Основные счета системы национальных счетов
Использование | Ресурсы |
Счет производства | |
2. Промежуточное потребление 3. Валовая добавленная стоимость/Валовой внутренний продукт (1-2) | 1. Выпуск |
Счет образования доходов | |
2. Оплата труда 3. Другие налоги на производство/ Налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий) 4. Валовая прибыль и валовой смешанный доход (1-2-3) | 1. Валовая добавленная стоимость/ Валовой внутренний продукт |
Счет распределения первичных документов | |
5. Доходы от собственности переданные 6. Валовое сальдо первичных доходов/ Валовой национальный доход (1+2+3+4-5) | 1. Валовая прибыль и валовой смешанный доход 2. Оплата труда 3. Чистые налоги на производство и импорт 4. Доходы от собственности полученные |
Счет вторичного распределения доходов | |
3.Текущие трансферты переданные 4.Валовой располагаемый доход/ Валовой национальный располагаемый доход (1+2-3) | 1.Валовое сальдо первичных доходов/Валовой национальный доход 2. Текущие трансферты полученные |
Счет использования располагаемого дохода | |
2. Конечное потребление 3. Валовое сбережение (1-2) | 1. Валовой располагаемый доход/Валовой национальный располагаемый доход |
Счет операций с капиталом | |
4.Валовое накопление основного капитала 5. Изменение запасов материальных оборотных средств 6. Чистое приобретение ценностей 7. Чистое приобретение непроизводственных нефинансовых активов 8. Чистое кредитование (+) / Чистое заимствование (-) (1+2-3-4-5-6-7) | 1. Валовое сбережение 2. Капитальные трансферты полученные 3. Капитальные трансферты переданные |
Финансовый счет | |
3. Приобретение финансовых активов | 1. Принятие финансовых обязательств 2. Чистое кредитование (+) / Чистое заимствование (-) (3-1) |
Задание №1
Вариант №1.Определите валовой выпуск товаров и услуг в рыночных ценах. Постройте «Счет производства», если известно, что валовой выпуск товаров и услуг в основных ценах в отчетном году составил 40 млрд.тенге, чистые налоги на продукты и импорт – 10 млрд.тенге, а промежуточное потребление – 20 млрд.тенге.
Вариант №2. Определите валовую прибыль экономики и валовые смешанные доходы. Постройте «Счет образования дохода», если известно, что валовой внутренний продукт в рыночных ценах составил 50 млрд. тенге, чистые налоги на производство и импорт – 14 млрд.тенге, а оплата труда – 20 млрд. тенге.
Вариант №3. Определите валовой национальный доход и постройте «Счет распределения первичных доходов» по следующим данным за год, млрд. тенге:
1. Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы – 150.
2. Оплата труда наемных работников – 150.
3. Налоги на производство и импорт – 70.
4. Субсидии на производство и импорт – 15.
5. Доходы от собственности, полученные от «остального мира» – 5.
6. Доходы от собственности, переданные «остальному миру» – 9.
Вариант №4. Определите валовой национальный располагаемый доход и постройте «Счет вторичного распределения доходов», если известно что валовой национальный доход составил 300 млрд.тенге, текущие трансферты, полученные от «остального мира», - 1 млрд.тенге, а переданные «остальному миру»- 0,75 млрд.тенге.
Вариант №5. Постройте счет «использование валового национального располагаемого дохода», если известно, что расходы домашних хозяйств на конечное потребление в отчетном году составили 175 млрд.тенге; общественными организациями, обслуживающими домашние хозяйства, использовано за этот же период на конечное потребление 7,5 млрд. тенге, а государственными учреждениями – 50 млрд. тенге; валовой национальный располагаемый доход страны за изучаемый период составил 275 млрд. тенге.
Неделя 14
Тема: «Статистика уровня жизни населения».
Цель:Обучить методике расчетаиндекса человеческого развития.
Основные вопросы:Расчет индекса человеческого развития.
