Индивидуальный и рыночный спрос. индивидуальный спрос на благо 5 страница
Тесты
1. Что из ниже перечисленного не является условием совершенной конкуренции:
а) свобода входа на рынок; б) свобода выхода с рынка;
в) диверсификация производства;
г) большое число продавцов и покупателей.
2. Одной из основных черт монополистической конкуренции являет- ся то, что:
а) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка; б) на рынке действует ограниченное число фирм;
в) фирма, действующая на рынке, выпускает дифференцированную продукцию; г) на рынке имеется свободный доступ к информации.
3. В условиях совершенной конкуренции спрос на товар:
а) совершенно неэластичный; б) совершенно эластичный; в) неэластичный;
г) эластичный.
4. Фирма в условиях монополистической конкуренции производит:
а) уникальный продукт;
б) дифференцированный продукт; в) стандартизированный продукт; г) обычный продукт.
5. Общей чертой рынков совершенной и монополистической конку- ренции является:
а) выпуск дифференцированных товаров;
б) наличие множества покупателей и продавцов; в) выпуск однородных товаров;
г) зависимость рыночного поведения каждой фирмы от реакции конкурентов.
6. Целями государственной антимонопольной политики являются:
а) снижение уровня рыночных цен;
б) увеличение объемов продаж товаров;
в) увеличение прибыльности компаний, занимающих доминирующее положе- ние на рынке;
г) максимизация налоговых поступлений в государственный бюджет.
7. Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности, то индекс Герфиндаля-Гиршмана:
а) отрицателен;
б) стремится к нулю;
в) стремится к единице;
г) тоже стремится к бесконечности.
8. В условиях монополистической конкуренции индекс Лернера:
а) положителен; б) отрицателен; в) равен нулю;
г) равен единице.
9. Какое из следующих утверждений справедливо для продавца, ра- ботающего на рынке совершенной конкуренции:
а) он не станет рекламировать свою продукцию;
б) долгосрочное равновесие для него означает наличие экономической прибы- ли;
в) продаваемые им товары имеют фирменный знак;
г) продаваемые им товары несколько отличаются от товаров конкурентов.
10. В авиастроении США на долю 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж. К какому типу рыночной структуры можно отнести авиа- строительный рынок в США?
а) совершенная конкуренция;
б) монополистическая конкуренция; в) олигополия;
г) монополия.
11. Предельный доход монополиста снижается быстрее цены. Так
как:
а) снижается эластичность; б) снижается цена продукта;
в) снижение цены происходит не на каждую дополнительную, а на все единицы товара, выпущенные в данный период.
12. В отличие от совершенного конкурента монополист:
а) защищен от конкуренции входными барьерами; б) не зависит от спроса;
в) выпуская больше продукта, получает более высокий доход; г) не сталкивается с проблемой убытков;
д) не может получить экономическую прибыль в долгосрочном периоде.
13. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называет- ся:
а) совершенной конкуренцией;
б) монополистической конкуренцией; в) олигополией;
г) монополией.
14. Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют:
а) рыночной структурой;
б) инфраструктурой производства; в) экономической моделью;
г) все ответы верны.
15. Ценовая конкуренция предполагает:
а) увеличение расходов на рекламу;
б) продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента; в) продажу товаров более высокого качества и надежности;
г) продажу товаров и услуг по ценам выше, чем у конкурентов.
16. Условиям совершенной конкуренции наиболее соответствуют рынок:
а) автомобилей;
б) сельскохозяйственной продукции;
в) теплоснабжения в городах; г) парикмахерских услуг.
17. Рынок олигополии отличается от рынка монополистической кон- куренции тем, что:
а) производимые товары являются уникальными; б) существуют высокие барьеры входа на рынок; в) осуществляется дифференциация товаров;
г) предельные издержки равны предельным доходам.
18. Рынок, на котором присутствуют несколько крупных потребите- лей и множество мелких производителей, обладает рыночной структурой: а) олигополия;
б) монополия; в) олигопсония; г) полипсония.
19. Примером естественной монополии является:
а) ОАО АНК «Башнефть»; б) ОАО «Альфа-банк»;
в) ЗАО «Издательство «Российская газета»; г) ОАО «Российские железные дороги».
20. Олигополия – это рыночная структура, где функционирует:
а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный про- дукт;
б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференциро- ванный продукт;
в) небольшое количество конкурирующих фирм; г) только одна крупная фирма;
д) только один крупный покупатель.
Задачи
1. На рынке действуют три фирмы. Удельный вес в общих продажах на рынке у фирмы А составляет 40%, у фирм В и С – по 30%.
Определите значение индекса Герфиндаля-Гиршмана.
