Тема 1. Экономика, часть 1
ГИА по обществознанию, 9 класс
вопросы кодификатора
Учитель истории и обществознания
Ганюшин Михаил Евгеньевич
МБОУ Ичалковская СОШ
Перевозского района
Нижегородской области
Данный материал соответствует рекомендациям по оформлению презентаций. Важнейшие понятия выделены, дополнительная информация содержится в справочном материале, как в самой презентации, так и отдельно. Презентация содержит обширный иллюстративный ряд, соответствующий изложенному материалу (можно использовать для более понятного объяснения). Задания тестового характера взяты из официальных демонстрационных версий ФИПИ 2009-2012гг.
Слайд №2
Задача урока (дополнительного занятия): эффективная подготовка учащихся 9-го класса к ГИА по обществознанию.
Цели:
1) Усвоение учащимися следующих элементов содержания, проверяемые заданиями
экзаменационной работы (вопросы кодификатора):
- экономика, ее роль в жизни общества;
- товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов;
- экономические системы и собственность;
- производство, производительность труда, разделение труда и специализация;
- обмен, торговля;
- рынок и рыночный механизм.
2) Знать/понимать:
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества.
3) Уметь:
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Экономика, ее роль в жизни общества
Слайд №3
Экономика понимается в двух значениях. Экономика это:
- система хозяйствования, обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами;
- наука, изучающая процесс удовлетворения людьми их растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов.
Главная роль экономики в жизни общества – обеспечение людей материальными условиями их существования.
Слайд №4
Основными компонентами экономики являются:
- Производство
- Распределение
- Обмен
- Потребление
Слайд №5
Экономическая наука включает макроэкономику и микроэкономику.
Макроэкономика – это наука, изучающая такие крупномасштабные экономические явления, как:
1) экономический рост;
2) инфляция;
3) безработица;
4) конкуренция;
5) налоги;
6) ВВП
7) международная торговля и др.
Микроэкономика – это наука, изучающая деятельность экономических единиц, таких, как:
1) семейные хозяйства;
2) фирмы;
3) государственные предприятия и учреждения и др.
Слайд №6
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:
Задание С1 (д.в. 2010г). Прочтите текст (фрагмент) и выполните задание (в структуре всего задания – С2).
В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика – это экономика большого масштаба: государства в целом, региона, хозяйственных отраслей. Микроэкономика – уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм. Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести чёткую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, её составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, экономическая политика правительства оказывают существенное влияние на работу фирм.
Какие уровни экономики названы в тексте? Как вы понимаете их взаимосвязь?
Слайд №7
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) уровни экономики государства: макро- и микроуровень (макроэкономика и микроэкономика);
2) объяснение их взаимосвязи, например: макроэкономические показатели влияют на деятельность фирм и домохозяйств, а те, в свою очередь, более или менее результативно работают, соблюдают законы, платят налоги, являются потребителями и т.п., то есть влияют на экономическое развитие государства в целом.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
Слайд №8
Товар – продукт труда, произведённый для продажи на рынке.
Свойства товара:
1) Удовлетворяет потребность людей в чём-либо;
2) Имеет определённое соотношение с другими товарами, в соответствии с которыми товары могут обмениваться.
Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества.
Слайд №9
Экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.
Блага – средства, удовлетворяющие потребности.
Ресурсы – денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов.
Факторы производства – ресурсы, участвующие в процессе производства.
Различают следующие факторы производства:
- труд;
- земля;
- капитал;
- предпринимательство.
Более подробно о факторах производства в дополнительных материалах.
Слайд №10
Ограниченность ресурсов – недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества.
Противоречие безграничности потребностей и ограниченности ресурсов определяет главные вопросы экономики:
- Что надо производить
- Как надо производить
- Кто будет потребителем созданных товаров и услуг.
Слайд №11
Для первичной рефлексии учащимся предлагаются следующие задания:
Задание А1 (д.в. 2012г). Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
1) прибыль
2) труд
3) налоги
4) зарплата
Слайд №12
Задание А2 (д.в. 2010г). Фирма построила теплицы на арендованному участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. К труду как производственному ресурсу относится (-ятся)
1) участок земли
2) работники фирмы
3) произведённая продукция
4) теплицы и оборудование
Слайд №13
Задание А3 (д.в. 2012г). Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.
Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Экономические системы и собственность
Слайд №14
Собственность – это принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определённым лицам.
Юридическое содержание собственности:
- владение;
- пользование;
- распоряжение.
Информация о видах собственности в дополнительных материалах.
Экономическая система – это система общественного производства, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления.
Слайд №15
Традиционная экономика – экономическая система, отличительными чертами которой являются:
1) крайне примитивные технологии;
2) преобладание ручного труда;
3) все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
4) общинная собственность на средства производства;
5) организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.
Слайд №16
Командная (централизованная) экономика – система, отличительными чертами которой являются:
1) государственная собственность практически на все экономические ресурсы; 2) сильная монополизация и бюрократизация экономики; 3) централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма; 4) непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра; 5) государство полностью контролирует производство и распределение продукции; 6) командно-административные методы в хозяйственной деятельности.
Слайд №17
Рыночная экономика – экономическая система, отличительными чертами которой являются:
1) Многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;
2) Ограниченное вмешательство государства в экономику;
3) Изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);
4) Саморегулирование экономики рыночными факторами.
Слайд №18
Основные плюсы рыночной экономики:
- стимулирует высокую предприимчивость и эффективность; - больше прав и возможностей у потребителей и др.
Основные минусы рыночной экономики:
- усиливает неравенство в обществе; - нестабильность в экономике; - не заботиться о создании общественных благ и др.
Смешанная экономическая система – способ организации экономической жизни, основанный на использовании различных форм собственности, решение экономических вопросов осуществляется как рынком, так и государством.
Слайд №19
Для первичной рефлексии учащимся предлагаются следующие задания:
Задание А4 (д.в. 2011г). В стране Z признаются и защищаются различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) плановому
2) рыночному
3) командному
4) традиционному
Слайд №20
Задание А5 (д.в. 2012г). В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.
Слайд №21
Задание А6 (д.в. 2010г). Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. В основе рыночной экономики лежит принцип свободы экономической деятельности.
Б. К условиям существования рыночной экономики относится государственная собственность на факторы производства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация
Слайд №22
Производство – это процесс создания материальных благ и услуг с целью удовлетворения потребностей общества.
Производительность труда – мера (измеритель) эффективности труда, измеряемая количеством продукции, выпущенной работником за единицу времени.
Информация о факторах, влияющих на производительность труда в дополнительных материалах.
Слайд №23
Разделение труда – разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками.
Специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.
Разделение труда и специализация ведёт к увеличению производительности труда, и, как следствие, к более лучшему удовлетворению потребностей человека и общества.
Обмен, торговля
Слайд №24
Обмен – передача участником хозяйственной деятельности благ, имеющихся в его распоряжении, другому участнику с целью получения от него других благ.
Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи.
Международная торговля – система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Информация о формах торговли в дополнительных материалах.
Рынок и рыночный механизм
Слайд №25
Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Основные признаки рынка:
- Нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
- Нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, как и сколько покупать;
- Нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.
Информация о функциях рынка в дополнительных материалах.
Информация о видах рынка в дополнительных материалах.
Слайд №26
Спрос – это желание людей приобрести тот или иной товар, те или иные блага.
Величина спроса – это количество товаров и услуг, которые покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.
Закон спроса – повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса, и наоборот (обратная взаимосвязь).
Информация о неценовых факторах спроса в дополнительных материалах.
Слайд №27
Предложение – это желание или намерение продавца предложить свой товар или услуги к продаже.
Величина предложения – это количество товаров и услуг, которые продавцы готовы предложить на рынок в данный период времени и в данном месте при определённому уровне рыночной цены на этот товар или услугу.
Закон предложения – повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения, и наоборот (прямая взаимосвязь).
Информация о неценовых факторах предложения в дополнительных материалах.
Слайд №28
Рыночное равновесие – состояние рынка при равенстве спроса и предложения.
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Информация о типах рыночной конкуренции в дополнительных материалах.
Слайд №29
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:
Задание А7 (д.в. 2009г). В период весенних распродаж в разных городах мира потребители активно приобретают одежду и обувь из старых коллекций. Покупатели нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются в длинные очереди. Какое экономическое явления проявляется в данном факте?
1) инфляция
2) предложение
3) кооперация
4) спрос
Слайд №30
Источники
1) Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.;
2) Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.;
3) Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.;
4) Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.;
5) Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;
6) Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.;
7) Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.;
8) Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/.