Оформление выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа оформляется в соответствии со следующими государственными стандартами:
- ГОСТ 7.32-2001 в ред. Изменения №1 от 01.12.2005 г. « Отчет о научно- исследовательской работе»;
- ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;
- ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка».
Текст выпускной квалификационной работы должен быть выполнен с применением персонального компьютера шрифтом черного цвета. Оборотная сторона листа должна оставаться чистой. Размер бумаги – А4 (210 х 297 мм). Поля: верхнее и нижнее – по 25 мм, левое – 30 мм, правое – 10-15 мм. Шрифт – Times New Roman, через 1,5 интервала. Выравнивание текста – по ширине. Отступ первой (красной) строки – 1 см. Размер шрифта для основного текста – 14 пт.; для названия глав – 16 пт., полужирный, строчными буквами, кроме первой – заглавной. Переносы по тексту обязательны.
Размер шрифта для названий параграфов (разделов) – 14пт., полужирный, строчными буквами, кроме первой – заглавной.
Подготовленный студентом текст выпускной квалификационной работы должен быть представлен для прочтения научному руководителю в отпечатанном виде. После учета замечаний и внесения исправлений студент представляет окончательный вариант выпускной квалификационной работы для отзыва научному руководителю. Титульный лист выпускной квалификационной работы оформляется в соответствии с образцом (Приложение 5).
В выпускной квалификационной работе используется сквозная нумерация страниц, включая список использованной литературы и приложения. На первой странице (титульном листе) номер не ставится, затем, так же без номера подшивается задание на выпускную квалификационную работу; далее идет оглавление (содержание) работы, но нумерация начинается с «Введения», т.е. с цифры 3. Номер проставляется арабскими цифрами без точек и тире в правом верхнем углу страницы, но в пределах поля.
Главы (разделы) выпускной квалификационной работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, после номера главы ставится точка. Номер параграфа внутри каждой главы включает в себя номер главы и порядковый номер параграфа, после номера главы и номера параграфа ставятся точки.
Введение, каждая глава, заключение, список использованной литературы, приложения начинаются с отдельной страницы. Заголовки включают 2-14 слов, то есть они обычно занимают не более двух машинописных строк. В заголовки не включают сокращенные слова и аббревиатуры, а также формулы.
В тексте воспроизводится наименование глав и параграфов с указанием их номера. Слово «ГЛАВА» печатается прописными (заглавными) литерами. Названия глав, разделов, а также «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы» и «Приложения» печатаются строчными литерами с первой заглавной литерой, полужирным шрифтом, по центру строки, например:
Введение
или
ГЛАВА 1. Сущность и нормативно-правовое регулирование расчетов с работниками по оплате труда
Заголовки параграфов пишутся строчными литерами (кроме первой заглавной) полужирным шрифтом и также располагаются по центру строки, например:
1.1. Нормативно-правовое регулирование учета расчетов
по оплате труда
Точка в конце заголовка не ставится. Подчеркивать заголовки и переносить в них слова не следует. Если заголовок состоит из двух и более предложений, то их разделяют точкой.
Расстояние между заголовками и последующим текстом должно быть равно одному полуторному интервалу, расстояние между заголовком нового параграфа и последней строчкой предыдущего – двум полуторным интервалам.
Текст выпускной квалификационной работы должен быть тщательно выверен студентом. Автор несет полную ответственность за опечатки и ошибки. Работа с большим количеством опечаток не допускается к защите либо может быть снята с защиты.
Выпускная квалификационная работа должна быть самостоятельной, то есть содержать мысли автора, изложенные хорошим литературным языком. По ходу изложения следует избегать противоречий, безапелляционных заявлений. Не допускаются длинные рассуждения, повторения известных доказательств, обширные выписки из учебников, специальной литературы и других источников.
В тексте не следует применять сокращенные слова, за исключением общепринятых, например: таблица – табл.; рисунок – рис.; книга – кн.; часть – ч.; раздел – разд.; страница – с.; пункт – п.
Параметры маркированного и нумерованного списков и сам маркер во всей работе должны быть одинаковыми.
Например:
• отбор и оценка высококвалифицированных специалистов (кредитных менеджеров, руководителей кредитных отделов);
• оптимизация трудовых процессов в части рассмотрения заявок, процедур оформления необходимых документов, принятия решений по кредиту;
• постоянное развитие персонала;
• изучение потенциального клиента;
• постоянный мониторинг клиента.
или
– формы, системы и размеры оплаты труда;
– выплата пособий, компенсаций;
– механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором.