2. Монопольная цена равна 100 рублям, предельные издержки – 90 руб-
лей.
Определите индекс монопольной власти (индекс Лернера).
3. Вы – совершенный конкурент («ценополучатель»).
Если рыночная цена на помидоры установится на уровне 50 рублей за 1
кг, каков будет Ваш предельный доход (MR) при объеме продаж 100 кг?
Определите, чему будет равен Ваш средний доход (AR)? Как изменятся предельный и средний доход при снижении объема продаж до 20 кг?
Тема 2.3 Издержки производства и прибыль
2.3.1. Сущность и классификация издержек
Производство – объективное условие человеческой жизни, позволяющее решать проблему дефицита благ в условиях безграничных потребностей чело- века и общества.
Производство– процесс преобразования ресурсов в экономические бла- га, прямо или косвенно служащие удовлетворению человеческих потребностей. В системе общественного воспроизводства фаза производства выступает исходным пунктом, в котором создается благо, подлежащее в дальнейшем рас-
пределению, обмену и потреблению.
С точки зрения микроэкономического подхода под производством пони- мается соединение предприятием факторов производства (земли, труда, капи- тала) для осуществления выпуска благ с целью получения прибыли.
В условиях рыночного хозяйства стоимость привлекаемых предпринима- телем факторов производства принимает форму издержек производства.
Издержки производства– затраты, связанные с привлечением экономи- ческих ресурсов, необходимых для создания материальных благ и услуг.
Природа издержек характеризуется двумя ключевыми положениями, ко- торые определяют исходные предпосылки их анализа:
1) ограниченность, редкость ресурсов;
2) альтернативность использования ресурса.
Поэтому любое решение об использовании экономических ресурсов в производстве одного блага связано с необходимостью отказа от использования этих же ресурсов для производства иных благ.
По своей экономической природе издержки производства – совокупная оценка тех выгод, которые могут принести ресурсы при наилучшем их приме- нении. Вывод: между реальными денежными затратами на покупку ресурсов и затратами, обуславливающими принятие экономического решения по исполь- зованию ресурсов, существуют различия.
Экономические издержки (вмененные, альтернативные)– затраты, обусловленные использованием экономических ресурсов в производстве дан- ного блага, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же ресурсов для создания иных благ.
С точки зрения предпринимателя, экономические издержки– выплаты, которые фирма осуществляет поставщику ресурсов, чтобы привлечь ограни- ченные ресурсы в данное производство и отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Данные выплаты могут быть внешними (яв- ными, бухгалтерскими) и внутренними (неявными, неоплачиваемыми, им- плицитными).
Внешние издержки– денежные платежи внешним поставщикам факто- ров производства (заработная плата наёмного персонала, плата за сырьё и др.). Они отражают реальное движение денежных потоков и фиксируются в бухгал- терских документах.
Внутренние издержки– затраты по удержанию собственных ресурсов от альтернативного использования (величина упущенных доходов, которые могли бы быть получены от альтернативного использования собственных ресурсов).
Внутренние затраты фактора «предпринимательская способность» ото- бражает категория «нормальная прибыль».
Нормальная прибыль– минимальный объем дохода, существующий в данной отрасли, в данное время и который может удержать предпринимателя в рамках данного бизнеса. Цель выделения нормальной прибыли в структуре экономических издержек – проведение разграничения между уровнями эффек- тивности производства. Если включающие нормальную прибыль экономиче- ские издержки ниже цены производимого блага, то это будет означать получе- ние сверхприбыли, а значит, и более эффективное, относительно среднеотрас- левого уровня, использование ресурсов.
Сумма внутренних и внешних издержек в совокупности представляет со- бой экономические издержки.
Различия между бухгалтерскими и экономическими издержками носят не только качественный (различная природа), но и количественный (количествен- но не совпадают) характер.
В структуре экономических издержек могут выделяться безвозвратные издержки и трансакционные издержки.
Безвозвратные издержки– это ранее произведенные, но не принимае- мые во внимание при принятии текущего решения затраты. В случае, если ре- сурс не имеет альтернативного использования, его вменённые издержки будут равны нулю, поэтому являясь частью бухгалтерских издержек, они не включа- ются в экономические издержки (обычно это невосполнимые потери инвести- ционных ресурсов, вызванные изменением масштаба, вида или места деятель- ности).
Трансакционные издержки– затраты на подготовку, заключение и реа- лизацию сделок, на заключение и выполнение контрактов (могут относиться как ко внутренним, так и внешним издержкам). Предполагают поиск информа- ции о потенциальных партнерах, маркетинговые и рекламные усилия и др.
В рыночной среде любое предприятие (фирма) вынуждено ориентировать свои усилия на получение прибыли, иначе оно будет вытеснено с рынка в про- цессе рыночной конкуренции как неэффективный хозяйствующий субъект. По- этому, главный мотив предпринимательской деятельности – получение прибы- ли.
Прибыль (чистый доход)– это обобщающий показатель финансовых ре- зультатов производственной деятельности, рассчитываемый как разница меж- ду выручкой (валовым доходом) и издержками.
Выручка (валовой доход) – денежные средства, полученные от продажи (реализации) произведенного продукта. Рассчитывается как произведение цены единицы продукта на объем продаж.
Существование различий в видах издержек производства обуславливает различия в видах прибыли.
Экономическая прибыль– это излишек общей выручки над суммой внешних (явных, бухгалтерских) и внутренних (неявных, неоплаченных, им- плицитных) издержек.
Экономическая прибыль = Выручка – Экономические издержки
Бухгалтерская прибыль– это излишек общей выручки над внешними (явными, бухгалтерскими) издержками.
Бухгалтерская прибыль = Выручка – Бухгалтерские издержки Соотношения между различными видами издержек и различными видами
прибыли представлены на рисунке 15.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 15. Экономические и бухгалтерские издержки, экономическая и бухгалтерская прибыль в экономической структуре общей выручки
Прибыль в экономике выполняет ряд важнейших функций:
1) является двигателем экономического развития. В условиях рыночной экономики от величины прибыли зависит, какие блага и в каком количестве бу- дут производиться, поскольку каждый предприниматель ищет то количество товара и ту цену, при которых он сможет максимизировать прибыль;
2) способствует эффективному распределению ресурсов. Ресурсы распре- деляются среди фирм и отраслей на основе способности последних платить. Готовность фирм платить за экономические ресурсы, в свою очередь, опреде- ляется их прибыльностью. Прибыльно функционировать будет только та фир- ма, продукция которой пользуется спросом. Эффективное распределение ре- сурсов означает, что они направляются на производство именно той продукции, которая необходима обществу сегодня;
3) стимулирует нововведения. Фирмы, первыми освоившие эффективные новации, имеют возможность получать дополнительный доход и максимизиро- вать свои прибыли. Снижение издержек, рост производительности труда рас- ширяют границы производственных возможностей общества.
Проблема эффективности производства –одна из ключевых проблем экономики. Рассмотрим технологическую эффективность и экономическую эффективность.
Технологическая эффективность– характеристика производства, кото- рая определяет в натуральном выражении оптимальное (лучшее из всех воз- можных) сочетание факторов производства, применяемых для заданного объе- ма выпуска.
Технология– это определённая устойчивая комбинация факторов произ- водства. Развитие новых технологий позволяет применять новые способы про- изводства, которые обеспечивают более эффективное использование факторов производства.
Отражением технологической эффективности производства служит про- изводственная функция. Производственная функция– функциональная взаи- мосвязь, отображающая зависимость между вводимой комбинацией факторов производства и объемом выпуска продукции.
Аналитически данная зависимость представляется в виде: Q = f (F1, F2, … Fn),
где Q – максимальный объем производства при заданных затра- тах факторов;
F1, F2, … Fn – количество использованных факторов производства.
Производственная функция отражает специфику технологии и может быть выражена разными типами уравнения. Например, при одном вводимом факторе F:
Q = a +bF – уравнение линейного типа;
Q = a +bF +cF2 – уравнение квадратичного типа; Q = a +bF+cF2+dF3– уравнение кубического типа; Q = aFb– уравнение степенного типа.
Свойства производственной функции:
1) каждая конкретная производственная функция описывает определён- ную технологическую взаимосвязь;
2) описывает альтернативные варианты использования факторов;
3) отражает максимальное значение выпуска для каждой вводимой ком- бинации факторов производства;
4) отражает границы рационального использования ресурсов (их техно- логически эффективные комбинации);
5) выводятся на основе анализа эмпирических данных конкретного про- изводственного процесса;
6) являются базой для выведения функции затрат (издержек производст-
ва).
Экономическая эффективность– характеристика производства, опре-
деляющая такое сочетание факторов производства, при котором заданный объ- ем выпуска обеспечивается с наименьшими стоимостными затратами.
Т.к. для каждой данной технологии уровень затрат определяется ценами, используемых в ней факторов, то ими же будет определяться экономическая эффективность самих технологий.
2.3.2. Издержки производства в краткосрочном периоде
Краткосрочный период деятельности фирмы– период, в течение ко- торого некоторые факторы производства остаются постоянными, фиксирован- ными. Объемы производства можно изменить за счёт изменения количества других переменных факторов производства.
Задачи анализа производства в краткосрочном периоде:
1) определить влияние изменения количества переменного фактора на объем выпуска;
2) выявить условия эффективности переменного фактора.
