Модели распределения доходов в экономике.
Важное место в теории благосостояния занимают концепции распределения доходов населения. Существует несколько концепций распределения и, соответственно, несколько моделей распределения богатства. Распределение, рассматриваемое только с позиции рынка, с точки зрения экономической эффективности, относится к классической теории распределения в рыночной экономике и представляет собой рыночную модель справедливости. Равновесие, оцениваемое только с позиции критериев социального равенства и не связанное с экономической эффективностью, имеет отношение к уравнительной теории распределения и представляет собой уравнительную (эгалитарную) модель справедливости.
Рыночная и уравнительная модели находятся на разных полюсах. Между ними существует несколько моделей распределения, которые тяготеют в большей или меньшей степени к тому или иному полюсу. Каждая модель обладает своими достоинствами и недостатками.
При рыночной модели распределения понятие справедливости сводится к справедливости, свойственной совершенному рынку; под этим понимается равенство всех участников рынка перед законом, соблюдение всеми единых правил игры и создание справедливой рыночной конкуренции путем обеспечения равных стартовых возможностей. Соблюдение свободного рыночного равновесия рассматривается как условие эффективности распределения ресурсов, недопущения расточительности в их использовании. В соответствии с этой позицией справедливо все то что эффективно и наоборот. Рыночная трактовка справедливости предусматривает принцип равных возможностей и исключает вторичное перераспределение доходов (с помощью прогрессивного налогообложения или трансфертов). Рыночная модель распределения рассматривает неравенство доходов как объективно сложившуюся реальность.
Распределение доходов, если оно полностью подчиняется законам рынка, описанным в теории факторов производства и оптимумом Парето, приводит к усилению имущественного расслоения и социально-классовой поляризации общества, обостряются социальные конфликты, что ставит под угрозу существование рынка.
Поэтому возникает необходимость компромиссного решения проблемы распределения богатства. В XX веке именно на такой путь развития встали высокоразвитые страны Запада. Он потребовал многообразия форм государственного вмешательства и широкого использования нерыночного распределения богатства.
Были введены законы о минимальной зарплате, о социальном страховании работников, о социальном обеспечении нетрудоспособных и наиболее бедных слоев общества. Был очевидным отход от рыночной модели распределения к эгалитарной, уравнительной модели.
В разных странах и на разных этапах их развития степень отхода была неодинаковой. В период войны и экономических кризисов тенденция к уравнительности была сильней, чем в период нормального экономического развития.
В настоящее время общепризнанно, что не может быть как классической, так и уравнительной модели в чистом виде. Современные модели распределения являются моделями смешанного типа. Они сочетают в различных пропорциях требования рыночной модели к экономической эффективности с одной стороны и требование к социальной справедливости с другой.
В нашей стране в период функционирования плановой экономики действовала смешанная модель распределения. В ней экономическая эффективность обеспечивалась на основе принципа по труду, а принцип социальных гарантий реализовывался с помощью общественных фондов потребления. Советская модель предусматривала постепенный переход в распределительных отношениях: от принципа по труду к принципу по потребностям.
Современная политика распределения предусматривает сочетание равенства перед законом с перераспределением доходов через механизм прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей. Она включает программу по созданию равных стартовых возможностей, в том числе с помощью государственных программ развития человеческого капитала, поддержки малого и среднего бизнеса, антимонопольной политики, высоких налогов на наследство и имущество.
Важное место в современной модели смешанных экономик занимает предоставление гарантий социальной защиты. Предусматривается установление прожиточного минимума (уровень бедности) как основы для определения минимального размера зарплаты, социальных пособий и выплат. Устанавливается общественный уровень социального обеспечения и социального обслуживания.