Кривая производственных возможностей
СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИИ
Проблема экономии связана с тем, что человеческие потребности безграничны и постоянно растут, а ресурсы всегда ограничены, и состоит в необходимости выбора объёма, структуры и способов производства, т.е. в решении трёх ключевых вопросов: что, как и для кого производить?
Вопрос «что производить?» означает необходимость выбора между производством:
· средств производства и производством предметов потребления;
· продукции массового потребления и военной продукции;
· массовой продукции среднего качества по доступным ценам и производством дорогостоящей элитной продукции в сочетании с дешёвым ширпотребом.
Вопрос «как производить?» подразумевает, что производство должно быть эффективным, и учитывать экологический фактор. Эффективность – это способность достижения результата в соответствии с поставленной целью. Она измеряется путём сравнения результата с затратами. Конкретными показателями эффективности производства являются производительность труда, фондоотдача и материалоёмкость.
Вопрос «для кого производить?» в разных экономических системах решается по-разному. Например, в рыночной экономике продукты и услуги производят для тех, у кого есть деньги. Потребности человека, не имеющего денег, не удовлетворяются. На теоретическом уровне в наиболее жёсткой форме этот вопрос поставил английский экономист Т. Р. Мальтус (1766-1834). На практике на Земле существует так называемый «золотой миллиард» – 1 млрд человек, живущих в развитых странах, которые удовлетворяют свои потребности за счёт 70-85% всех ресурсов.
КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Кривая производственных возможностей (КПВ или кривая трансформации) – это графическая иллюстрация к проблеме экономии. Она показывает различные сочетания двух благ, которые могут быть произведены при полной занятости ресурсов, т.е. максимально возможные варианты производства.
Допущения при построении КПВ:
· ресурсы и технологии заданы, т. е. постоянны, не меняются;
· ресурсы используются максимально эффективно;
· вся экономика сводится к производству двух благ, что позволяет изобразить график на плоскости:
Рис. 2.2. Кривая производственных возможностей
Точки, находящиеся внутри (под) КПВ, отражают возможные варианты производства, но ресурсы при этом используются неполно и неэффективно. Точки, лежащие вне КПВ, отражают варианты производства, не осуществимые при данных условиях.
С течением времени ресурсы и технологии меняются, тогда КПВ сдвигается. Например, если запас ресурсов увеличился, то КПВ переместится вправо вверх (рис. 2.2).
Альтернативные издержки (АИ, издержки выбора, издержки упущенных возможностей, вменённые издержки) – это количество одного блага, от которого приходится отказаться для получения определённого количества другого блага.
АИ = потери одного блага / приобретённое количество другого блага
В экономике действует закон возрастающих альтернативных издержек. Он означает, что по мере увеличения производства любого блага альтернативные издержки производства каждой новой его единицы растут. Главной причиной действия такого закона является неполная взаимозаменяемость (равнокачественность) ресурсов. Для увеличения количества определённого блага приходится переключать на его производство всё менее и менее приспособленные ресурсы из других хозяйственных сфер.
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Экономическая система –это упорядоченная определённым образом система связей между участниками экономической деятельности, между производством продуктов и услуг и их потреблением.
Основные признаки, по которым различаются экономические системы:
· уровень развития производительных сил;
· формы собственности (государственная, частная);
· механизм регулирования экономической деятельности (стихийный или рыночный; централизованный – через планирование или приказной; общественный – через культуру или традиционный);
· способы распределения и мотивации (мотивация – это процесс, побуждающий человека к достижению цели, например, мотивация к труду побуждает работника к улучшению своего благосостояния и карьерному росту).
На основе этих признаков различают следующие типы экономических систем:
· традиционная экономика,
· централизованно-управляемая (плановая) экономика,
· рыночная экономика,
· смешанная экономика.
Традиционная экономика. Признаки:
- примитивный уровень развития производительных сил;
- производство и распределение основано на традициях и обычаях.
Примерами традиционной экономической системы могут служить первобытная община, феодальное поместье, т.е. докапиталистические виды хозяйства.