Функция производства краткосрочного периодапоказывает выпуск, который может осуществлять фирма путём изменения количества переменного фактора при данном количестве постоянных факторов.
Предположим: Q = f (F1, F2, … Fn), где F1 – переменный фактор, осталь- ные – F2, … Fn – постоянные факторы, Q – объем выпуска.
Чтобы отразить влияние переменного фактора на объем выпуска, вводят- ся понятия совокупного, среднего и предельного продукта (рисунок 16).
Анализ производственной функции короткого периода позволяет сделать вывод: оптимальным является использование такого количества переменного фактора, при котором достигается максимальный выпуск продукции.
Один и тот же фактор производства может применяться в разных произ- водственных процессах, в каждом из которых он может использоваться с раз- ной интенсивностью. Так как отдача от переменного фактора зависит от ис- пользуемого его количества, то проблема эффективного применения фактора трансформируется в задачу оптимизации его распределения между различными производственными процессами.
Сделаем вывод: ресурс используется эффективно, если его предельная производительность одинакова во всех процессах.
Ранее отмечалось, что, помимо технологической эффективности для предприятий, функционирующих в условиях рыночных отношений, важна оценка экономической эффективности технологий.
Так как затраты производства зависят от количества использованных факторов и их цен, то критерием отбора становится экономическая эффектив- ность. Экономическая эффективность характеризует производство с точки зре- ния денежных затрат, принимающих форму издержек производства. Значит, проблема оптимизации производства перетекает в задачу минимизации произ- водственных издержек.
|
|
показывает максимально дос- | строится на основе | строится на основе | ||
тижимые объемы выпуска для | кривой ТР: АР = tg | кривой ТР: МР = tg | ||
каждого отдельного значения | α – наклону луча, | β – наклону каса- | ||
переменного фактора; | проходящего через | тельной к точке | ||
выводятся на основе конкрет- | начало координат | функции ТР | ||
ных эмпирических данных | и точку функции ТР |
Рисунок 16. Совокупный, средний и предельный продукт
Взаимосвязь между общим, средним и предельным продуктами отражает закон убывающей предельной производительности (отдачи) (рисунок 17).
ТР С(ТРmax)
И
Ф
α □
0 F1 F2 F3 F1
MP,AP A=tg β B (АРmax)
MP А=tg α
AP
C
0 F1 F2 F3 F1
Закон убывающей предельной от- дачи:при введении в производство дополнительных единиц переменного фактора при условии, что все осталь- ные применяемые факторы постоян- ны, предельная отдача этого фактора сначала быстро растет, затем начинает снижаться вплоть до отрицательных значений (выражается в снижении от- носительного, а далее абсолютного объемов выпуска продукции)
если АР < МР, то АР растёт
при АР = МР, АР max (точка В) если АР □ МР, то АР снижается
рост пре- дельной производи- тельности
рост сред- ней про- иводи тель- ности
рост общей производи- тельности (МР и АР
снижаются, но ТР рас- тет, т.к. рас- тет отдача от постоянного фактора)
сниже- ние об- щей про- изводи- тельно- сти
при МР = 0, ТР max (точка С)
закон применим на краткосрочном отрезке времени, и носит относитель- ный характер. НТП раздвигает его границы.
Влияние технического прогресса на производство в коротком периоде:
1) увеличение объема выпуска (ТР1 до
растущая предельная
отдача переменного фактора
убывающая
предельная отдача переменного фактора
отрица-
тельная отдача перемен- ного фактора
ТР2) при данном количестве производ- ственных факторов (F2)
2) снижение затрат факторов (F2 до F1) при производстве данного объ- ема выпуска (maxТР1 = maxТР3)
экономическая область–область рационального использования фак- торов
обеспечение
ТР ТР2
ТР1 ТР2
===
общей эф- фективности производст- ва
===
ТР3 ТР1
F1 F2 F1
1 стадия 2 стадия 3стадия
МР >АР, значит ЕQ
□1,
производство явля- ется эластичным по переменному факто- ру.
в точке В: МР =АР, значит ЕQ =1
МР <АР,
значит ЕQ <1 производст- во не эла- стично по переменно- му фактору.
в точке С: МР=АР=
0, зна- чит
ЕQ = 0
эластичность производства (ЕQ) пока- зывает относительное изменение об- щего объема выпуска (∆ТР/ТР)в ответ на относительные изменения пере- менного фактора(∆F1/F1); ЕQ= (∆ТР/ТР)/(∆F1/F1), значит ЕQ= МР/АР
Рисунок 17. Производственная функция короткого периода. Закон убы- вающей предельной отдачи (убывающей предельной производительности)
|
|
|
|