Требования к уровню освоения дисциплины. по направлению 080500.62 «Менеджмент»
ЛОГИСТИКА
по направлению 080500.62 «Менеджмент»,
специальности 080507.65 «Менеджмент организаций»
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры СиОКД.
Протокол №7 от 5 марта 2010г.
Согласовано:
Выпускающая кафедра по специальности
Управления
___________________________________
«___» ________________ 2010г.
Программа курса разработана в соответствии с внутренним стандартом НГУЭиУ на рабочую программу
Начальник отдела методического
обеспечения
М.С. Саламатова ___________
«___» _______________ 2010г.
Программу дисциплины разработала:
Н. П. Малашенко
.
© Малашенко Н.П.
© Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ».
Раздел 1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ.
1.1. Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 080507.65 «Менеджмент организаций»
СД.Ф. 4. Задачи и функции логистики. Факторы и тенденции развития логистики. Принципы логистики. Информационная логистика. Механизмы закупочной логистики. Логистика производственных процессов. Организация материальных потоков в производстве. Организация производственного процесса во времени. Логистика распределения и сбыта. Логистика запасов. Транспортная логистика. Логистика сервисного обслуживания. Организация логистического управления.
Цели и задачи учебной дисциплины.
Дисциплина «Логистика» предназначена для того, чтобы сформировать у будущих специалистов теоретические знания и практические навыки по теории и практике в логистической деятельности предприятия, что особенно важно в сложившихся рыночных условиях конкурентной борьбы.
По мере усложнения рыночных условий функционирования предприятий повышается актуальность логистического подхода к управлению предприятием. Это объясняется рядом факторов, среди которых расширение ассортимента и рост номенклатуры реализуемой продукции, соответственно, больший объем физических операций в системах снабжения и распределения, усложнение вопросов планирования, повышение требований к уровню обслуживания.
В центре внимания логистической системы находится процесс выполнения заказов. Деятельность предприятия на рынке обусловлена основной целью – миссий, определяющей его деловую активность и поведение на рынке.
Логистика позволяет реализовать миссию предприятия с позиции удовлетворения требований потребителей и является стратегическим фактором достижения конкурентного преимущества.
В соответствии с назначением дисциплины основной целью является изучение вопросов теоретических положений в логистике, ознакомление студентов с возможностями, которые предоставляет знание логистики как методологии эффективного управления материальными, финансовыми и информационными потоками на основе системного подхода.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
- ознакомить студентов с вопросами логистики как науки;
- показать взаимоотношения между работниками предприятий и потребителями в процессе осуществления логистической деятельности;
- доказать, что логистичекская деятельность – это форма удовлетворения потребностей человека, где особое значение придает индивидуальному обслуживанию клиентов;
- ознакомить студентов с различными видами логистики;
- проинформировать бедующих специалистов о нормативных документах и действующих законах в различных сферах логистической деятельности.
Требования к уровню освоения дисциплины
По окончанию изучения дисциплины «Логистика» слушатель должен:
- иметь представление о круге проблем и существующих подходах к рассмотрению вопросов дисциплины, об основных сферах применения полученных знаний, о состоянии научных достижений в сферах логистики;
- знать основные вопросы теории и практики логистической деятельности предприятия, осуществляющего различные виды логистической программы, основные проблемы внедрения логистики в практическую деятельность предприятия;
- уметь выявлять особенности логистических систем в данных конкретных условиях; применять профессиональный индивидуальный подход при технико-экономическом обосновании логистических издержек; ориентироваться в информационном пространстве логистики; корректировать возможности логистических менеджеров в процессе осуществления различных этапов логистической деятельности.
Формы контроля.
Промежуточная аттестация. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусматривается для студентов очной формы обучения сдачу экзамена, заочной – зачет.
