Вопрос 13. Валовой доход, цены, издержки и прибыль фирмы и механизм их взаимосвязи.
Рыночная цена - эта фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг встречаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.
1. С учетом способов регулирования выделяются такие виды цен. Свободные цены. Они зависят от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной, договоренности продавца и покупателя. Договорные, или контрактные, цены. Участники рынка устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В договоре могут указываться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений. Регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое ценообразование касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости). Государственные твердо установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.
2. В зависимости от форм и сфер торговли выделяются следующие виды цен. Оптовые, по которым большие массы товаров реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам. Розничные, по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям. Тарифы на услуги - цены (расценки), устанавливающие уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг за пользование телефоном, радио и др.
3. Биржевые и аукционные цены образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка. Об их характере и способах образования подробно поговорим в дальнейшем.
4. Цены мирового рынка - цены, которые: а) фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке и б) признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период. Кстати, в странах с открытой рыночной экономикой знание мировых цен имеет очень важное значение для правильной ориентации в хозяйственной деятельности производителей товаров, торговых посредников и покупателей. Изменение цен на мировом рынке сильно влияет на внутренние цены в той или иной стране. В еще большей мере уровень мировых цен определяет выгодность или убыточность внешней торговли.
В рыночной экономике цена является фактором, зависящим главным образом от общей конъюнктуры рынка: величины совокупного спроса и предложения товара, сложившихся предпочтений потребителей, их географического положения и т. д. Только в известной степени предприятие может влиять на цену товара изменением его потребительских свойств (качества), однако всегда повышение качества товара, улучшение его потребительских свойств связаны с ростом издержек производства, а поэтому предприятие вынуждено обращаться к поиску экономического оптимума, обеспечивающего рост цены продукции (товара) за счет улучшения его качества, в большей мере, чем за счет роста издержек производства.
Валовой доход - исчисленный в денежном выражении суммарный годовой доход предприятия, фирмы, полученный в результате производства и продажи продукции, товаров, услуг. В.д. определяется как разность между суммой денежной выручки от продажи товара и суммой материальных затрат на его производство. В.д. равен сумме заработной платы и чистого дохода (прибыли). Нормальное функционирование предприятия возможно лишь при условии, что произведенная продукция (работы, услуги или результат любой другой деятельности) нашли на рынке спрос у покупателей (потребителей) и за них были получены средства в виде денежного эквивалента. Эти средства, необходимые предприятию для поддержания процесса воспроизводства и пополнения финансовых ресурсов, представляют собой валовой доход предприятия. Валовой доход — общая сумма дохода предприятия от всех видов деятельности в денежной, материальной или нематериальной формах. Валовой доход включает: общие доходы от продажи товаров (работ, услуг), в том числе вспомогательных и обслуживающих производств;
¾ доходы от продажи ценных бумаг;
¾ доходы от осуществления банковских, страховых и других операций по оказанию финансовых услуг;
¾ доходы от торговли валютными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и требованиями;
¾ доходы от совместной деятельности и в виде дивидендов, полученных от нерезидентов, процентов, роялти, владения долговыми требованиями, а также доходов от осуществления операций лизинга (аренды);
¾ доходы, не учтенные в исчислении валового дохода периодов, предшествующих отчетному, и выявленные в отчетном периоде; доходы из других источников и от внереализационных операций, в том числе в виде:
¾ сумм безвозвратной финансовой помощи, полученной предприятием, стоимости товаров (работ, услуг), безвозмездно предоставленных предприятию;
¾ сумм неиспользованной части денежных средств, которые возвращаются из страховых резервов;
¾ сумм средств страхового резерва, использованных не по назначению;
¾ стоимости материальных ценностей, переданных предприятию согласно договорам хранения и использованных им в собственном производственном или хозяйственном обороте;
¾ сумм штрафов, неустойки или пени, полученных по решению сторон договора или по решению соответствующих государственных органов, суда, арбитражного или третейского суда;
¾ сумм государственной пошлины, предварительно уплаченной истцом, которая возвращается в его пользу по решению суда (арбитражного суда).
В состав валового дохода не включаются:
¾ суммы акцизного сбора, налога на добавленную стоимость, полученные (начисленные) предприятием в составе цены продажи продукции (работ, услуг);
¾ суммы денежных средств или стоимость имущества, полученные предприятием в качестве компенсации (возмещения) за принудительное отчуждение государством имущества предприятия;
¾ суммы денежных средств или стоимость имущества, полученные предприятием по решению суда (арбитражного суда) или в результате удовлетворения претензий в порядке, установленном законодательством в качестве компенсации прямых затрат или убытков, понесенных таким предприятием в результате нарушения его прав и интересов;
¾ суммы денежных средств в части излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей), которые возвращаются или должны быть возвращены предприятию из бюджетов, если такие суммы не были включены в состав валовых расходов;
Учитывая, что наибольшее влияние на сумму валового дохода оказывают такие факторы, как объем реализации товаров, уровень цены закупки товаров и уровень цены реализации товаров, в разрезе этих основных факторов на предприятиях торговли и осуществляется поиск резервов повышения доходов от торговой деятельности, обеспечивающих достижение их плановых показателей. Основными путями и резервами повышения доходов за счет снижения уровня цен закупки товаров являются: а) сокращение числа посредников при закупке товаров, не требующих длительного периода хранения и оптовой подсортировки. Наиболее низкий уровень цены может быть обеспечен при закупке товаров у непосредственных производителей; б) использование всей системы ценовых скидок в процессе "уторговывания" партий закупаемых товаров, в первую очередь, скидок на количество или сумму закупаемых товаров, а также скидок постоянным партнерам; в) закупка отдельных товаров за рубежом в периоды благоприятных соотношений курсов национальной и иностранных валют (снижении курсов иностранных валют); г) осуществление товарообменных (бартерных) операций при благоприятном соотношении уровней цен на обмениваемые товары на различных региональных рынках; д) закупка партий товаров на сезонных и предпраздничных их распродажах по существенно сниженным ценам. Это мероприятие может осуществляться в увязке с возможностями и стоимостью хранения таких товаров и лишь при гарантии последующей быстрой их реализации.
Основными путями и резервами повышения доходов за счет увеличения объема реализации товаров являются: а) осуществление эффективной маркетинговой политики на предприятии; б) диверсификация ассортимента путем включения в ассортиментный перечень взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, позволяющих повысить комплексность покупок; в) предоставление потребительского кредита при реализации дорогостоящих товаров; г) интенсификация рекламной и информационной деятельности торгового предприятия.
Основными путями повышения доходов за счет увеличения уровня цен реализации товаров являются: а) эффективное осуществление разработанной ценовой политики предприятия на потребительском рынке; обеспечение своевременной ее корректировки в необходимых случаях; б) использование благоприятной торговой конъюнктуры на отдельных этапах планового периода, особенно при реализации сезонных товаров; в) повышение уровня торгового обслуживания с соответствующим повышением уровня цен на отдельные товары.
Взаимозаменяемость ресурсов — возможность альтернативного использования разных ресурсов: а) для сохранения или достижения заданного уровня производства б) для достижения оптимума. Именно этим обусловлена проблема выбора: там, где нет заменяемости, нет и выбора, и тогда фундаментальное понятие оптимальности теряет смысл. Вопрос о В. Р. Детально разработан в теории производственных функций. Возможности замещения характеризуют производственную функцию с точки зрения различных комбинаций затрат, порождающих одинаковые уровни выпуска продукта. Допустим, производство определенного количества зерна требует 10 рабочих и 2 т удобрений, а при внесении в почву только тонны удобрений потребуется уже 12 рабочих, чтобы получить тот же урожай: здесь тонна удобрений (один ресурс) заменяется трудом двух рабочих (другой ресурс). При этом учитывается следующее: а) чем дефицитнее ресурс, тем выше относительная стоимость его замены (грубо говоря, тем большим количеством другого ресурса придется пожертвовать ради сохранения того же производственного результата); при взаимной замене двух ресурсов определяется коэффициент заменяемости, измеряемый углом наклона кривой равного продукта (изокванты); б) в динамических моделях возможности взаимной замены факторов, как правило, возрастают во времени. Различают взаимозаменяемость технологическую и экономическую. Не всякие ресурсы (продукты), взаимозаменяемые технически, позволяют производить замену с точки зрения экономической. Выделяют три типа технологического замещения: один ресурс — разные способы использования, разные ресурсы — одно целевое назначение, разное во времени использование ресурсов. Виды ресурсов.
- Природные – леса, вода в реках и озерах, земля, природные ископаемые;
- Трудовые – определяемые как количество и качество возможностей населения страны к преобразованиям жизненных условий;
- Капитальные – выражающиеся в построенных зданиях, установленных станках и оборудовании;
· Предпринимательские усилия – выражающиеся во внедрении новых технологий, новых приемов ведения хозяйства и т. Д.