Методические рекомендации: Составляющие ИЧР рассчитываются по формуле: ИЧР = Хiфакт – Хi min/ Хi max – Хi min.
Неделя 15
Тема: «Статистика уровня жизни населения».
Цель:Обучить методике расчета индекса нищеты (бедности) населения
Основные вопросы:РасчетИНН
Структура плана СРСП
- название темы
- цель занятия
- форма проведения
- задания, вопросы
- методические рекомендации, раздаточные материалы
- литература
СРСП Тема: «Предмет и задачи статистики»
Цель: Оценка уровня теоретических знаний . Решение задач.
Форма проведения: опрос
Задание № 1
Ответьте на вопросы:
1. История развития статистики
2. Три значения, под которыми на современном этапе понимается слово статистика;
3. Предмет статистики;
4. Что такое методология статистики;
5. Три стадии (этапа) статистического исследования;
6. Методы, применяемые на каждой стадии исследования;
7. Понятие категории «статистическая совокупность»;
8. Понятие категории «Единица совокупности»;
9. Понятие категории «Признак»;
10. Понятие категории «Объем совокупности»;
11. Понятие категории «Объем признака»;
12. Понятие категории «Статистический показатель»;
13. Понятие категории «Статистические данные»;
14. Понятие категории «Ценз»;
15 Орган, занимающийся сбором, обработкой стат. данных в масштабах РК;
16.Органы статистики в регионах;
17. Функции Агентства РК по статистике.
Тема: «Статистическое наблюдение»
Цель: Оценка уровня теоретических знаний . Решение задач.
Форма проведения: опрос
Задание № 1
Ответьте на вопросы:
1. Каким должно быть статистическое наблюдение;
2. Требования, предъявляемые к статистическому наблюдению;
3. Процедура проведения предварительной работы;
4. Почему с целями и задачами нужно определяться в первую очередь;
5. Что подразумевают под определением объекта;
6. Правила построения программы наблюдения;
7. Какие организационные вопросы следует решить, перед началом статистического исследования;
8. Что такое статистический формуляр;
9. Для чего проводят выборочные исследования;
10. Два способа контроля собранной информации;
11. Две организационные формы сбора информации;
12. Виды статистического исследования по степени охвата единиц совокупности;
13. Разновидности несплошного исследования;
14. Виды исследования по частоте регистрации данных;
15. Способы проведения набюлюдения.
Тема: «Статистическая сводка и группировка»
Цель: Оценка уровня теоретических знаний . Решение задач.
Форма проведения: опрос
Задание № 1
Ответьте на вопросы:
1.Понятие сводки;
2.Процедура проведения сводки;
3.Понятие группировки;
4.Понятие категории «группировочный признак» и «интервал»;
5.Виды группировок;
6.Формула Стерджесса;
7.Понятие статистической таблицы;
8.Что такое подлежащее и сказуемое статистической таблицы;
9.Виды таблиц по построению подлежащего;
10.Правила пострения таблиц;
11.Понятие статистический график;
12.Виды графиков;
13.Виды диаграмм;
14.Что должно присутствовать в графике;
Тема: «Абсолютные и относительные величины»
Цель: Оценка уровня теоретических знаний . Решение задач.
Форма проведения: опрос
Задание № 1
Ответьте на вопросы:
1.Понятиеобобщающих величин, виды обобщающих величин;
2.Понятие абсолютных величин;
3.Виды абсолютных величин;
4.Единицы измерения абсолютных величин;
5.Понятие относительных величин;
6.Формы выражения относительных величин;
7.Виды относительных величин;
8.О.В. планового задания;
9.О.В. выполнения плана;
10.О.В. структуры;
11.О.В. динамики;
12.О.В.интенсивности;
13.О.В. экономического развития;
14.О.В. координации;
15.О.В.сравнения.
Тема: «Средние величины и показатели вариации»
Цель: Оценка уровня теоретических знаний . Решение задач.