Текущий контроль осуществляется при проведении практических и семинарских занятий. Для студентов заочной формы обучения выполнение контрольной работы.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план дисциплины
Наименование разделов и тем | очная форма обучения | заочная форма обучения | ||||||
кол-во часов | кол-во часов | |||||||
лек-ции | прак. зан. | сам. раб. | всего | лек-ции | пракзан. | сам. раб. | всего | |
Раздел 1. Введение в логистику. | ||||||||
Тема 1. Общие понятия и основные определения в логистике | - | |||||||
Тема 2. Функции и виды логистики | - | |||||||
Тема 3. Микрологистические и макрологистические системы. Задачи логистики | - | |||||||
Тема 4. построение логистических систем | - | |||||||
Тема 5. Микрологистические системы и их значение в материально-техническом обеспечении | - | |||||||
Раздел 2. Характеристика отдельных видов логистики. | ||||||||
Тема 6. Закупочная логистика | - | |||||||
Тема 7. Логистика запасов | - | |||||||
Тема 8. Распределительная логистика | - | |||||||
Тема 9. Информационная логистика | - | |||||||
Тема 10. Производственная логистика | - | |||||||
Тема 11. Коммерческая логистика | - | |||||||
Тема 12. Сервисная логистика | - | |||||||
Тема 13. Транспортная логистика | - | |||||||
Тема 14. Организация логистического управления | - | |||||||
Итого (специальность) | - | |||||||
Итого (направление) |
Содержание тем учебной дисциплины
Раздел 1. Введение в логистику.
Тема 1. Общие понятия и основные определения в логистике.
Три периода развития логистики. Определение логистики. Требования к специалистам по логистике. Дж. Бауэрсокс о логистике. 8 правил логистики.
Цель логистической деятельности. Логистическая система и ее основные свойства. Поток и его виды. Логистическая операция звено логистической системы, логистический канал, логистическая цель, логистическая функция и издержки.
Тема 2. Функции и виды логистики.
Функциональные составляющие логистической системы. Четыре основные сферы логистической системы. Виды логистики, их краткая характеристика. Перспективное направление в развитии логистики (глобальная логистика, интеграция России в мировую логистическую сеть, логистика «стройного» производства). Логистика как инструмент в конкурентной борьбе. Логистика заказа.
Тема 3. Микрологистические и макрологистические системы.
Задача логистики в управлении предприятием. Микрологистические системы, их характеристика и классификация (внутрипроизводственные, внешние и интегрированные). Макрологистика и ее уровень. Классификация макрологистических систем. Цели создания микро- и макрологистических систем и определение критериев. Задачи, решаемые в макро- и микрологистике: глобальные, общие и частные.
Тема 4. Построение логистических систем.
Общий алгоритм построения логистических систем. Четыре основные парадигмы, заложенные в основу построения логистических систем (аналитическая, информационная, маркетинговая и интегральная). Фирменные интегрированные логистические системы (TQM, JIT).
Тема 5. Микрологистические системы и их значение в материально – техническом обеспечении.
Теория канадского ученного Р.Рорбертсона о правилах создания логистических систем. Микрологистическая система JIT – характеристика, методы реализации, преимущества и недостатки. Логистическая концепция JIT II. Микрологистическая система KANBAN и ее практическое использование. Логистическая систем управления запасами – концепция «Реагирования на спрос» (ДДТ) и ее варианты (определение точки заказа (ROP), метод быстрого реагирования (QRT), концепция непрерывного пополнения (COR), концепция автоматического пополнения (AR)). Системы MRP (планирование потребностей / ресурсов), DRP (расписание) и их варианты, преимущества и недостатки. Входные документы. Приоритетность логистических подсистем в плановой и рыночной экономике.
Раздел 2. Характеристика отдельных видов логистики.
Тема 6. Закупочная логистика.
Основные задачи, структура и функции отделов материально – технического обеспечения. Этапы составления плана обеспечения материальными ресурсами. Процесс планирования закупок. Логистический процесс закупок и его связь с практическими решениями. Выбор поставщика, его этапы. Выбор метода закупок. Методы расчета потребности в материальных ресурсах. Применение микрологистических систем для логистического процесса закупочной деятельности.