Специфическим ресурсом может также выступать время. Например, для человека играет большую роль как можно более раннее обеспечение любым благом. Общим свойством всех ресурсов является их ограниченность или редкость. Ограниченность ресурсов в экономическом смысле означает: при данном уровне развития техники и научного знания доступна только часть физических ресурсов. Для домашних хозяйств такая ограниченность выступает в виде недостатка денег для покупок. Ограниченность ресурсов – это дисбаланс между потребностями в товарах и услугах и средствами удовлетворения этих потребностей. Таким образом, ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Ресурсы бывают исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы – это те, которые после их использования невозможно восстановить совсем или, по крайней мере, в обозримом будущем. Неисчерпаемые ресурсы имеют способность постоянно и достаточно быстро восстанавливаться (воздух, вода, творческие ресурсы человека и т. Д.). Однако необходимо помнить, что при небрежном отношении к ресурсам, любые из них могут потерять свои качества. Примеры нашей цивилизации: загрязнение рек, озоновые дыры в атмосфере, глобальное потепление климата и т. Д.Экономические последствия редкости ресурсов:
¾ Ограниченность ресурсов означает ограниченное производство по отношению к потребностям.
¾ Нерациональное использование ресурсов становится недопустимым. Общество старается эффективно использовать свои ресурсы и получить максимально возможный объем производства.
¾ Редкость ресурсов делает все экономические блага платными.
Все экономические ресурсы ограничены, поэтому существует конкуренция между людьми, фирмами, государствами за их использование. Основная проблема состоит в том, как из ограниченного количества ресурсов наладить производство максимального количества благ. Вторая проблема заключается в многовариантности использования ресурсов. Одни и те же ресурсы можно использовать для удовлетворения самых разнообразных потребностей. Отсюда возникает проблема выбора направлений и способов использования ресурсов в различных альтернативных целях.
Ценовая политика является не только одной из главных составляющих системы управления доходами торгового предприятия, но и важнейшим механизмом, обеспечивающим многие приоритеты его экономического развития. Главная цель любой фирмы - получение прибыли. Причем максимально возможной. Для этого фирма производит и продает продукцию, минимизирует издержки, для этого она существует. Прибыль - это одна из форм чистого дохода, выражающая в основном стоимость прибавочного продукта; включает также и часть стоимости необходимого продукта. Деление вновь созданной стоимости на необходимый и прибавочный продукт - общая закономерность всякой общественно-экономической формации со времени первого крупного общественного разделения труда и достижения такого уровня производительных сил, которые бы обусловили возникновение прибавочного продукта. Финансовые итоги деятельности предприятия находят свое выражение в прибыли, величина которой составляет часть денежной выручки, равную разнице между стоимостью продукции в оптовых ценах и полной себестоимостью реализованной продукции. Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее функциях. Прибыль выполняет три основные функции. Прибыль, прежде всего, используется в качестве показателя оценки итогов самостоятельной деятельности предприятия, поскольку в ней отражаются все стороны его деятельности, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Однако прибыль не является универсальным показателем работы предприятия, так как величина ее во многом определяется не зависящими от деятельности данного предприятия факторами (политика цен, изменение ставок налога с оборота, структурные сдвиги и т. д.). Многофакторность экономической категории прибыли вызывает необходимость использовать наряду с прибылью другие показатели эффективности производства (реализованная продукция, производительность труда, скорость оборота оборотных средств и др.). Вторая функция прибыли - распределительная. Прибыль используется в качестве орудия распределения прибавочного продукта и его денежной формы - чистого дохода между предприятием и обществом в лице государства, между предприятием и отраслью, между предприятием и его работниками, между сферой материального производства, где создается прибавочный продукт, и непроизводственной сферой, которая содержится обществом за счет прибавочного продукта. Третья функция прибыли связана с процессом экономического стимулирования предприятия и его работников. Прибыль используется как источник и условие формирования поощрительных фондов предприятий и в качестве крупного финансового ресурса расширенного воспроизводства на базе технического прогресса. Относительный уровень прибыли называется рентабельностью. Рентабельность - это доходность, прибыльность. Рентабельность производства определяется отношением прибыли либо к стоимости производственных фондов, либо к текущим затратам (себестоимости). Преимущество показателя рентабельности, исчисленного как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, состоит в том, что он позволяет соизмерять финансовые результаты с объемом применяемых производственных фондов, характеризуя эффективность их использования. Рентабельность предприятия должна быть достаточной для обеспечения первоочередных платежей в гос. бюджет и Центробанк (плата за фонды, фиксированные платежи, проценты по банковским ссудам), образования фондов экономического стимулирования, расширения производства и покрытия плановых затрат, предусмотренных финансовым планом. Нижней границей рентабельности предприятия служит получение прибыли в размерах, обеспечивающих плату за производственные фонды и образование фондов экономического стимулирования.
Распределение прибыли осуществляется в интересах: обеспечения стимулирующей роли прибыли в достижении высоких количественных и качественных показателей производства; использования прибыли в качестве важного источника финансирования капитальных вложений, формирования собственных оборотных средств; усиления материальной заинтересованности предприятий в более полном выявлении внутренних резервов. Прибыль фирмы - совокупная выручка за вычетом совокупных издержек. При вычитании из совокупной выручки явных затрат (внешних) фирма получает так называемую бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль фирмы - совокупная выручка за вычетом явных издержек. Бухгалтерская прибыль характеризует результаты деятельности фирмы за определенный период ее существования, то есть результаты прошлого. При вычитании из бухгалтерской прибыли внутренних издержек, то есть затрат на ресурсы, принадлежащих предпринимателю, а также затрат на предпринимательский ресурс, получается величина экономической прибыли. Экономическая прибыль - бухгалтерская прибыль за вычетом внутренних затрат фирмы. Величина экономической прибыли характеризует перспективы деятельности фирмы, ее будущие результаты. Неявные издержки не учитываются в бухгалтерских отчетах, но значимы и важны для самой фирмы. Затраты на предпринимательский ресурс характеризуют величину так называемой нормальной прибыли, то есть той доли прибыли, которая приходится на талант и возможности управленца производством.
Термин «минимизация издержек» связан в экономической теории с функцией издержек, т.е. с совокупными издержками (ТС). Функция издержек описывает связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами труда и капитала, необходимыми для его обеспечения через количественное выражение затрат труда и капитала и цены на них. Изменение цен на какой-либо ресурс или применение улучшенной технологии, так же как изменение вида продукции, отразится на величине минимальных затрат при производстве того же объема продукции. Теоретически минимизировать издержки возможно двумя способами: либо определить максимально возможный объем выпуска продукции на заданную величину издержек, либо установить минимально возможные издержки для производства заданного объема продукции. Из этого следует, что функция издержек связана с производственной функцией, что минимизация затрат для производства любого заданного объема продукции зависит при постоянных ценах труда и капитала от комбинации количественных затрат производственных факторов, при этом предлагается эффективное их использование. Практически это означает, что когда предприятие не может добиться производства при минимальных затратах, тогда производство неэффективно. При неэффективном производстве предприятию может быть выгодно увеличить объем выпуска продукции при тех же видах ресурсов, не увеличивая затрат. Таким образом, понятие «минимизация издержек» включает в себя понятие «снижение совокупных издержек», т.е. предполагает уменьшение всех стоимостных затрат в расчете на определенный объем продукции при определенных ценах производственных ресурсов. В теории издержки минимизируются в графическом варианте через выбор, через движение к самой ближней к началу координат изокосте (меньшим издержкам) при заданном объеме или к самой дальней от начала координат изокванте (большему объему) при заданных издержках.
Минимизация издержек в прикладном аспекте включает в себя не столько снижение издержек, сколько выбор, определение таких условий производства продукции, при которых затраты на производство и реализацию продукции будут минимальными, а прибыль - максимальной. Поэтому в основу возможных путей направлений минимизации и снижения издержек производства и их реализации следует положить прием последовательного минимизирования. На первом этапе происходит группировка (объединение) возможностей производителя по содержательным признакам, а затем она детализируется путем последовательного перехода к признакам, позволяющим охватить многочисленные и различные стороны процесса поиска возможностей минимизации (снижения) производственных расходов и потерь с одновременным увеличением объема. Существует три группы возможностей минимизации издержек производства и обращения:
¾ возможности, определяемые дальней внешней средой (разработка новых видов материалов, топлива, энергии и др.);
¾ возможности отраслевого уровня (развитие специализации, кооперирования и сотрудничества);
¾ внутренние возможности предприятия.
Другая сторона возможностей минимизации и снижения затрат обнаруживается в результате дополнительного исследования, анализа данных, т.е. сравнения данных использования факторов. Как правило, это отклонение от принятой технологии, установленного порядка организации производственного процесса, отклонения от норм расходования материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за сверхурочное время, потери от простоев машин, потери от брака и т.д.