Организационно-правовые формы хозяйственных обществ (компаний) в странах ЕС.
По смыслу содержания второго абзаца ст. 58 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества (1) хозяйственные общества — это общества, созданные в соответствии с гражданским или торговым правом, деятельность которых подчинена публичному и частному праву, за исключением тех юридических лиц, целью существования которых не является извлечение прибыли. Приведенная формулировка хозяйственного общества охватывает также и кооперативы, а также хозяйственные объединения, которые известны российскому гражданскому праву как «товарищества» (2), распространяя на них действие положений о хозяйственных обществах. Особому вниманию со стороны законодательных органов Европейского Союза (далее — ЕС) хозяйственные общества обязаны своей правовой, экономической природой и значительным распространением на территории всех государств — членов современного ЕС. Основным нормативным актом, предусмотревшим возможность существования хозяйственных обществ на территории ЕС, является Договор об учреждении Европейского экономического сообщества: п. «g» пар. 3 ст. 54 названного договора.
Несомненно, положительную роль для либерализации и распространения деятельности хозяйственных обществ сыграла Общая программа по отмене ограничений на свободу учреждения, которая сформулировала основные положения развития главных направлений наднациональной составляющей акционерного права ЕС [3]. Непосредственное регулирование деятельности хозяйственных обществ на территории ЕС осуществляется посредством Директив и Регламентов. Значительное количество и разнообразие видов нормативных актов, регулирующих деятельность хозяйственных обществ в ЕС, объясняется объективными обстоятельствами, среди которых следует особо отметить разнообразие легальных подходов национальных правопорядков к регламентации правового статуса и функционированию хозяйственных обществ. Учитывая это обстоятельство, основным предназначением названных нормативных актов является гармонизация национального законодательства государств — членов ЕС [5].
Среди перечня обстоятельств, обособляющих акционерные правоотношения ЕС от смежных, директивы выделяют следующие, способствующие деятельности законодательных органов ЕС в координации названных правоотношений. Координация деятельности акционерных обществ на территории ЕС считается особо важной, потому что такого рода деятельность юридических лиц имеет преобладающее значение в экономике стран — участниц ЕС [2]. Доминирующее положение акционерных обществ выражается не только в их общем количестве, значительно превышающем иные организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности, но и в присущей им трансграничности. Хозяйственная деятельность акционерных обществ не ограничивается пределами одного государства и, как правило, выходит за границы национальной территории и, следовательно, национальной юрисдикции отдельной страны. Этот фактор, являясь по своей сути определяющим, обозначает ряд правовых вопросов и проблем, требующих разрешения. В частности, необходимо обеспечить законные права как акционеров общества, находящихся в разных государствах ЕС, так и его кредиторов. Это предполагает координацию национального законодательства об учреждении акционерных обществ, формировании и сохранении уставного капитала, увеличении и уменьшении уставного капитала обществ. Следующим в этом же ряду, но не второстепенным по своему значению, стоит вопрос о прозрачности деятельности акционерных обществ на территории ЕС. Поэтому законодательный орган ЕС выделил еще один немаловажный момент: на территории ЕС уставы или учредительные документы акционерных обществ должны обеспечивать возможность заинтересованным лицам получать представление об основных правовых и экономических характеристиках этих обществ и, в особенности, иметь точные сведения о структуре и содержании уставного капитала. В этом контексте предполагается сформировать наднациональное законодательство ЕС таким образом, чтобы уставный капитал акционерных обществ, являясь залогом для кредиторов, сохранялся в достаточном минимальном объеме. Для этого устанавливается запрет на ненадлежащее распределение средств уставного капитала в пользу акционеров, ограничивая возможность для самого общества приобретать собственные акции [1] как непосредственно, так и при помощи других лиц. Кроме того, акционерное законодательство ЕС ставит перед собой еще одну задачу на данном направлении.
Существует объективная необходимость в том, чтобы при любых изменениях величины уставного капитала акционерных обществ (увеличении или уменьшении) национальное законодательство каждого из государств — участников ЕС обеспечивало бы соблюдение и гармоничное взаимодействие при реализации принципов, которые безусловно гарантируют законные и равные права акционеров, имеющих одинаковый правовой статус (находящихся в идентичных условиях), а также защиту интересов кредиторов по обязательствам, возникшим до принятия решения об уменьшении уставного капитала обществ [6]. Развитие наднациональных положений акционерного законодательства ЕС определено срочностью, предусмотренной п. «g» пар. 3 ст. 54 Договора о ЕС, а также положениями Общей программы по отмене ограничений на свободу учреждения, особенно в отношении акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, в силу того же обстоятельства: хозяйственная деятельность этих обществ, как правило, выходит за пределы национальной юрисдикции отдельного государства. Между тем срочность не подразумевает излишней поспешности. Поэтому координация национальных положений, относящаяся к прозрачности деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также опубликование информации об обществах, действительности или ничтожности их обязательств, должна осуществляться очень тщательно, поскольку имеет особо важное значение для обеспечения прав и законных интересов третьих лиц.
Следует отметить, что вышеназванные аспекты должны быть урегулированы одновременно как для акционерных обществ, так и для обществ с ограниченной ответственностью, поскольку в качестве гарантии третьим лицам такие общества предоставляют только лишь свое имущество. Прозрачность хозяйственной деятельности акционерных обществ должна быть обеспечена не только в отношении устава и иных учредительных документов, но также и в отношении основных нормативно-правовых актов, издаваемых обществом, с тем чтобы заинтересованные лица имели возможность беспрепятственного ознакомления с ними. Прозрачность деятельности общества подразумевает, однако, не только документальную, но и человеческую составляющую.
Законодательство ЕС об акционерных обществах предусматривает обязательность обнародования информации о лицах общества, которым предоставлено право принимать решения от имени общества и создавать для общества обязательства. Таким образом, акционерное законодательство ЕС должно быть обеспечено положениями, которые максимально бы ограничивали перечень оснований недействительности обязательств, принятых от имени общества. Особо необходимо подчеркнуть, что в законодательстве ЕС об акционерных обществах признается безусловный приоритет правовой безопасности всех законных прав заинтересованных лиц, что обеспечивает максимально комфортные условия правоотношений общества с третьими лицами, взаимоотношения участников общества. Для этого предусматриваются ограничения случаев ничтожности, а также обратная сила признания общества ничтожным, кроме того, установлен предельный срок, истечение которого делает невозможным для третьих лиц признание общества ничтожным.