Форма проведения: опрос
Задание № 1
Ответьте на вопросы:
1.Понятие средних величин;
2.Правила применения;
3.Общая формула простых средних;
4.Виды средних по степени (m);
5.Формулы простых средних;
6.Правило мажорантности;
7.Общая формула средних взвешенных;
8.Формулы средних взвешенных;
9.Применение средних;
10.Виды структурных средних;
11.Понятие моды и медианы;
12.Расчет моды в интервальном ряду;
13.Расчет медианы в дискретном ряду;
14.Расчет медианы в интервальном ряду;
15.Виды показателей вариации;
16.Расчет простых и взвешенных форм показателей вариации.
Тема: «Ряды динамики»
Цель: Оценка уровня теоретических знаний . Решение задач.
Форма проведения: опрос
Задание № 1
Ответьте на вопросы:
1.Понятие ряда динамики;
2.Виды рядов динамики;
3.Аналитические показатели рядов динамики;
4.Расчет простых и взвешенных форм показателей ряда динамики;
5.Расчет средних величин ряда динамики;
6.Методы определения тенденции(тренда);
7.Определение тенденции по методу аналитического выравнивания;
8.Выявление сезонных колебаний.
Тема: «Индексы»
Цель: Оценка уровня теоретических знаний . Решение задач.
Форма проведения: опрос
Задание № 1
Ответьте на вопросы:
1.Понятие индексов;
2.Классификация индексов;
3.Расчет индивидуальных и сводных индексов физического объема;
4.Расчет индивидуальных и сводных индексов цены;
5.Расчет индивидуальных и сводных индексов себестоимости;
6.Расчет индивидуальных и сводных индексов производительности труда;
7.Анализ факторов динамики явлений;
8.Средний арифметический и средний гармонический индекс;
9.Индексы переменного и постоянного состава, индекс структурных сдвигов.
Тема: «Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений»
Цель: Оценка уровня теоретических знаний . Решение задач.
Форма проведения: опрос
Задание № 1
Ответьте на вопросы:
1.Сущность статистического изучения взаимосвязи общественных явлений;
2.Функциональные и корреляционные связи;
3.Однофакторный корреляционный регрессионный анализ;
4.Расчет параметров уравнения прямой линии;
5.Показатели тесноты связи;
6.Многофакторный корреляционный регрессионный анализ.
Тема: «Статистика населения и трудовых ресурсов»
Цель: Оценка уровня теоретических знаний . Решение задач.
Форма проведения: опрос
Задание № 1
Ответьте на вопросы:
1.Задачи статистики населения;
2.Понятие населения и численности;
3.Расчет численности населения;
4.Состав населения по полу, возрасту, семейному положению, национальности;
5.Показатели естественного движения населения;
6.Показатели механического движения населения;
7.Категории населения;
8.Задачи трудовых ресурсов;
9.Понятие трудовых ресурсов, занятости;
10.Классификация экономически активного населения;
11.Расчеты уровня занятости и безработицы;
12.Расчет коэффициентов нагрузки трудоспособного населения;
13.Показатели движения трудовых ресурсов;
14.Показатели использования трудовых ресурсов по численности;
15.Показатели использования трудовых ресурсов по времени;
16.Показатели производительности труда,
Тема: «Статистика национального богатства»
Цель: Оценка уровня теоретических знаний . Решение задач.
Форма проведения: опрос
Задание № 1
Ответьте на вопросы:
1. Понятие национального богатства;
2. Классификация национального богатства по источнику происхождения;
3. Классификация основного капитала;
4. Понятие основных фондов;
5. Показатели наличия, движения, состояния основных фондов;
6. Показатели эффективности использования основных фондов;
7. Понятие и классификация оборудования;
8. Показатели использования оборудования;
9. Показатели использования материальных оборотных средств.
Тема: «Система национальных счетов»
Цель: Оценка уровня теоретических знаний . Решение задач.
