Глава 1. предмет и метод статистики
Л. И. Тарновская
С Т А Т И С Т И К А
Учебное пособие
Допущено Учебно-методическим объединением
по образованию производственного менеджмента
в качестве учебного пособия для студентов,
обучающихся по специальности 080502
«Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
Издательство ТПУ
Томск 2006
ББК 65.051я73
УДК [311:33](075.8)
Г 96
Тарновская Л. И.
Г 96 Статистика: учебное пособие. / Л.М. Тарновская – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 174 с.
В первом разделе пособия в краткой форме изложены общие вопросы теории статистики, выделены важнейшие положения методологии статистических исследований. Во втором разделе рассмотрены некоторые вопросы макроэкономической статистики (система национальных счетов, статистика населения). В третьем разделе пособия приводится статистика предприятия: показатели объема продукции (услуг), производительности труда, оплаты труда, себестоимости продукции. По каждой теме представлены задачи, вопросы и тесты для контроля знаний.
Пособие подготовлено на кафедре менеджмента, соответствует программе дисциплины и предназначено для студентов экономических специальностей.
УДК [311:33](075.8)
Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом
Томского политехнического университета.
Рецензенты
Профессор кафедры автоматизированных систем управления Томского университета систем управления и радиоэлектроники,
доктор технических наук
А. А. Мицель
Доцент кафедры динамики полета Томского государственного университета, кандидат физико-математических наук
В. В. Фарапонов
ã Томский политехнический университет, 2006
|
Введение
В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления народным хозяйством. Она собирает информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и жизненного уровня народа. С помощью статистической методологии вся полученная информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность увидеть стройную систему взаимосвязей в экономике, яркую картину и динамику развития, позволяет делать международные сопоставления.
В условиях перехода к рыночным отношениям перед статистической теорией и практикой встает принципиально новая задача – реформирование её общеметодологических и организационных основ.
Поэтому особое место отводится таким отраслям статистической науки, как общая теория статистики, макроэкономическая статистика, статистика предприятия которые являются важным инструментом, обеспечивающим теоретическую и практическую подготовку экономистов высшей квалификации, а также менеджеров, коммерсантов, бухгалтеров-аудиторов и тех, кто избрал статистику своей профессией.
Предлагаемое пособие представляет собой изложение курса статистики, который читается для студентов по направлению «Статистика», а также других экономических специальностей. Пособием могут воспользоваться лица, самостоятельно изучающие статистику.
В учебном пособии три раздела. В первом разделе освещены вопросы общей теории статистики. Рассмотрены основные методы статистического исследования (статистическое наблюдение, сводка, группировка, расчет обобщающих показателей, выборочный метод, основы корреляционного и регрессионного анализа, анализ рядов динамики, индексный метод анализа).
Второй раздел посвящен вопросам макроэкономической статистики. Приводятся сведения по системе национальных счетов в России, статистике населения и демографическим показателям.
В третьем разделе рассмотрены вопросы статистики предприятия: показатели объема и обращения продукции, производительности труда, оплаты труда и себестоимости продукции.
Раздел 1
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИКИ
Понятие статистики
В настоящее время под термином «статистика» понимается следующее. Статистика – отрасль общественных наук, имеющая целью сбор первичной информации социально-экономических явлений, упорядочивание (сводка и группировка полученных данных), анализ информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества во всем их многообразии (технико-экономические и социально-политические явления, культура) в неразрывной связи с ее качественным содержанием.
История статистики
Статистика имеет древние корни. Например, в Китае и древнем Риме производились исчисления населения по полу, возрасту, численности населения, а также собирались сведения о состоянии ведения хозяйства страны. Если собирание статистической информации началось в глубокой древности, то ее обработку и анализ, т. е. зарождение науки статистики, относят к XVII в.
Во второй половине XVII века возникла школа государствоведения. Основателем был немецкий ученый Герман Конринг (1606–1681). Просуществовала эта школа 150 лет. В научных трудах содержалось описание государств, их устройства, быта и нравов населения.
Гораздо ближе к современному пониманию статистики была английская школа «политических арифметиков», которая возникла во второй половине XVII в. Основоположниками были Джон Граунт (1620–1674) и Вильям Петти (1623–1687). Исследователи работали в двух направлениях: демографическом с преобладанием вопросов страхования жизни и статистико-экономическом. Они пытались путем обобщения и анализа фактов охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений.
В первой половине XIX века возникло третье направление статистической науки – статистико-математическое. Особый вклад в него внес бельгийский статистик Адольф Кетле (1796–1874), назвавший статистику «социальной физикой». Учение Кетле о статистической закономерности имело значительное влияние.
Двумя другими учеными, внесшими значительный вклад в развитие статистики, являются два англичанина – Ф. Гальтон (1822–1911)
и К. Пирсон (1857–1936). Гальтон интересовался проблемами наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы. Он ввел в практику понятие «перцентиля». Эти ученые внесли значительный вклад в развитие теории корреляции.
Наиболее известным ученым XX века в области статистики Запада является Р. Фишер (1890–1962). Фишер продуктивно работал с 1912г. по 1962г., и многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику. Представители статистико-математичес-кого направления считают основой статистики теорию вероятности.
В российской статистике не было четкого обособления школ и направлений, но, тем не менее, можно отметить русскую описательную школу, русскую школу политических арифметиков, статистическую мысль революционеров-демократов русской социологической школы, различные технологии в русской академической статистике.
Яркими представителями русской описательной школы являются И. К. Кириллов (1689–1737), В. Н. Татищев (1686–1750), М. В. Ломоносов (1711–1765), М. И. Чулков (1740–1793) и др. Собранные ими материалы стали источниками сведений по экономической теории России с древних времен до XVIII века.
Превращению статистики из науки описательной в науку теоретическую положили начало представители школы политических арифметиков, которые изучали общественные явления с использованием меры, веса и числа. Основными представителями этого направления русской статистики были В. Л. Крафт (1743–1814), Д. Бернулли (1700–1782), И. Ф.Герман (1755–1815) и др.
Теоретические основы статистики как самостоятельной науки были созданы Д.П. Журавским (1810–1856). Он уделил большое внимание методу группировок, раскрыл принцип единства количественного и качественного анализа.
Большое влияние на развитие русской статистической мысли оказали русские демократы-революционеры А. Н. Радищев (1749–1802),
А. И. Герцен (1812–1870) и другие. Ими разработаны программные вопросы экономической и судебной статистики, делались попытки определять средние величины.
Свою роль в истории статистики сыграли представители академической школы статистики, характерной особенностью которой было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы были Э. Ю. Янсон (1835–1893), А. И. Чупров (1842–1908), Н. А. Каблуков (1849–1919) и другие.
Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П. Л. Чебышева (1821–1849), А. А. Маркова (1856–1922), А. М. Ляпунова (1857–1919).
Большим шагом вперед к развитию статистической науки послужило применение экономико-математических методов и широкое использование компьютерной техники в анализе социально- экономических явлений [1, 2].