Макроэкономическое равновесие на товарном рынке
1. Компоненты совокупных расходов.
2. Функции потребления и сбережений.
3. Инвестиции. Мультипликатор инвестиций.
4. Равновесный объем национального выпуска в краткосрочном периоде.
1. Совокупный спрос (AD) - это суммарные расходы макроэкономических субъектов на конечные товары и услуги, произведённые в экономике в течение определённого периода времени.
AD включает в себя следующие элементы:
а) потребительские расходы домохозяйств (С);
б) инвестиционные расходы (I);
в) государственные закупки (G);
г) чистый экспорт (NE).
Потребление. Как известно, объём потреблении (С) прежде всего определяется величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом уплаченных налогов. Динамика потребления в долгосрочном периоде связана с величиной доходов, имущества и уровня цен. Анализ совокупного спроса концентрируется главным образом на факторах реального потребления.
Инвестиции. Инвестиции (I) включает в себя частные закупки недвижимости, оборудования и запасы. Объём инвестиций определяется в основном уровнем выпуска, стоимостью капитала, ожиданиями будущей конъюнктуры.
Государственные закупки. Государственные закупки товаров и услуг (G) включают в себя, например, покупку правительством оружия, строительного оборудования, финансирования государственных школ.
Чистый экспорт. Чистый экспорт (NE) равен разности между стоимостью экспорта и импорта. Объём импорта зависит от величины внутренних доходов и объёма производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Экспорт определяется доходами и объёмом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом.
Таким образом, совокупный спрос может быть выражен:
AD=C+I+G=NE.
На совокупный спрос оказывает влияние ценовые и неценовые факторы. Важнейшей детерминантой совокупного спроса выступает цена.
Кривая совокупного спроса (AD) показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено при каждом данном уровне цен. Изменение объёма совокупного спроса выражается в движении вдоль кривой AD. Согласно количественной теории денег: MV=PY. Отсюда Yd=MV/P, где Р - уровень цен в экономике; Yd- реальный объём дохода; М- количество денег в экономике; V- скорость обращения денег.
Рис. 1.1. Кривая совокупного спроса
На рис. 1.1 приведены различные сочетания Р и Y (при постоянном предложении денег). На оси абсцисс - реальный ВНП, или реальный объём производства. На оси ординат - уровень цен, или дефлятор, т.е. не абсолютный, а относительный показатель.
Кривая AD направлена вниз, так как рост цен (Р вверх) сокращает реальные запасы денежных средств (M/P). Следовательно, спрос на товары и услуги сокращается (Y) Этим объясняется обратная зависимость между величиной AD и уровнем цен (при условии, что предложение денег и скорость и обращения фиксированы).
Отрицательный наклон AD объясняется 3-мя эффектами:
1) Эффектом Кейнса (эффектом процентной ставки);
2) Эффектом Пигу (эффектом реальных кассовых остатков, или эффектом богатства
3) Эффектом импортных закупок.
Эффект Кейнса (эффект процентной ставки) выражается в том, что с ростом цен растёт спрос на деньги; при неизменном предложении денег растёт ставка процента. Таким образом, сокращается объём инвестиций в экономику, а значит, сокращается и объём совокупного спроса: P увеличивается, следовательно M/P уменьшается, следовательно I увеличивается, следовательно AD уменьшается.
Эффект Пигу (реальный кассовых остатков, или богатство) означает уменьшение богатства, вызванное ростом уровня цен, что приводит к сокращению потребления и, следовательно, совокупного спроса:
Р увеличивается, следовательно M/P уменьшаетстся, следовательно С уменьшается, следовательно AD уменьшается.
Эффект импортных закупок заключается в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта.
Следовательно, сокращается совокупный спрос в национальной экономике :
P увеличивается, следовательно Е уменьшается, следовательно NE уменьшается, следовательно AD уменьшается.
Изменение спроса приводит к смещению кривой AD. К неценовым факторам AD относится всё то, что влияет:
1) На потребительские расходы домохозяйств (благосостояние по потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налоге)
2) На инвестиционные расходы фирм (процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам, налоги на бизнес);
3) На государственные расходы (государственная политика);
4) На чистый экспорт (колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д.)
2.В 30-х гг. 20 в. английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946) предложил свою модель равновесия. Он исходил из приоритета совокупного спроса (AD), поэтому его теорию называют теорией эффективного спроса. Кейнсианская теория оперирует такими показателями, как функции потребления, сбережения и инвестиций.
Под потреблением (С) в экономической науке понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Иными словами, потребление – это выражение общего потребительского или платежеспособного спроса.