Студент обязан делать сноски на используемые им литературные источники и нормативно-правовой материал. Сносками сопровождаются не только прямые цитаты, выделенные кавычками, но и любое заимствованное положение. Заимствование текста из чужих произведений без ссылки на них (то есть плагиат) может быть основанием для снятия выпускной квалификационной работы с защиты, выставления неудовлетворительной оценки. Порядок оформления сносок указан в Приложении 10.
Все расчеты, выполняемые по ходу разработки выпускной квалификационной работы, приводятся в тексте с надлежащими обоснованиями и пояснениями, с указанием значимости и размерности величин, входящих в формулы. Формулы и уравнения рекомендуется выделять в отдельную строку.
Формулы, представленные в работе, должны быть дополнены описанием входящих значений символов и коэффициентов. Для этого после формулы, начиная со слова «где», необходимо дать значение каждого символа и указать единицы измерения, в которых он выражается. Выше и ниже формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если формула не умещается в одной строке, она должна быть перенесена после знака равенства (=) или знаков (+), (-), (х). Формулы набираются с применением компьютерного редактора формул. Размеры знаков для формул: прописные буквы и цифры – 7-8 мм, строчные – 4 мм, показатели степени и индексы – не менее 2мм.
Формулы следует нумеровать. Шифр формулы состоит из номеров главы, параграфа и порядкового номера формулы. Например: 2.3.1 следует читать как первую формулу третьего параграфа второй главы.
Расшифровка символов и значений числовых коэффициентов, входящих в формулу, должна быть приведена непосредственно после формулы. Значение каждого символа дается с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Слово «где» пишется без абзацного отступа. В конце расшифровки значение каждого символа дают через точку с запятой, а его размерность – сокращенно.
Например:
СОС = СК – ВОА, (2.2.1)
где СОС – собственные оборотные средства (чистый оборотный капитал) на конец расчетного периода;
СК – собственный капитал;
ВОА – в необоротные активы (раздел I баланса).
, (2.2.8)
где влияние изменения выручки от продажи на рентабельность продаж;
В1 и В0 – отчетная и базисная выручка;
С1 и С0 – отчетная и базисная себестоимость;
КР1 и КР0 – отчетные и базисные коммерческие расходы;
УР1 и УР0 – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.
В тексте основной части выпускной квалификационной работе следует помещать итоговые и наиболее важные материалы. Оригинальные расчеты должны приводиться полностью, а для однородных типовых подсчетов можно ограничиться таблицей окончательных данных.
Результаты расчетов, как правило, оформляются в виде таблиц.
Таблицы, содержащие первичные исходные данные и постоянные аналогичные расчеты при других исходных данных, следует помещать после списка литературы в виде приложений, с обязательной ссылкой на них в тексте. Все данные следует приводить в абсолютных или относительных показателях, одинаковых единицах измерения; цифры в таблицах должны иметь одинаковую степень округления.
Заголовки таблиц, выполненные полужирным шрифтом, следует помещать над таблицей. Над заголовком таблицы помещают слово «Таблица» с порядковым номером, без знака № (Приложение 11).
Иллюстративный материал (схемы организационных структур управления, диаграммы, графики, логико-информационные схемы и др.) помещается по ходу текста сразу за ссылкой на него или в приложениях с соблюдением порядковой нумерации. В тексте обязательно должны быть ссылки и пояснения к приводимому иллюстративному материалу.
Все иллюстрации в тексте необходимо именовать рисунками. Наименование и номер рисунка следует указывать под изображением.
Таблицы и рисунки могут иметь каждый сквозную нумерацию или допускается нумерация таблиц и рисунков в пределах главы. Главное требование – единообразие оформления во всей работе.
Если приведена одна таблица или рисунок, то она не нумеруется. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с основным заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишутся с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков граф таблицы точки не ставятся.
Если все параметры, размещенные в таблице, выражены одной и той же величиной, то сокращенное обозначение этой единицы измерения помещают в заголовке таблицы, после запятой.
Например:
Таблица 1
Отражение начисленных сумм за счет средств целевого
финансирования, тыс. руб.
При отсутствии данных в графах таблицы следует ставить прочерк (тире). Дробные числа должны приводиться в виде десятичных дробей.
Не допускается в таблице рядом с числовыми значениями величин писать: «более», «не более», «менее», «не менее», «в пределах» и другие ограничительные слова. Они должны быть помещены рядом с наименованием соответствующего параметра или показателя после единицы измерения.
При ссылке в тексте, приложении на таблицу или рисунок слова «таблица», «рисунок» следует писать сокращенно, если они пронумерованы и полностью – если таблица или рисунок без номера; в повторных ссылках на таблицы и рисунки следует указывать сокращенное слово «смотри» (например: см. рис. 1 или см. табл. 3).
Графу «№ п/п» в таблицу не включают. При необходимости ссылок на отдельные показатели перед их наименованием в боковой части таблицы указывают номера арабскими цифрами с точкой.