Форма проведения: опрос
Задание № 1
Ответьте на вопросы:
1.Понятиенациональных счетов;
2.Схема национальных счетов;
3.Содержание национальных счетов;
4.Методология расчета макроэкономических показателей- ВВП;
5.Методология расчета ВД;
6.Методология расчета ВНД;
7.Методология расчета ВНРД;
8.Методология расчета ВНС;
9.Понятие и расчет чистого кредитования (заимствования);
Тема: «Статистика уровня жизни населения»
Цель: Оценка уровня теоретических знаний . Решение задач.
Форма проведения: опрос
Задание № 1
Ответьте на вопросы:
1.Понятие уровня жизни населения;
2.Задачи статистического изучения уровня жизни населения;
3.Система показателей уровня жизни населения;
4.Показатели доходов домашних хозяйств;
5.Расходы домашних хозяйств на конечное потребление;
6.Прожиточный минимум
- анализ и оценка проверочной работ осуществляется во время самостоятельной работы студента и преподавателя (СРСП), в соответствии с расписанием;
- студент представляет выполненную проверочную работу, преподаватель проводит собеседование со студентом по итогам выполнения проверочной работы.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Республики Казахстан «О государственной статистике»- Казахстанская правда, 1997, 7 мая.
2. Авров А.П., Аврова Ю.А.Общая теория статистики, основы курса. – Алматы.2009.
3. Шокаманов Ю.К., Бельгибаева К.К. Статистика. Алматы.Экономика, 2008.
4. Статистика./ Под.ред.В.Г.Ионина.М.:ИНФРА-М.2008.445с.
5. Статистика /Под.ред. М.Г.Назарова. М.:КНОРУС.,2006.480 с.
6. Елисеева И.И., Юзбашев М.М.Общая теория статистики.М.: Финансы и статистика, 2004.
7. Гусаров В.М., Статистика.М.:.ЮНИТИ ,2003.
8. Социально-экономическая статистика: Уч-к / под ред. М.Р. Ефимовой. – М.:Высшее образование,2009
9. Минашкин В.Г., Шмойлова Р.А. и др. Теория статистики. М.: ЕАОИ,2008.
10.Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Уч-к, - М.: Юристъ, 2001
11. Гришин А.Ф. Статистика. М.: Финансы и статистика, 2003.
12. Практикум по общей теории статистики: Уч. пос. под ред. В.М. Симчеры – М.: Финстатинформ, 1999.
13. Елемесова А.М., Касенова А.К. Сборник задач по общей теории статистики. – Алматы, Рост, 2000.
14.Практикум по общей теории статистики: Уч. пос. Ефимова М.Г., Граченко О.И., Петрова Е.В. – М.:ИНФРА – м,2000.
15.Мурсалимова Т.М. Тестовые задания по курсу «Общая теория статистики»: уч. пос. Алматы, Экономика,2000.
16.Практикум по теории статистики: уч. пос. под ред. Р.А.Шмойловой – М.:ФиС,2000.
17.Елемесова А.М. Интегральный индекс человеческого развития по методике ООН – Вестник КазГАУ.Экономика и бизнес, 1996, №1.
18.Елемесова А.М., Кийков Е.М. Система национальных счетов – Алматы, Экономика, 1996.
19.Система национальных счетов./ Под ред. Ю. Н. Иванова – М.: Финстатинформ,1996.
20.Статистический словарь.- М.: Финстатинформ, 1996.
21. Статистические ежегодники, справочники, обозрения.
22. Статистика : уч-к / под ред. В.С. Мхитаряна. – М.:Экономист, 2005
23. БельгибаеваК.К. Сборник задач по социально-экономической статистике: Уч.пос.- Алматы: Экономика, 2002
24. Сиденко А.В., Матвеева В.М. Практикум по социально-экономической статистике.- М.: Дело и сервис,1998
ЛАБОРАТОРНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ ПО РАБОЧЕМУ ПЛАНУ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ.