая категория, которая означает принятие обеими сторонами конкретного обязательства.
соглашение содержит три элемента
1. конфликт, то есть столкновение интересов участников соглашения;
2. взаимозависимость и взаимосвязь интересов участников конфликта;
3. процедуру, то есть порядок разрешения конфликта и заключения соглашения
Дж. Коммонс считал, что с помощью соглашения практически возможное разрешение любого конфликта мирным путем.
7. Три типа идеального хозяйства Ойкена –
1) свободное рыночное хозяйство(никто не вправе ничего диктовать)
2) центрально-управляемое хозяйство (все решения принимаются наверху)
3) рациональный хозяйственный порядок (оптимальная комбинация 2-х предыдущих типов)
Часть 2 (16 баллов)
Ответьте на вопросы
1. а)Какой из трех видов стоимостей, выделенных Адамом Смитом, получил наибольшее распространение в английской политической экономии? Б)Каким образом он привел к распространению социалистических воззрений?
А)стоимость определяется количеством ( ЗАТРАЧЕННОГО) труда.
Б)1)Стоимость определяется затратами труда, следовательно продукт труда должен принадлежать тому субъекту экономики, который создал эту стоимость
2)Рабочее время - решающий фактор стоимости. Время, затраченное на производство, составляет единственную объективную меру стоимости, в последствии, при социализме это называлось общественно необходимое рабочее время.
3)По Рикардо, есть естественная стоимость, отражающая издержки; и рыночная цена товара, отражающая отклонение под влиянием спроса и предложения. Затем при социалистических воззрениях появился прибавочный абстрактный труд и соответственно, прибавочная стоимость, когда расходование рабочей силы определяется Марксом как абстрактный труд, а потому стоимость рабочей силы поглощает полностью весь абстрактный труд, определяющий стоимость, созданного этой рабочей силой товара.
2. а)Каковы основные различия между кембриджской и австрийской школой в части изучения поведения потребителя на рынке? Б) Чей метод стал доминирующим в экономической теории и почему?
А)Основное отличие- Кембриджская школа( Вальрас, Маршал, Джевонс) в рассматривала полезность как измеряемую величину. Для измерения различных уровней полезности используют условные баллы (ютили), которые потребитель присваивает благам. Это кардиналистская теория
Австрийская школа (К. Менгер, Э. Бём-Баверк, Ф. Визер и др )Полезность, по их мнению, - это субъективная оценка, которую дает каждый покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей. Стоимость блага – это понимание человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния. То есть не нужно никаких абсолютных величин, измеряли приоритетами для человека. Это ординалистская теория.
Б)Кембриджская школа, так как она более лёгкая для восприятия и для расчётов.
Часть 3 (12 баллов)
Рассмотрите понятие «труд» с точки зрения античных, средневековых, классической, неоклассической и посткейнсианской школ
Античная школа
Зачатками разделения труда и довольно развитое товарное обращение. Презрительного отношения античных мыслителей к физическому труду, как унизительному для свободного человека занятию.
Ксенофонт говорил, что оплата труда должна производиться не по затраченному времени, а по количеству произведённой продукции.
Средневековая школа
Ранний канонизм отношение к физическому труду, сделав его уважаемым
Поздний канонизм (Фома Аквинский) физический труд хуже умственного
Классическая школа (Смит) труд - единственное средство, делающее различные товары соизмеримыми, замена ручного труда машинным.
Давид Рикардо Стоимость товаров прямо пропорциональна количеству труда, и обратно пропорциональна производительности труда.
Маркс разделил понятие труда и рабочей силы. Рабочая сила- люди, предлагающие труд. Труд –фактор производства.
Неоклассическая школа
Джон Бейтс Кларк (1847-1939) говорил, существует 4 фактора производства, каждый из которых приносит своему владельцу специфический подход: капитал в денежной форме — процент; капитальные блага (земля и средства производства) — рента; деятельность предпринимателя — предпринимательская прибыль; труд рабочих — заработная плата. То есть, рынок труда стал рассматриваться как фактор производства. А именно, то как рабочая сила предлагает услуги труда (услуги фактического производства).
Посткейнсианская школа
Новые кейнсианцы полагают, что равенства спроса и предложения рынков не могут объяснить краткосрочных экономических колебаний и, поэтому, они выступают за модели с жёсткой зарплатой и ценами. Теории новых кейнсианцев основаны на жесткости зарплаты и цен, что необходимо для объяснения того, почему существует вынужденная безработица и почему денежная политика оказывает такое сильное воздействие на экономическую активность.
Часть 4 (10 баллов)
ответить на данные вопросы можно только при условии полного выполнения двух любых других частей
1. Опишите воззрения наиболее близкого Вам по взглядам лауреата Нобелевской премии по экономике
2. Опишите воззрения наиболее близкого Вам по взглядам русского экономиста