Производственная программа предприятия. Производственная программа – основная часть плана предприятия, определяющая объем и состав продукции
Производственная программа – основная часть плана предприятия, определяющая объем и состав продукции, которая должна быть произведена в плановом периоде. В современных условиях производственная программа предприятия должна формироваться в соответствии с рыночным спросом на его продукцию, который определяется посредством маркетинговых исследований. Поскольку рыночный спрос под действием множества факторов постоянно изменяется, предприятие должно обладать гибкостью, способностью своевременно и адекватно реагировать на обстоятельства во внешней среде.
Разработке производственной программы предприятия предшествует составление баланса производственной мощности, в котором учитываются её наличие, ввод и выбытие в натуральном выражении. Под производственной мощностью предприятия понимают максимально возможный выпуск продукции (товаров, работ, услуг) определенного качества в единицу времени (год, квартал, месяц, сутки, смену). Это может быть достигнуто при наиболее полном использовании имеющихся у предприятия средств труда в соответствии со специализацией и режимом работы. Производственную мощность рассчитывают в натуральных показателях по ведущему цеху, а в цехе – по ведущему оборудованию. Ведущими считаются цех, участок, агрегат, которые выполняют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции и в которых сосредоточена преобладающая часть оборудования.
Суточную мощность предприятия рассчитывают следующим образом:
Мсут = Ппасп · Nвед · Тсут,
где Мсут – суточная мощность; Ппасп – паспортная производительность ведущего оборудования; Nвед – количество единиц ведущего оборудования; Тсут – номинальный суточный фонд времени.
Расчет годовой мощности осуществляется по следующей формуле:
Мгод = Мсут · Тгод = Ппасп · Nвед · Тсут · Тгод,
где Мгод – годовая мощность предприятия; Тгод – номинальный годовой фонд времени работы оборудования.
В свою очередь,
Тгод = Траб – Трем,
где Траб – число рабочих дней в году (определяется как разница между календарным числом дней в году и количеством выходных и праздничных дней); Трем – число запланированных дней на капитальный и текущий ремонт.
Расчет среднегодовой мощности производится с учетом её ввода и выбытия в течение года:
Мср = Мн.г + Мввед · t1/12 – Мвыб · t2/12,
где Мср – среднегодовая мощность предприятия; Мн.г – мощность предприятия на начало года; Мввед – мощность оборудования, введенного в эксплуатацию в течение года; Мвыб – мощность оборудования, выбывшего из эксплуатации в течение года; t1 – число полных месяцев с момента ввода ведущего оборудования в эксплуатацию до конца года; t2 – число полных месяцев с момента выбытия ведущего оборудования из эксплуатации до конца года.
Производственная программа включает натуральные и стоимостные показатели, с помощью которых определяется объём и состав продукции.
Натуральные измерители (штуки, метры, тонны, литры, метры квадратные, метры кубические и т.п.) характеризуют производственную специализацию предприятия и его долю на рынке.
Используя натуральные показатели, можно наиболее полно и правильно оценить динамику производительности труда, однако они применимы только для измерения однородной продукции.
Стоимостные измерители характеризуют объем произведенной продукции в денежном выражении. Такие показатели используются как единые соизмерители разнородной продукции. Стоимостными показателями объема произведенной продукции служат объем продаж (реализованная продукция), валовая и товарная продукция, чистая продукция, валовой оборот.
Объем продаж (реализованная продукция) – это стоимость товаров (работ, услуг), произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.
Валовая продукция характеризует весь объем работы, выполненный предприятием за расчетный период, и включает в себя как законченную, так и незаконченную продукцию (незавершенное производство).
Товарная продукция – это стоимость готовой продукции, предназначенной для реализации внешним потребителям.
В общем виде объем валовой продукции определяется как сумма товарной продукции и разности остатков незавершенного производства на конец и начало расчетного периода:
В = Т + (Н2 – Н1),
где В – объем валовой продукции; Т – объем товарной продукции; Н1 и Н2 – стоимость остатков незавершенного производства соответственно на начало и конец расчетного периода.
Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на данном предприятии. В нее входит оплата труда, выданная в виде зарплаты и невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также прибыль. В чистую продукцию не входит стоимость, созданная на других предприятиях (стоимость сырья, материалов, топлива, всех видов энергии и амортизационные отчисления от стоимости основных фондов):
ЧП = Т – М – А,
где ЧП – объем чистой продукции; М – материальные затраты;
А – амортизационные отчисления.
Условно-чистая продукция есть вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений:
УЧП = Т – М.
Показатели чистой и условно-чистой продукции используются для анализа структуры стоимости продукции и планирования расходов на оплату труда.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение предприятия как хозяйствующего субъекта.
2. Какова роль предприятия в решении глобальной экономической проблемы?
3. Назовите основные черты производственного предприятия.
4. Сформулируйте главную цель предприятия.
5. Дайте определение понятий «производственная мощность» и «производственная программа» предприятия.
6. Перечислите стоимостные показатели объема выпускаемой предприятием продукции и раскройте их экономический смысл.
7. Перечислите и охарактеризуйте организационно-правовые формы коммерческих организаций в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
8. Какие субъекты хозяйствования, согласно законодательству Российской Федерации, признаются субъектами малого и среднего предпринимательства?
9. Расскажите о роли малого и среднего предпринимательства в развитии экономики России.
10. Каковы основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации?