Работа с картой исторического атласа
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний
Задание
1. Охарактеризуйте государственный строй России.
2. Почему Россию назвали «жандармом Европы»?
3. В приведенном перечне отметьте положения «теории официальной народности».
а) Незыблемость самодержавия в России;
б) необходимость отмены крепостного права;
в) русский народ полностью предан православной вере;
г) важнейшим государственным принципом является народность;
д) Россия должна быть преобразована в конституционную монархию.
III . Мотивация учебной деятельности
Учитель
Для Российской империи вторая половина XIX в. стала эпохой коренных изменений. Это была попытка вернуть утраченные позиции России в Европе.
IV . Изучение нового материала
1. Особенности экономического развития
Групповая работа
Задание. На основании документов дать характеристику:
1-я группа. Положению России в сельском хозяйстве;
2-я группа. Положению в промышленности.
Волобуев О. В., Клокова Г. В. Методическое пособие по истории СССР: 8 кл. - М.: Просвещение, 1987. - С. 143.
Производство и импорт машин в 50-х гг. XIX ст. | ||
В среднем на год | Производство, тыс. руб. | Ввоз, тыс. руб. |
1850-1853 гг. | ||
1854-1855 гг. | ||
1856-1860 гг. |
Текст 1. Мануфактурная промышленность
Волобуев О. В., Клокова Г. В. Методическое пособие по истории СССР: 8 кл. - М.: Просвещение, 1987. - С. 144-145.
«Мы, русские, в значительном количестве получаем машины через все наши порты. Получения машин из-за рубежа началось уже давно, но в последнее время было весьма незначительным, частично из-за невежества и суеверия, отчасти - вследствие удешевления человеческого труда.
Но в последнее время ввоз машин из-за границы весьма усилилось, особенно с 1856 г.
...Этот факт красноречиво свидетельствует о нашей несостоятельности в деле построения машин; по крайней мере, понятно то, что наши механические заведения не могут удовлетворять все потребности нашей промышленности...»
Вопросы к таблице и тексту 1
1. Оцените уровень промышленного развития России.
2. Как вы считаете, какие факторы определяли такое положение?
3. Что бы вы предложили изменить, для того чтобы экономика России развивалась быстрее?
Текст 2. Прошение крестьян села Барашева-Усада своему господину
Волобуев О. В., Клокова Г. В. Методическое пособие по истории СССР: 8 кл. - М.: Просвещение, 1987. - С. 144-145.
«25 апреля 1842 г.
...Мы обращаемся к вам... с печальной просьбой: не оставьте нас, бедных, в состоянии крайнего разорения. Будьте милосердны к нам, бедных, как отец небесный милостив, сделайте родительскую милость, - прикажите из кладовых ее превосходительства... выдать хлеба нам, бедным, для засева земли... а мы по урожаю внесем заемный к ее превосходительства хлеб... Необходимость заставляет нас занимать хлеб в ее превосходительства: наши крестьяне оброчные от разорения не в состоянии платить оброк ее превосходительства, желающих лучше обрабатывать землю вместе с барскими крестьянами, барские же крестьяне обременены барщиной, дошли крайнего обнищания...»
Текст 3. А. С. Кайсаров. О необходимости освобождения крестьян в России. 1806 г.
Волобуев О. В., Клокова Г. В. Методическое пособие по истории СССР: 8 кл. - М.: Просвещение, 1987. - С. 145-146.
«...Когда крепостная человек ради своей пользы работает над обработкой нивы, то она делает это для того, чтобы сохранить и поддержать свое жалкое существование и свою семью. Если же ради выгоды господина своего, то каждое зернышко, сколько их есть, сеет в землю с проклятием!
...Если помещик считает выгодным получать то, что выбито из-под палки..., то государство несет за это немалый ущерб.
А если бы даже крепостной и стремился с совестью обработать свой клочок земли, то достаточно ли у него времени для этой работы? Хорошо известно, что все сельские работы предстоит выполнить в определенное время, значительную часть которого крепостной должен потратить на обработку поля своего господина...»
Вопросы и задания к текстам 2 и 3
1. Охарактеризуйте положение крепостных крестьян.
2. Дайте оценку развития внутреннего рынка России.
3. Что бы вы предложили изменить для того, чтобы экономика России развивалась быстрее?
2. Крымская война 1853-1856 гг.
Выступления учащихся с сообщением о Крымской войне.
Учитель
Поражение в Крымской войне ярко показало существенное отставание России от других стран Западной Европы.
Работа с картой исторического атласа
Задание. Рассмотреть карту исторического атласа «Крымская война 1853-1856 гг.» и ответить на вопросы:
1. Назовите участников Крымской войны.
2. Опишите действия России в 1853 г.
3. Как изменилась ситуация на фронте 1854 г.?
4. Назовите даты и места основных сражений.
5. Назовите территории, которые потеряла Россия в соответствии с Парижским договором 1856 г.
Учитель
После поражения в Крымской войне Россия оказалась в глубоком экономическом кризисе. Тогдашние экономические отношения тормозили развитие страны. В результате Россия отставала от европейских стран на 50-100 лет.
3. Реформы 60-70-х гг. в России
Групповая работа
Задание. Самостоятельно изучить текст учебника (с. 219-222) и ответить на вопросы. (Результаты выступлений групп оформить в таблицу.)
1-я группа. Отмены крепостного права.
2-я группа. Земская реформа.
3-я группа. Судебная реформа.
4-я группа. Городская реформа.
5-я группа. Военная реформа.
6-я группа. Реформа образования.
Название | Год проведения | Буржуазные признаки | Феодальные признаки |
Вопрос
1. Назовите, какие остатки феодального строя сдерживали развитие экономики России?
2. Какие последствия имели эти реформы для дальнейшего социально-экономического развития России?
4. Колониальная политика России
Метод «Чистая доска»
Задание. Самостоятельно изучить текст учебника (с. 228-230) и ответить на вопросы, записанные на доске.
1. Назовите основные направления русской колонизации.
2. Назовите государства, с которыми пересекались интересы России.
3. Как Россия решила «проблему» Кавказа?
4. Каким образом происходила колонизация Средней Азии?
5. В чем заключалось «восточный вопрос»?
6. Как Россия решала «восточный вопрос»?
7. Дайте характеристику результатам русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
8. Почему Россия в к. XIX в. меняет свой внешнеполитический курс?
Итоги. Россия, используя идею панславизма, смогла закрепиться на Балканском полуострове. Заключенный франко-русский союз был направлен против Германии.
V. Закрепление изученного материала
Беседа
1. Назовите причины проведения реформ в России.
2. Почему реформы в России начались именно с отмены крепостного права?
3. Назовите основные направления колониальной политики России.
VI. Домашнее задание
1. Учебник п. 19 изучить.
2. Заполнить таблицу «Последствия международных договоров России во II пол. XIX в.».