Состав и характеристика договорной документации. Контрсект. Тендерная документация. Оферта. Анализ логистической операции процесса закупки материальных ресурсов.
Тема 7. Логистика запасов.
7.1. Необходимость наличия материальных запасов и их классификация.
Значение материальных запасов в коммерческой деятельности предприятия. Различия логистических цепочек предметов потребления и средств производства. Отрицательное влияние излишних и сверхнормативных запасов. Абсолютные и относительные запасы. Классификация запасов по структуре запасы в снабжении, производственные запасы, сбытовые (товарные) запасы, транспортные и совокупные запасы. Классификация запасов по функциональному назначению: текущие, страховые, подготовительные, сезонные, спекулятивные, устаревшие (неликвидные) и запасы в сфере обращения. Три вида возможных издержек при дефиците запасов. Управление запасами (метод АВС). Метод комплектного регулирования Новые методы регулирования запасов в сфере производства.
7.2. Нормирование запасов.
Определение и характерная обеспеченность нормы запаса. Максимальные, минимальные и средние нормы запаса. Расчет наличного, среднего наличного, среднего фактического количества запасов, текущего запаса, интервала и частоты поставки, средней величины текущего запаса, средней фактической партии поставок, минимального размера текущего запаса, средней нормы текущего запаса, страхового и подготовительного запаса.
Расчет общей нормы запаса конкурентного материального ресурса.
Показатели использования запасов – показатель относительного уровня, коэффициент оборачиваемости, показатель времени оборота, расчет.
7.3. Модели оптимизации запасов.
Расчет оптимального размера заказа (формула Уильсона). Состав затрат на поставку товара.
Система с фиксированным интервалом времени между заказами. Расчет интервала времени между заказами и размера заказа.
Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным размером заказа.
Расчет параметров системы с фиксированным интервалом времени между заказами.
Расчет параметров системы с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня.
Расчет параметров системы «максимум – минимум».
Учет сбоев в поставках и потреблении в логистической системе управления. Методика последовательного решения с учетом конкретного практического положения на предприятии.
Прогнозирование объема продаж. Алгоритм определения объема продаж в практической деятельности предприятия. Верификация прогноза. Основные методы прогнозирования, их краткая характеристика и применение.
Тема 8. Распределительная логистика.
Цели и задачи распределительно (сбытовой) логистики. Выбор канала распределения. Коммерческое, канальное и физическое распределение. Основные принципы распределительной логистики. Применение маркетингового анализа и его связь с логистической целью. Выбор логистической цели. Виды вознаграждений в распределительной логистике.
Тема 9. Информационная логистика.
Роль и значение комплексного информационного обеспечения. Основные принципы адекватного формирования информационных потоков. Иерархия информационной потребности логистической системы. Интегрированная логистическая система. Условия построения системы. Требования, предъявляемые менеджером к информации. Три группы задач логистических функциональных подсистем.
Базисные компоненты логистической информационной системы. Коммуникационная система. Пользовательский интерфейс.
Тема 10. Производственная логистика.
Цели и задачи производственной логистики. Функциональная, адаптивная и организационная составляющие предприятия.
Анализ экономического потенциала предприятия. Показатели производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
Основные принципы современного логистического процесса на производстве. Толкающее и тянущее системы – их функции, значение, применение. Преимущества логистического подхода в промышленном производстве.
Стратегическое планирование в логистической системе производства – цели, задачи, методология построения, адаптация к требованиям заказчика.
Тема 11. Коммерческая (торговая) логистика.
Определение коммерческой логистики. Модульное построение системы закупки – сбыт. Основные определения в коммерческой деятельности. Торговая логистика и ее место в коммерческой деятельности.
Товарные потоки: характеристика, классификация, поведение.
Основные принципы коммерческой деятельности. Значение информационной базы. Конъюнктура рынка, конъюнктурный обзор. Определение потребности в товарах, моделирование закупочной деятельности. Выбор формы закупок и поставщика. Функции торгового процесса. Комплекс технологических операций. Блочное (модульное) представление логистических подсистем: закупка, материальная – техническая база, торговая деятельность, анализ финансовых результатов коммерческой деятельность, оценка конкурентоспособности.
Формирование торгового ассортимента и его анализ. Расчет показателей торгового ассортимента.
Требования к созданию модели в коммерческой деятельности. Основные опасности при построении моделей коммерческой деятельности. Вариант модели микрологистической системы торгового посредника (пример).
Тема 12. Сервисная логистика.
Роль качественного обслуживания потребителей в логистической системе управления предприятием. Требования рынка. Особенности сервиса. Уровень обслуживания и оценочные показатели. Сервисная логистика как часть предпринимательской логистики, как часть логистики движения ресурсов.
Виды сервисного обслуживания. Критерии (номенклатура и количество, качество, время, надежность предоставления). Схема потребительских ожиданий. Анализ сервисного обслуживания продукции.
Выбор стратегии и определение затрат. Издержки потребителей. Причины образования издержек. Метод расчета затрат на обслуживание по международным стандартам. Анализ затрат на обслуживание в стандартах серии ИСО 9000; 2000. Принципы снижения уровня затрат на обслуживание (принцип совместной деятельности, принцип диагностики, принцип оптимальной детализации, принцип последовательности стадий, принцип приоритета). Поиск компромиссов между целями участников процесса выполнения заказов.
Тема 13. Транспортная логистика.
Роль и значение транспорта. Проблемы, возникшие при переходе к транспорту к рыночной экономике. Новый подход к транспорту как составной части логистической цепи. Особенности транспортной продукции. Необходимость проведения комплексного, логистического анализа издержек. Основные принципы и проблемы формирования транспортных потоков.
Общие понятия, термины и основные показатели работы транспорта.
Технологический процесс на транспорте. Виды отправок. Основные перевозочные документы на транспорте. Дополнительные операции на транспорте. Основные документы, определяющие обязанности, права и ответственность грузовладельцев и транспортных организаций по выполнению перевозок. Правила перевозок груза.
Актуальность транспортной логистики. Выбор способа и средства доставки. Определение совокупных затрат. Координация системы товародвижения при использовании смежных видов транспорта.
Качество перевозочного процесса. Выбор качественной системы доставки.
Разработка системы доставки грузов. Система прямо рентабельности продукта. Области применения этой системы (ПРП). Этапы внедрения этой системы ПРП, необходимая информация, ее подготовка и обработка.
Проведение логистических расчетов при выборе способа и вида перевозки, варианты обслуживания. Специфика проблемы моделирования системы доставки грузов. Виды систем доставки грузов. Проблемы и пути их решения при планировании смешанных перевозок.
Развитие транспортно – экспедиционных услуг и логистического сервиса. Специализированные транспортные агентства. Логистика сервисного отклика. Формирование системы логистического сервиса. Уровень обслуживания потребителей.
Факторы, влияющие на ассортимент формированной политики транспортно – экспедиционной компании. Стратегия формирования пакета услуг. Логистический подход к управлению. Современные информационные технологии. Конкурентное окружение. Анализ предпочтений рынка, SWOT – анализ.
Оценка эффективности и сопоставление вариантов транспортного обслуживания. Расчет критериев выбора вариантов. Учет затрат грузовладельцев. Ранжирование критериев при выборе вида транспорта. Выбор вида услуг на транспорте.
Стратегия развития транспортной логистики: основные направления, цели, инструментарий, проблемы. Конкурсная закупка транспортных услуг, компенсация расходов потребителей транспортных услуг. Модернизация инфраструктуры. Основные направления развития транспортных услуг.
Пример расчета выбора перевозчика.
Тема 14. Организация логистического управления.
Организационные аспекты логистического менеджмента. Формирование организационной структуры. Типовая организационно – функциональная структура. Линейная, штабная и смешанная оргструктура. Персонал высшего менеджмента. Анализ, контроль и аудит.