При переносе таблицы на следующую страницу наименования граф не надо переписывать, а следует проставлять их номера в соответствии с предыдущей страницей. Справа сверху необходимо указать: «Продолжение таблицы 6» (Приложение 11).
Если в работе имеются рисунки и/или таблицы формата А4 или А3, то они размещаются после той страницы, где есть на них ссылка. Если таблица или рисунок могут уместиться на странице, то они располагаются в тексте, сразу после ссылки на них.
При использовании чужих расчетов и спорных цифр (а надо помнить, что большинство количественных, даже статистических показателей в экономике – спорны и часто различаются в различных источниках, что связано с разными методиками подсчета) следует также указывать в сноске источник, его автора и цитируемую страницу. При несовпадении цифровых показателей, взятых в разных источниках, необходимо указывать на это и давать собственную оценку надежности тех или иных сведений: это «хороший тон» и признак самостоятельности работы.
Обязательной частью выпускной квалификационной работы являются графические материалы. Диаграммы и графики должны быть наглядными и четкими. Поясняющие надписи на полях запрещаются, их следует поместить либо в тексте, либо под диаграммой (Приложение 12).
Графические материалы должны в наглядной форме характеризовать результаты анализа экономического объекта или системы управления, основные выводы и предложения. Они оформляются в последнюю очередь, так как наиболее яркие и интересные иллюстрации, характеризующие основные выводы и предложения, могут быть сделаны только после окончания работы над текстовой частью. Такой порядок исключает затраты времени на всякие изменения и переделки законченного материала.
Графическая часть выполняется на листах стандартного формата А4 или A3 в виде раздаточного материла или помещается на слайд в презентации.
Приложения оформляются как продолжение работы со сквозной нумерацией страниц. Общий заголовок «Приложения» пишется на отдельном листе строчными литерами, кроме первой – заглавной.
Каждое приложение начинается с новой страницы со слова «Приложение» в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок. Приложения располагаются в порядке появления на них ссылки в тексте выпускной квалификационной работы.
Если приложение не помещается на одном листе, то в правом верхнем углу следующей страницы проставляют «Продолжение приложения …».
Если в качестве приложения используется документ, имеющий самостоятельное значение, его вкладывают в работу в оригинале. На его титульном листе в правом верхнем углу пишут слово «Приложение» и проставляют номер, а страницы документа, включают в общую нумерацию страниц.
За содержание выпускной квалификационной работы, правильность приведенных данных несет ответственность автор. Работа должна быть им подписана (Приложение 6).
Выпускная квалификационная работа брошюруется в специальной жесткой папке, переплетается.
За последним листом с подписью автора одного из экземпляров работы вплетается конверт (файл), в который вкладывается 1 экз. диска, содержащего электронный вариант выпускной квалификационной работы.
ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ
К защите выпускной квалификационной работы допускаются успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки высшего профессионального образования, успешно сдавшие итоговый государственный экзамен и представившие выпускную квалификационную работу с отзывом руководителя в установленный срок.
Защита выпускной квалификационной работы проводится на заседании ГЭК (государственной экзаменационной комиссии). Председатель ГЭК является, как правило, специалистом по тематике аттестации и утверждается Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации. Председатель ГЭК не может быть сотрудником данного учебного заведения. Состав комиссии утверждается приказом ректора Института.
Предварительное обсуждение (предзащита) подготовленной работы проходит на выпускающей кафедре примерно за месяц до начала работы ГЭК.
Защита выпускной квалификационной работы проходит в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса и утвержденные приказом по Институту. Списки студентов, допущенных к защите, предоставляются в ГЭК деканатом факультета.
Не позднее, чем за 30 календарных дней до назначенной даты работы государственной экзаменационной работы студент представляет на выпускающую кафедру следующие документы:
• один экземпляр текстовой части выпускной квалификационной работы (в переплетенном виде) и экземпляр ее электронного варианта (CD);
• отчет на проверку в системе «Антиплагиат»;
• комплект графических раздаточных материалов;
• отзыв научного руководителя работы (Приложение 13);
• справка о результатах внедрения в организации, на базе которой проводилось исследование (Приложение 14). Этот документ не является обязательным;
Поступившая на кафедру выпускная квалификационная работа регистрируется заведующим учебным кабинетом кафедры в специальном журнале.
Внесение изменений в работу после получения отзыва руководителя не разрешается.
Вопрос о допуске выпускной квалификационной работы к защите решает заведующий выпускающей кафедрой, о чем делается соответствующая запись на титульном листе работы, а научный руководитель делает соответствующую запись в зачетной книжке студента. После этого работа передается секретарю ГЭК.
