Роль инновационной сферы малого и венчурного бизнеса в экономике государства
Довольно распространена точка зрения о том, что малый бизнес – инновационный бизнес, т.к. у него гораздо более подвижная организационная структура. Малые предприятия в борьбе за выживание охотнее идут на применение инновационных технологий и разработок, а существенная часть фирм прямо ориентируется на коммерциализацию технологий. Но все предприятия возникают как малые, и все в чем-то новы. Все инновационное – ново, но не все новое – инновация.Организаторы проекта TACIS предложили свое определение малого инновационного предприятия (МИП). МИП – это предприятие, у которого доля продукции старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не более 10%.Несмотря на то, что в инновационной сфере работает лишь около 6% от общего числа работающих в малом предпринимательстве, эту область развития малого бизнеса можно поставить по значимости для развития экономики на одно из первых мест.[8,с.43].Малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью (МПИД), в широких масштабах начали возникать уже во второй половине 80-х годов. Их развитие позволяло ускорить инновационный процесс, преодолеть существовавшие в плановой экономике препятствия для технического прогресса — ведомственные барьеры, несогласованность этапов инновационного процесса, монополистическое положение отдельных участников общего процесса. На быстрый рост числа МПИД в это время повлияла и невостребованность научных работников в предшествовавшем периоде, ограниченные возможности для проявления способности в государственных академических и отраслевых научных учреждениях. Значительная часть МПИД вне зависимости от названия функционировала в сфере посреднических услуг. В области НИОКР МПИД занимались в основном разработкой программных продуктов, проектными работами, экономическими исследованиями. В начале 90-х годов МПИД попали в сложные условия быстрого свертывания спроса на научную продукцию из-за инвестиционного кризиса, вызвавшего спад инновационной активности, и роста бюджетного дефицита. В настоящее время МПИД не связаны с инвестиционным спросом, поэтому их прибыльность резко сократилась. Исследования и разработки выполняются либо на арендованном оборудовании, либо путем бесплатного его использования по месту работы. Характерная черта развития малого инновационного бизнеса в настоящее время — его нестабильность.
Малое предпринимательство в инновационной сфере в настоящее время формируется несколькими путями. МПИД могут выделяться из состава крупных государственных научных организаций. Их финансирование постоянно сокращается, и они не могут приспособиться к новым экономическим условиям. Деятельность малых фирм в этом случае направлена в основном на модернизацию и совершенствование разработанных на материнской фирме видов техники.МПИД могут создаваться как рыночные дублеры лабораторий и отделов отраслевых НИИ и заводов и заниматься как чисто научными и прикладными исследованиями, так и полным инновационным циклом.Еще один путь образования МПИД — объединение группы разработчиков для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции. Период существования таких МПИД часто ограничивается сроками реализации определенной идеи.
МПИД могут формироваться и как посредники для продвижения инноваций и технологий, создаваемых специалистами в области конкретной техники и технологии. Роль таких фирм особенно значительна в регионах, где научно-технические и маркетинговые связи слабее, чем в центре.
Глубокий системно-экономический кризис российской экономики подтвердил, что в основе финансовой системы и мощи государства лежит мощь промышленного производства, и заставил обратить внимание всех заинтересованных сторон на реальный сектор экономики. В посткризисных интеграционных процессах (после августа 1998 г.) начинает превалировать промышленный капитал, обеспечивающий более тесное взаимодействие с финансовым; усиливаются процессы диверсификации, имеющие научно-технологическую, региональную и экономическую направленность. Именно его развитие посредством максимального привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, и прежде всего его инновационной сферы должно стать краеугольным камнем государственной инвестиционной и инновационной политики в России в современных условиях.
Чем острее кризис крупного производства, тем больше надеж на малый бизнес как на «рыночный генератор» инновационных идеи, ускоряющий «снизу» (на микроуровне) процессы структурных преобразований, планируемые «сверху» (на макроуровне) тем активней «выращивание» новых организационных структур управления инновационной деятельностью, их тиражирование в экономически все более значимых масштабах как «точек (полюсов) роста», тем быстрее формирование новой корпоративной стратегии и тактики за счет использования преимуществ малых форм организации проектного дела при технологическом трансферте. [9,с.53].
Развитие инновационной деятельности и развитие (поддержка) малого предпринимательства на сегодняшнем этапе в значительной степени взаимосвязаны, они дополняют и стимулируют друг друга.
В современных условиях большое значение приобретает технический прогресс, понимаемый не только как применение новых методов производства (нововведения в производственных процессах); но и как создание и значительное усовершенствование благ (нововведения в продуктах). В этом плане основными «точками (полюсами) роста» выступают инновационные монополии, возникающие в процессе производства улучшенных или совершенно новых товаров и услуг. Монопольное положение могут занимать не только крупные, но и средние, и мелкие предприятия. Все зависит от отрасли, выпускаемого товара или оказываемых услуг.