Задачи дисциплины и проектируемые результаты ее освоения
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(ФГБОУ ВПО ПГУПС)
Кафедра «Экономическая теория»
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе,
д.т.н.,профессор___________Л.С.Блажко
" ___ " _________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Макроэкономика»
направление: 080100.62 «Экономика»
специализации:
- «Экономика предприятий и организаций (транспорт)»
Квалификация (степень) бакалавр
ОБЪЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
Курс | Семестр | Часы и виды учебных занятий | Виды контроля | ||||||
Всего | Лекц. | Практ (семин.) занятия | Курсовой проект (работа) | Контроль за самостоя-тельной работой (КСР) | Самост. работа студ. (СРС) | Курсов. Проект (КП) или курс. работа (КР) | Контроль-ные мероприя-тия | ||
+ | + | зачет |
Санкт-Петербург
Декан факультета экономики и социального управления ,
Проф. Н.К.Румянцев
" ___ " _________ 2011 г.
Председатель УМК факультета ЭСУ, проф.
__________________ В.Л. Ситников
«_______» ______2011 г.
Зав. кафедрой «Экономическая
теория», д.э.н., профессор
_______________ А.А. Лапинскас
«_______»_______2011 г.
Зав. кафедрой «Экономика транспорта» проф.
_________________________ Н.А.Журавлева
«_________» ____________________
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины – дать студентам необходимый объем знаний и умений, которые позволят понять студентам сущность функционирования национальной экономики, а также экономических процессов и явлений на уровне народнохозяйственного комплекса.
Основные задачи дисциплины:
- овладение основами экономических знаний в условиях совершенствования рыночных отношений и становления экономики смешанного типа;
- приобретение навыков системного подхода к хозяйственным решениям с учетом факторов внешней среды;
- изучение различных макроэкономических моделей состояния и развития страны;
- рассмотрение условий преодоления кризиса и обеспечения устойчивых темпов роста в условиях полной занятости;
- овладение методологией познания и принятия экономических решений на макроуровне.
Место дисциплины структуре ОПП
Изучение макроэкономики требует знаний, получаемых при изучении дисциплин «Философия», «Экономическая история», «Микроэкономика», «Математика».
Освоение дисциплины «Макроэкономика» необходимо для успешного изучения в дальнейшем отраслевых экономик, мировой экономики и других экономических дисциплин.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Макроэкономика»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями:
- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации. Постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- способностью понимать и анализировать социально – экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности, понимающим личную ответственность за состояние экономики в стране (ОК-4);
способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-13).
профессиональными компетенциями:
- способностью к расчетно – экономической деятельности (ПК-1);
- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно – правовой базы рассчитать экономические показатели и показатели социального развития в масштабе страны и региона (ПК-2);
- способностью на основе описания экономических процессов явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии(ПК-10).
Задачи дисциплины и проектируемые результаты ее освоения
В результате освоения дисциплины «Макроэкономика» студенты должны:
Знать:
- методы измерения результатов хозяйственной деятельности в масштабе страны с выявлением причин, тормозящих экономический рост;
- причины безработицы, инфляции , стагнации и содержание экономической политики . направленной на устранение состояния макроэкономической нестабильности;
- содержание понятий «частичного» и «полного макроэкономического равновесия»;
- содержание денежно – кредитной и фискальной политики правительства.;
- соотношение сил рыночной самонастройки и государственного регулирования экономики.
уметь:
-пользоваться различными методами макроэкономического анализа;
-самостоятельно анализировать экономическую действительность народнохозяйственного комплекса;
-решать экономические задачи, рассчитывать макроэкономические показатели.
владеть:
-макроэкономическими показателями и методами анализа.
4. Структура и содержание дисциплины «Макроэкономика»
4.1. Учебно – образовательные модули и их трудоемкость
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа)
Курс | Семестр | Содержание | Затраты времени (в час.) | Форма текущего контроля успеваемости | ||
Всего | Аудит. | Сам. раб. | ||||
Лекционные занятия(всего) | ||||||
Модуль 1 Тема 1. Общественное воспроизводство и система национальных счетов. Общественное воспроизводство как процесс непрерывного самоподдержания экономической активности в масштабе страны.Народнохозяйственный кругооборот и его участники. Промежуточные и конечные продукты в экономике, запасы и потоки. Валовой внутренний продукт(ВВП) и валовой национальный продукт(ВНП) как основные показатели производства и потребления. Методы измерения ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. ВВП России, особенности его объема, структуры и темпов роста. Основные показатели системы национальных счетов. Национальное богатство страны. Проблемы приумножения национального богатства России. | Устный опрос. Тестирование и расчеты | |||||
Модуль 2 Тема 2. Макроэкономическое равновесие. – Понятие равновесия и неравновесия на макроуровне. Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Совокупное предложение и факторы, его определяющие. Частичное и полное равновесие. Анализ потребления, сбережений и инвестиций как составных частей совокупного спроса. Функции потребления и сбережения и их практическое значение. Государственные расходы и чистый экспорт как составные части совокупного спроса. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. | Решение задач | |||||
Тема 3. Циклическое развитие экономики, формы кризисов и борьба с ними. Понятие экономической цикличности. Причины циклического развития экономики. Трансформационный кризис в России 90-х гг. 20-го в. и его преодоление. Мировой финансовый кризис начала 21-го в. | Устный опрос | |||||
Тема 4. Рынок труда и занятость. Безработица и борьба с ней. – Атрибуты рынка труда: спрос на труд, предложение труда, заработная плата. Полная и неполная занятость. Эффективная занятость. Безработица и ее основные формы в России. | Тестирование. Подготовка докладов | |||||
Тема 5. Инфляция как состояние макроэкономической нестабильности. Сущность, причины и формы проявления инфляции. Кейнсианская и альтернативные теории происхождения инфляции. Инфляция в России на исходе 20-го и в начале 21-го вв. и ее причины. Виды инфляции, их взаимодействие. Антиинфляционная политика государства на современном этапе развития производительных сил. | Тестирование | |||||
Модуль 3. Тема 6. Экономический рост. Развитие национального хозяйства и экономический рост. Показатели экономического роста. Понятие эффективности общественного производства и ее соотношение с экономическим ростом. Теория экономического роста. Концепция мультипликатора – акселератора. Производственная функция. «Человеческий капитал» как фактор экономического роста. Классическая и кейнсианская модели экономического роста. | Устный опрос | |||||
Тема 7. Финансовая система страны и финансовая политика государства. Ф Финансы как экономическая категория. Функции современных финансов. Финансовая система и финансовые рынки. Б Налоговая система страны. Функции налогов. Бюджетная система России. Основные функции государственного бюджета. Состояние и структура бюджета в России. Основные доходы и расходы бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг. Кейнсианские представления об эффективности дефицитного финансирования. Бюджетная политика России в условиях финансового кризиса. Экономическая природа налогов. Функции налогов. Стимулирующая роль налогов. Кривая А.Лаффера. | Тестирование | |||||
Тема 8. Денежно – кредитная политика государства. Роль денег в экономике. Денежные агрегаты. Деньги как ликвидное имущество. Современные концепции денежно – кредитной политики.. . Денежный рынок.Совместное равновесие на рынке благ и рынке денег. Модель IS – LM. Рынок ценных бумаг и проблемы его развития в России. Кредит и его виды. Банковская система России в развитии. Инструменты денежно – кредитного регулирования. | Устный опрос | |||||
Модуль 4. Тема 9. Социальная политика государства. – Основные доходы населения и их уровень в России. Распределение доходов в России и измерение степени их неравенства. Социальная защита населения и борьба с бедностью. Основные направления социальной политики государства в перспективе. | Подготовка докладов | |||||
Тема 10. Современная Россия в мировой экономике. – Место России в мировой экономике. Постсоветская экономика. Научно – технический прогресс и конкурентоспособность российской экономики. Инновационная глобализация: ее результаты и перспективы. | Устный опрос | |||||
4.2. Планы практических занятий(всего) | ||||||
Тема 1. Цели и инструменты макроэкономики как науки. Система национальных счетов. | Решение задач | |||||
Тема2. Теория макроэкономического равновесия и российская практика. | Устный опрос. Решение задач. | |||||
Тема 3. Цикличность развития экономики и экономический рост. | Устный опрос | |||||
Тема 4. Полная и эффективная занятость как центральная проблема экономики и социологии. | Дискуссия | |||||
Тема 5. Инфляция и антиинфляционная политика государства. | Устный опрос. Дискуссия | |||||
Тема 6. Финансы и финансовая политика государства на современном этапе развития производительных сил. | Подготовка докладов | |||||
Тема 7. Денежно – кредитная система страны и денежно – кредитная политика. | Устный опрос | |||||
Тема 8. Социальная политика государства и проблемы создания социально ориентированной экономики смешанного типа в России. | Подготовка докладов | |||||
Тема 9. Место России в мировой экономике. | Устный опрос | |||||
4.4. Курсовая работа | ||||||
Всего по курсу: | 88(вкл 8-КСР) | |||||
Зач. | ||||||
ИТОГО: |
5. Образовательные технологии при изучении дисциплины «Микроэкономика»
Используются лекционные и семинарские занятия, включая деловые игры, имитационные упражнения и решение задач по темам курса.