Если на выпускную квалификационную работу получен отрицательный отзыв, то вопрос о допуске студента к защите решается на заседании кафедры с участием студента и научного руководителя, а протокол заседания передается через деканат на утверждение проректору по учебной работе.
Выпускная квалификационная работа, сданная на кафедру с нарушением установленных сроков или требований к оформлению, может быть не допущена к защите.
Защита выпускной квалификационной работы происходит на открытом заседании ГЭК (то есть на нем могут присутствовать руководитель работы, рецензенты, студенты и все желающие). Очередность защиты устанавливается деканатом.
Защита выпускной квалификационной работы происходит в следующей последовательности:
1.Секретарь ГЭК объявляет фамилию студента-дипломника, зачитывает тему выпускной квалификационной работы.
2. Студент выступает с кратким 5-7 минутным докладом. Примерный план выступления дан в Приложении 16. Как правило, доклад сопровождается компьютерной презентацией или демонстрацией иллюстративного материала (таблицы, схемы).
3. По окончании доклада Председатель ГЭК и члены комиссии задают вопросы студенту. Вопросы могут относиться как к теме выпускной квалификационной работы, так и к отдельным дисциплинам профиля, поэтому студенту перед защитой целесообразно восстановить в памяти те разделы, которые имеют прямое отношение к теме выпускной квалификационной работы. По докладу и ответам на вопросы государственная экзаменационная комиссия судит о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении говорить публично, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
4. После ответов студента на вопросы зачитывается отзыв научного руководителя, внешняя рецензия и предоставляется заключительное слово дипломнику (для ответа на замечания).
После окончания публичной защиты проводится закрытое заседание ГЭК. На этом заседании открытым голосованием, простым большинством голосов определяется оценка по итогам защиты выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа оценивается по 4-х балльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценка «отлично» выставляется при условии, что:
- работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер,
- содержит элементы научной новизны; собран, обобщен, и проанализирован большой объем нормативных правовых актов, учебной литературы, статистической информации и других практических материалов, позволивший всесторонне изучить тему и сделать аргументированные выводы и практические рекомендации;
- при написании и защите работы выпускником продемонстрирован высокий уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций, глубокие теоретические знания и наличие практических навыков;
- в теоретической части работы отражено мнение различных специалистов, отражена дискуссия и высказано мнение автора по исследуемому вопросу;
- в практической части работы выполнены расчёты, написаны выводы, в которых отражены достоинства и недостатки в деятельности экономического субъекта, а также даны исчерпывающие рекомендации автора работы по дальнейшей оптимизации работы организации;
- работа грамотно написана в соответствии со стандартами выполнения научных работ и своевременно представлена на кафедру, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению выпускных квалификационных работ;
- на защите освещены все вопросы исследования, ответы студента на вопросы профессионально грамотны, исчерпывающие, подкрепляются положениями нормативно-правовых актов, выводами и расчетами, отраженными в работе;
Оценка «хорошо» ставится, если:
- работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер, собран, обобщен, и проанализирован достаточный объем нормативных правовых актов, учебной литературы, статистической информации и других практических материалов, позволивший достаточно полно изучить тему, но не по всем аспектам исследуемой темы сделаны выводы и обоснованы практические рекомендации;
- тема работы раскрыта, однако выводы и рекомендации не всегда оригинальны и/или не имеют практической значимости, есть неточности при освещении отдельных вопросов темы;
- при написании и защите работы выпускником продемонстрирован средний уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций, наличие теоретических знаний и достаточных практических навыков;
- в теоретической части работы отражено мнение отдельных специалистов, не отражена дискуссия и не высказано мнение автора по исследуемому вопросу;
- в практической части работы выполнены расчёты, написаны выводы, в которых недостаточно полно или не точно отражены достоинства и недостатки в деятельности экономического субъекта, а также даны слишком обобщенные рекомендации автора работы по дальнейшей оптимизации работы организации;
- работа грамотно написана в соответствии со стандартами выполнения научных работ и своевременно представлена на кафедру, есть отдельные недостатки в ее оформлении;
- на защите освещены все вопросы исследования, ответы студента на вопросы были неполные и недостаточно подкреплённые положениями нормативно-правовых актов, выводами и расчетами, отраженными в работе;
Оценка «удовлетворительно» ставится, когда:
- работа выполнена самостоятельно, носит поверхностный характер, собран, обобщен, и проанализирован малый объем нормативных правовых актов, учебной литературы, статистической информации и других практических материалов, который не позволил полно изучить тему, выводы и практические рекомендации не всегда обоснованы;
- тема работы раскрыта частично, выводы и рекомендации бессистемны и не имеют практической значимости, есть существенные недостатки при освещении почти всех вопросов темы;
- при написании и защите работы выпускником продемонстрирован удовлетворительный уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций, недостаток/отсутствие теоретических знаний и практических навыков;
- в теоретической части работы не отражено мнение специалистов, не отражена дискуссия и не высказано мнение автора по исследуемому вопросу;
- в практической части работы выполнены расчёты с ошибками, написаны слишком общие выводы, в которых не отражены положительные и отрицательные стороны в деятельности экономического субъекта, а также автором не даны рекомендации по дальнейшей оптимизации работы организации;
- работа своевременно представлена на кафедру, однако не в полном объеме соответствует стандартам выполнения научных работ, есть существенные недостатки в ее оформлении;
- на защите освещены некоторые вопросы исследования, студент испытывал затруднения при ответах на вопросы;
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
- Содержание работы не раскрывает тему, вопросы изложены бессистемно и поверхностно, нет анализа практического материала, основные положения и рекомендации не имеют обоснования;
- работа не оригинальна, основана па компиляции публикаций по теме;
- при написании и защите работы выпускником продемонстрирован неудовлетворительный уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций;
- работа несвоевременно представлена на кафедру, не в полном объеме по содержанию и оформлению соответствует предъявляемым требованиям;
- на защите выпускник показал поверхностные знания по исследуемой теме, отсутствие представлений об актуальных проблемах по теме работы, плохо отвечал на вопросы.
При равном числе голосов Председатель ГЭК (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.
Оценка по итогам защиты выпускной квалификационной работы складывается как средняя от оценок, выставленных каждым членом ГЭК. В свою очередь, каждый член ГЭК при оценке защиты выпускной квалификационной работы учитывает следующие параметры:
• выпускной квалификационной работе новизна и актуальность;
• соответствие теме и степень ее раскрытия;
• четкость структуры и логичность изложения работы;
• аргументированность и конкретный характер выводов и предложений;
• практическая значимость работы, наличие конкретных рекомендаций;
• использование научной литературы, работ известных в данной области авторов, а также современных информационных источников.
Оформление:
• соответствие требованиям ГОСТ и вуза;
• аккуратность;
• язык и стиль изложения, отсутствие ошибок и опечаток.
Наличие и качество иллюстративного материала.
Использование компьютерных технологий, других технических средств в ходе защиты.
Выступление:
• логичность;
• доказательность;
• умение за короткое время раскрыть главное;
• умение говорить свободно, не читая письменного текста.
Ответы на вопросы:
• краткость, ясность,
• полнота ответа.
Решение ГЭК об итоговой оценке основывается также на:
• оценке руководителя выполненной выпускной квалификационной работы;
• сведениях об успеваемости студента по дисциплинам профессионального цикла, представленных в сводной ведомости.
Наиболее интересные в теоретическом и практическом отношении выпускные квалификационные работы могут быть рекомендованы к опубликованию в печати, а также представлены к участию в конкурсе научных работ. Авторы таких работ могут быть рекомендованы для поступления в магистратуру.
На этом же заседании ГЭК принимает решение о присвоении выпускнику соответствующей квалификации и выдаче диплома (с отличием или без отличия).
В соответствии с Положением о Государственной итоговой аттестации выпускнику, достигшему особых успехов в освоении профессиональной образовательной программы, прошедшему все виды итоговых аттестационных испытаний с оценкой «отлично», сдавшему все учебные дисциплины и работы, внесенные в зачетную книжку со средней оценкой не ниже 4,75 балла по пятибалльной шкале оценок и не имеющему оценок «удовлетворительно», выдается диплом с отличием.
Все решения государственной экзаменационной комиссии оформляются протоколами, в которых отражаются все заданные вопросы, ответы студентов, особые мнения и итоговое решение комиссии. Протоколы подписываются председателем и членами ГЭК, участвовавшими в заседании, и затем хранятся в архиве вуза. После оформления протоколов студентам объявляются результаты защиты выпускных квалификационных работ. Тема выпускной квалификационной работы и ее оценка, а также решение ГЭК о присвоении квалификации вносятся в зачетную книжку и в Приложение к диплому, которое выдается выпускнику вместе с дипломом о высшем образовании. Защищенные выпускные квалификационные работы студентам не возвращаются и хранятся в библиотеке и архиве Института.
Студенты, не прошедшие государственной итоговой аттестации в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по уважительной причине (временная нетрудоспособность, исполнение общественных или государственных обязанностей, вызов в суд), вправе пройти ее в течение 6 месяцев после завершения государственной итоговой аттестации.
Для этого студент должен сдать в деканат факультета личное заявление с приложенными к нему документами, подтверждающими уважительность причины.
Студенты, не прошедшие государственное аттестационное испытание в связи с неявкой по неуважительной причине или в связи с получением оценки «неудовлетворительно», а также студенты из числа инвалидов и не прошедшие государственное аттестационное испытание в установленный для них срок (в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание или получением оценки «неудовлетворительно»), отчисляются из Института с выдачей справки об обучении, как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Лицо, не прошедшее государственную итоговую аттестацию, может повторно пройти государственную итоговую аттестацию не ранее чем через год и не позднее чем через пять лет после срока проведения государственной итоговой аттестации, которая не пройдена обучающимся.
Для повторного прохождения государственной итоговой аттестации указанное лицо по его заявление восстанавливается в Институте на период времени, установленный вузом, но не менее периода времени, предусмотренным календарным учебным графиком для государственной итоговой аттестации по соответствующей образовательной программе.
При повторном прохождении государственной итоговой аттестации по желанию обучающегося решением выпускающей кафедры ему может быть установлена иная тема выпускной квалификационной работы.
Восстановление для повторного прохождения государственных аттестационных испытаний определяется Порядком отчисления и восстановления студентов в Московском экономическом институте.
Государственная итоговая аттестация для обучающихся из числа
инвалидов
Для обучающихся из числа инвалидов государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности).
При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
- проведение государственной итоговой аттестации для инвалидов в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся при прохождении государственной итоговой аттестации;
- присутствие в аудитории ассистента (ассистентов), оказывающего обучающимся инвалидам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
- пользование необходимыми обучающимся инвалидам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;
- обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).
Все локальные нормативные акты Института по вопросам проведения государственной итоговой аттестации доводятся до сведения обучающихся инвалидов в доступной для них форме.
По письменному заявлению обучающегося инвалида продолжительность сдачи обучающимся инвалидом государственного аттестационного испытания может быть увеличена по отношению к установленной продолжительности его сдачи:
- продолжительность выступления обучающегося при защите выпускной квалификационной работы – не более чем на 15 минут.
В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Институт обеспечивает выполнение следующих требований при проведении государственного аттестационного испытания:
а) для слепых:
- задания и иные материалы для сдачи государственного аттестационного испытания оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются обучающимися на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, либо надиктовываются ассистенту;
- при необходимости обучающимся предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
- задания и иные материалы для сдачи государственного аттестационного испытания оформляются увеличенным шрифтом;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- при необходимости обучающимся предоставляется увеличивающее устройство, допускается использование увеличивающих устройств, имеющихся у обучающихся;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости обучающимся предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по их желанию государственные аттестационные испытания проводятся в письменной форме;
г) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются обучающимися на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по их желанию государственные аттестационные испытания проводятся в устной форме.
Обучающийся инвалид не позднее, чем за 3 месяца до начала проведения государственной итоговой аттестации подает письменное заявление о необходимости создания для него специальных условий при проведении государственных аттестационных испытаний с указанием особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие у обучающегося индивидуальных особенностей.
В заявлении указывается необходимость (отсутствие необходимости) присутствия ассистента на государственном аттестационном испытании, необходимость (отсутствие необходимости) увеличения продолжительности сдачи государственного аттестационного испытания по отношению к установленной продолжительности (для каждого государственного аттестационного испытания).
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложение 1
Направления исследований выпускных квалификационных работ по направлению «Экономика» профиль «Учет, анализ и аудит»[1]
1. Финансовый и управленческий учет: назначение, принципы организации, их взаимосвязь (на примере организации).
2. Организация бухгалтерского учета и анализ финансовой отчетности предприятия (организации).
3. Обоснование и разработка учетной политики - фундаментальной основы организации бухгалтерского учета организации.
4. Международные стандарты финансовой отчетности и их взаимосвязь с российскими стандартами учета.
5. Трансформация бухгалтерской отчетности России в соответствии с требованиями МСФО (на примере конкретной организации).
6. Бухгалтерский учет и контроль наличных денежных средств и денежных документов.
7. Бухгалтерский учет и аудит валютных операций в организации.
8. Бухгалтерский учет и аудит фактов хозяйственной деятельности по экспорту (импорту) в организациях.
9. Учет движения дебиторской и кредиторской задолженности и формирование ее показателей в бухгалтерской отчетности организации.
10. Бухгалтерский учет и анализ состояния и движения дебиторской и кредиторской задолженности организации.
11. Организация и бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в организации.
12. Бухгалтерский учет и анализ состояния расчетов с бюджетом в хозяйствующих субъектах.
13. Организация бухгалтерского учета финансовых вложений и финансовых инструментов на предприятии.
14. Бухгалтерский учет и аудит финансовых вложений в ценные бумаги в организации.
15. Бухгалтерский учет и аудит капитальных вложений в создание внеоборотных активов организации.
16. Бухгалтерский учет и аудит капитальных вложений в приобретение внеоборотных активов организации.
17. Бухгалтерский учет и анализ состояния и движения основных средств в организации.
18. Бухгалтерский учет и контроль нематериальных активов и их амортизации в организации.
19. Бухгалтерский учет и аудит движения материально-производственных запасов в организации (в организации).
20. Организация и бухгалтерский учет процесса заготовления материально-производственных запасов и расчетов с поставщиками.
21. Финансовый учет как система отражения движения денежных средств в процессе предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта.
22. Организация и бухгалтерский учет расчетов безналичными денежными средствами в организации.
23. Бухгалтерский учет и контроль денежных средств на счетах в банках.
24. Бухгалтерский учет и контроль расчетов с подотчетными лицами в организации.
25. Бухгалтерский учет и анализ движения денежных средств на расчетных и специальных счетах в организации.
26. Бухгалтерский учет и анализ денежных средств на валютных счетах в банках организации.
27. Бухгалтерский учет и контроль расчетов с прочими дебиторами и кредиторами организации.
28. Организация учета дебиторской и кредиторской задолженности и их отражение в бухгалтерской отчетности организации.
29. Бухгалтерский учет и контроль различных форм расчетов с дебиторами и кредиторами организации.
30. Бухгалтерский учет и контроль расчетов организации с использованием векселей.
31. Бухгалтерский учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками за продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.
32. Организация и бухгалтерский учет расчетов внутри группы взаимосвязанных организаций.
33. Учет расчетов организации с бюджетом по налогу на прибыль в соответствии с требованиями ПБУ 18/02.
34. Бухгалтерский учет и аудит (либо контроль) расходов на восстановление (ремонт) основных средств организации.
35. Бухгалтерский учет и аудит амортизации основных средств в организации и методы ее начисления: бухгалтерский и налоговый аспекты.
36. Бухгалтерский учет и контроль амортизации основных средств в организации и методы ее начисления: бухгалтерский и налоговый аспекты.
37. Бухгалтерский учет и аудит финансовых вложений в облигации хозяйствующего субъекта.
38. Бухгалтерский учет и контроль финансовых вложений в облигации хозяйствующего субъекта.
39. Бухгалтерский учет и аудит косвенных расходов организации на производство продукции (работ, услуг).
40. Бухгалтерский учет и контроль косвенных расходов организации на производство продукции (работ, услуг).
41. Бухгалтерский учет и анализ формирования и использования прочих доходов и расходов организации.
42. Организация учета движения материальных ресурсов и анализ их использования.
43. Бухгалтерский учет материалов в организации и контроль за их использованием.
44. Бухгалтерский учет и анализ создания и использования финансовых резервов и их отражение в отчетности организации.
45. Бухгалтерский учет и контроль расчетов с работниками по оплате труда.
46. Бухгалтерский учет и аудит расчетов с работниками по оплате труда.
47. Бухгалтерский учет и контроль прямых расходов на производство продукции организации.
48. Бухгалтерский учет и анализ расчетов с работниками по оплате труда.
49. Бухгалтерский учет расходов и калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг в организации.
50. Попроцессный метод учета затрат и калькулирования: сущность, возможности и сфера применения в организации.
51. Попередельный метод учета затрат и калькулирования: сущность, возможности и сфера применения в организации.
52. Позаказный метод учета расходов и калькулирования себестоимости продукции в организации.
53. Нормативный метод учета затрат: сущность, возможности и сфера применения на предприятии.
54. Организация и бухгалтерский учет готовой продукции (работ, услуг) в организации.
55. Бухгалтерский учет и аудит продажи продукции, работ, услуг и прочих активов организации.
56. Бухгалтерский учет формирования прибыли и анализ ее использование в организации.
57. Бухгалтерский учет кредитов, займов и контроль за их использованием в организации.
58. Бухгалтерский баланс: назначение, принципы построения, техника составления в организации.
59. Формирование отчетных показателей в учетных регистрах и анализ их использования в организации.
60. Организация управленческого учета (на примере конкретной организации).
61. Бюджетирование в системе управленческого учета организации: сущность, значение, порядок разработки.
62. Экономический анализ в разработке и обосновании управленческих решений организации.
63. Бухгалтерский учет и контроль готовой продукции в организации.
64. Бухгалтерский учет и анализ эффективности использования основных средств организации.
65. Анализ активов организации и оценка ее имущественного положения.
66. Анализ оборачиваемости активов и их составляющих элементов, выявление путей ее ускорения в организации.
67. Анализ оборачиваемости оборотных активов и выявление резервов повышения эффективности их использования в организации.
68. Бухгалтерский учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности, оценка влияния инфляции на реальную стоимость их погашения.
69. Анализ наличных и безналичных расчетов организации с поставщиками и подрядчиками.
70. Анализ движения денежных потоков организации.
71. Анализ и оценка эффективности использования оборотных активов организации.
72. Бухгалтерский учет и анализ эффективности использования материально-производственных запасов организации.
73. Анализ доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации.
74. Анализ и оценка финансовых результатов деятельности организации.
75. Маржинальный анализ производства продукции и ее продаж в организации.
76. Анализ себестоимости продаж и выявление резервов ее снижения в организации.
77. Анализ формирования и использования чистой прибыли организации.
78. Анализ влияния учетной политики на финансовые результаты деятельности организации
79. Система формирования показателей рентабельности: анализ и оценка факторов ее роста в организации.
80. Анализ рентабельности капитала организации и факторов ее изменения.
81. Анализ состава, структуры активов и оценка динамики их рентабельности в организации.
82. Анализ рентабельности активов организации и факторов ее изменения.
83. Анализ и оценка эффективности использования собственного и заемного капитала организации.
84. Анализ формирования и оценка эффективности использования чистых активов организации.
85. Анализ состава и движения уставного и резервного капитала организации.
86. Анализ состава, структуры и динамики краткосрочных обязательств организации.
87. Анализ и оценка обеспеченности организации собственными оборотными средствами.
88. Анализ и оценка деловой активности организации.
89. Экономический анализ в системе бизнес-планирования деятельности организации.
90. Анализ и оценка текущей производственно-экономической деятельности организации.
91. Анализ и оценка эффективности использования внеоборотных активов организации.
92. Анализ фондоотдачи и оценка влияния факторов на ее использование в организации.
93. Анализ производительности труда и оценка влияния факторов на ее изменение.
94. Анализ и оценка эффективности использования заработной платы в организации.
95. Внутрихозяйственный анализ в обосновании и разработке управленческих решений организации.
96. Анализ и оценка развития финансовой деятельности организации.
97. Анализ и оценка эффективности инвестиционной деятельности организации.
98. Анализ и оценка динамики финансовой устойчивости организации, выявление факторов ее роста.
99. Анализ и оценка ликвидности бухгалтерского баланса и оборотных активов организации.
100. Анализ и оценка финансового состояния неплатежеспособной организации.
101. Анализ и оценка кредитоспособности организации-заемщика.
102. Комплексный экономический анализ в поиске резервов повышения эффективности деятельности коммерческих организаций.
103. Комплексный анализ и оценка эффективности инвестиционной деятельности организации.
104. Комплексный анализ и оценка эффективности финансовой деятельности организации.
105. Анализ и оценка степени экстенсивности и интенсивности использования ресурсного потенциала организации.
106. Анализ и оценка финансового состояния деятельности организации.
107. Бухгалтерская отчетность организаций: состав, содержание и использование в анализе и оценке ее деятельности.
108. Обоснование и раскрытие аналитических возможностей бухгалтерской отчетности организации.
109. Система формирования расходов на производство и продажу продукции организации, их учет и анализ.
110. Учет и анализ выполнения хозяйственных договоров организации (на примере конкретного вида договора).
111. Учет и анализ производства и реализации товаров в организациях общественного питания.
112. Учет и анализ реализации товаров в розничной торговле.
113. Учет и анализ реализации товаров в оптовой торговле.
114. Учет и анализ движения товаров в организациях торговли.
115. Учет и анализ основных средств как база поиска резервов повышения эффективности их использования в организации.
116. Учет и анализ движения денежных средств организации.
117. Учет и анализ финансовых вложений организации как инструменты поиска резервов повышения эффективности их использования.
118. Учет и анализ источников собственных средств организации.
119. Учет и анализ доходов организации, и выявление возможностей их роста.
120. Учет и анализ расходов организации, и выявление возможностей их снижения.
121. Учет и анализ доходов и расходов организации.
122. Учет и анализ прямых затрат на выполненные работы и оказанные услуги в организации.
123. Учет и анализ расчетов организации с бюджетом и внебюджетными фондами.
124. Учет и анализ использования заемных средств организации.
125. Анализ и оценка эффективности финансовых вложений организации.
126. Учет и анализ финансовых резервов организации: система резервов, источники их формирования и направления расходования.
127. Учет и контроль операций по лизингу в организации.
128. Учет и контроль операций по текущей аренде (на примере организации).
129. Бухгалтерский учет, анализ и аудит нематериальных активов организации.
130. Бухгалтерский и налоговый учет при упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
131. Организация бухгалтерского учета в некоммерческих организациях и анализ их деятельности.
Приложение 2