Централизованно-управляемая (плановая) экономика(централизованно-управляемое хозяйство, командно-административная система). Признаки:
- уровень развития производительных сил разный;
- господствует государственная собственность на средства производства;
- механизм регулирования централизованный (через приказ или планирование);
- человеком движет указание сверху.
Рыночная экономика(чистый капитализм).Признаки:
- уровень производительных сил выше, чем в традиционной экономике;
- господствует частная собственность на средства производства;
- механизм регулирования стихийный, рыночный;
- человеком движет стремление к выгоде, к максимальной прибыли.
Смешанная экономика–это экономика, в которой сочетаются разные формы собственности, механизмы регулирования, способы распределения и мотивации. Чистый капитализм и централизованно-управляемое хозяйство – это идеальные, т.е. абстрактные типы экономических систем. Любая реальная экономическая система – смешанная. Например, в СССР преобладало централизованно-управляемое хозяйство с элементами рыночной экономики, а в США – преимущественно рыночная экономика с элементами централизованно-управляемого хозяйства.
Основные модели экономических систем: англо-саксонская (примеры – США, Великобритания); континентальная (Франция и др.); скандинавская (Швеция и др.); японская; восточно-азиатская (Южная Корея, Тайвань и др.); китайская; латиноамериканская (Мексика, Бразилия и др.); модель нефтедобывающих стран Азии (Саудовская Аравия, Кувейт и др.); советская; югославская.
5. CОБСТВЕННОСТЬ И ЕЁ ФОРМЫ
Собственность как экономическая категория– это система отношений между людьми, характеризующая форму присвоения условий и результатов производства. Виды собственности можно различать по двум основным линиям: по субъектам (кто владеет) и по объектам (чем владеет). Субъекты собственности – частные лица, фирмы, государство, общественные организации. Объекты собственности – экономические ресурсы и готовая продукция.
Собственность реализуется через:
· юридические функции:владения, распоряжения, пользование;
· экономические функции:владение, получение дохода, управление и ответственность (ключевая функция).
Формы собственности.Обычно различают следующие формы собственности:
· частная - граждан, юридических лиц;
· государственная – федеральная, региональная (субъектов Феде-
рации) и муниципальная;
· смешанная.
При другом подходе различают следующие формы собственности:
· индивидуальная:личное подсобное хозяйство, трудовое крестьянское хозяйство, собственность, связанная с индивидуальной трудовой деятельностью, личная собственность на предметы домашнего хозяйства;
· общая(совместная или долевая):коллективная (кооперативы, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации) и общенародная.
Преобразования собственности. В разных странах и в разные периоды истории соотношение между частной и общественной (в частности государственной) собственностью различно и может меняться. В поисках социально-экономической эффективности (или в других целях) государства проводят то национализацию, то приватизацию собственности. Национализация – это переход частной собственности в государственную; может происходить с выплатой компенсации бывшим собственникам или без неё. Приватизация – это переход государственной, общественной собственности в частные руки. Следует различать приватизацию и разгосударствление. Разгосударствление –это более широкое понятие, означающее уменьшение роли государства в экономике, например, путем отмены государственного регулирования цен, ликвидации государственных монополий и т.д. В сфере отношений собственности разгосударствление может происходить не только в форме приватизации, но и через предоставление государственным предприятиям хозяйственной (коммерческой) самостоятельности, сдачу государственных предприятий в аренду и т.п.
В 80-90-е гг. прошлого века во многих странах началась волна приватизаций. Это объяснялось изменением условий в экономике: развитие научно-технической революции требовало большей гибкости, накопились отрицательные эффекты в функционировании государственной собственности – бюрократизм, большой дефицит госбюджета. В то же время полной ликвидации государственной собственности не произошло, довольно часто приватизация приводила к созданию смешанных государственно-частных предприятий.
Приватизация в России в конце ХХ – начале ХХI вв.
Основные официально провозглашённые цели:
· повышение эффективности производства через формирование слоя эффективных собственников, заинтересованных в развитии производства, демонополизацию экономики; привлечение инвестиций;
· существенное пополнение доходов госбюджета и перераспределение полученных средств на социальные нужды;
· создание специальных органов управления государственным имуществом и перераспределение экономических основ власти.
Основные трудности проведения приватизации:
· масштабы приватизации (такого большого объема государственной собственности не было нигде в мире);
· отсутствие денежных средств у населения страны для приобретения приватизируемой собственности;
· психологическая и информационная неподготовленность населения;
· отсутствие развитой инфраструктуры рынка (рынка ценных бумаг, бирж и т.д.).
Основные этапы приватизации:
· скрытая приватизация (конец 1980-х-1991 гг.) – развитие кооперативов, индивидуальной трудовой деятельности;
· чековая приватизация(1992-1994 гг.) – решающий этап.
Одновременно с приватизацией крупных промышленных предприятий в это время происходит так называемая малая приватизация – переход в частные руки государственных предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
· денежная приватизация (с конца 1994 г. по настоящее время), причём с 1997 г. массовая приватизация сменилась приватизацией по индивидуальным проектам.
Основные способы приватизации:
· акционирование (с закрытой подпиской или открытой продажей акций);
· продажа государственных предприятий и имущества на аукционах;
· выкуп арендованного имущества;
· банкротство;
Особую роль сыграли залоговые аукционы. Правительство для покрытия дефицита госбюджета взяло деньги в долг у частных компаний, предоставив им в залог акции наиболее прибыльных предприятий с условием выкупить акции в течение определенного срока. В установленные сроки государство долг не вернуло и акции перешли в собственность частных компаний.
Особенности приватизации:
· приоритет политических целей (главным стало разрушение старой системы любой ценой);
· сверхвысокие темпы приватизации;
· резкое занижение стоимости приватизируемых предприятий (приватизация по балансовой, бухгалтерской, а не по рыночной стоимости).
В дальнейшем предполагается приватизация земли, лесных и водных объектов, а также памятников истории и архитектуры.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ЗАДАЧИ, ТЕСТЫ К ТЕМЕ II
Выбрать правильные ответы.
1.1. Какие из ниже перечисленных благ являются экономическими?
1.1.1. а) Воздух, которым Вы дышите; б) снег зимой; в) пищевой лёд, используемый в барах и ресторанах; г) лёд на улицах в зимнее время;
д) вода из родника недалеко от дома; е) белая глина для производства фарфоровой посуды.
1.1.2. а) Выпеченный хлеб; б) солнечный свет; в) кирпич; г) уголь в недрах земли; д) питьевая вода в бутылках; е) звёзды на небе.
1.2. Разграничьте частные и общественные блага:
а) пользование городским парком; б) наём частного самолета; в) пользование приватизированной лодочной станцией; г) использование городского транспорта в целях передвижения по городу; д) использование леса для сбора ягод и грибов; е) использование личного автотранспорта для поездки.
1.3. Какие из перечисленных ниже благ Вы отнесёте к общественным? (поясните свой выбор):
1.3.1. а) Освещение улиц; б) охрана правопорядка в городе; в) автостоянки;
г) театры; д) теннисные корты; е) соблюдение чистоты парков города.
1.3.2. а) Противоракетная оборона; б) проезд в электричке; в) парк культуры и отдыха; г) освещение комнаты; д) услуги коллегии адвокатов; е) футбольный матч на стадионе.
1.4. Какие блага относятся к «чистым» или «смешанным» общественным благам:
а) общественный транспорт; б) высшее образование; в) охрана государственной границы; г) оборона.
1.5.Ресурсами не являются:
а) продукты питания; б) полезные ископаемые; в) квалифицированная рабочая сила; г) лабораторное оборудование.
1.6. Альтернативные издержки платного обучения не включают:
а) расходы на учебную литературу; б) стоимость питания студента; в) заработную плату, которую получал бы студент, если бы работал, а не учился в вузе; г) арендную плату за использование вузовских помещений;
д) оплату проезда студента.