Организация и источники оплаты труда в связи
В условиях товарно-денежных отношений заработная плата является основным источником доходов для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей. Ее величина во многом определяет уровень и качество жизни членов общества, его благосостояние и является важным критерием при выборе направлений и приоритетов экономического и социального развития государства.
Для того, чтобы организация имела средства на оплату труда, необходимо не только создать продукцию или услуги, но и реализовать их, то есть найти покупателя на произведенный продукт и доказать тем самым его общественную необходимость. Такая ситуация повышает зависимость конечных результатов труда от потребителей и увеличивает экономическую ответственность производителей за объем, ассортимент, качество и цены выпускаемых продуктов и услуг.
С другой стороны, формирование рынка труда обусловливает зависимость заработной платы от спроса и предложения рабочей силы: чем выше спрос на конкретную рабочую силу и меньше предложение, тем выше оплата труда и наоборот. Наряду с общими закономерностями на состояние рынка труда воздействует множество факторов, определяющих потребность в рабочей силе и, как следствие, размер ее оплаты в отдельных регионах. В числе таких факторов можно отметить развитие производства, его концентрацию и специализацию, уровень техники и технологии, демографическую обстановку, квалификацию кадров, законодательство в области занятости и регулирования заработной платы и многие другие, под воздействием которых формируются средства, направляемые на материальное вознаграждение работников.
Различают номинальную (денежную) и реальную заработную плату. Денежный эквивалент заработной платы представляет собой сумму средств, полученных работником за определенный период времени. Реальная заработная плата характеризуется тем количеством товаров и услуг, которое может быть приобретено работником при данном размере номинальной заработной платы и данном уровне цен на товары и услуги.
Динамизм рыночной экономики приводит к изменению реальной заработной платы в результате ценовых и инфляционных процессов. Это обусловливает необходимость соответственного изменения и номинальной заработной платы для недопущения снижения жизненного уровня работников и обеспечения полноценного воспроизводства рабочей силы. Совершенствование системы оплаты труда должно базироваться на следующих принципах:
- оплата труда должна соответствовать его общественной значимости, количеству и качеству.Это означает, что при оплате труда необходимо в первую очередь учитывать объем реализованных на рынке товаров и услуг, являющийся критерием их общественной полезности. Размер заработной платы отдельных работников должен определяться не только продолжительностью труда во времени, выработкой и другими количественными характеристиками, но и его сложностью, тяжестью, ответственностью;
- уровень оплаты труда должен неуклонно повышаться с учетом объективных и субъективных факторов. Объективными факторами являются темпы инфляции, рост цен на потребительские товары и услуги, государственная политика в области доходов и заработной платы. В числе субъективных факторов, обеспечивающих реальную возможность увеличения заработной платы работников конкретной организации, следует отметить рост производительности труда, экономию затрат на производство, повышение прибыли за счет выполнения работ, не связанных с основной деятельностью и др. К этой же группе факторов следует отнести достижения работниками высоких индивидуальных показателей труда;
- заработная плата должна выполнять не только воспроизводственную, но и стимулирующую функцию.Из этого следует, что ее размер в реальном исчислении должен обеспечивать необходимые средства для удовлетворения материальных и духовных потребностей работников и неработающих членов их семей. Кроме того, система оплаты труда призвана создавать условия для стимулирования исполнителей не только к выполнению производственного задания в установленные сроки и с заданными параметрами качества, но и к более эффективному труду, экономии всех видов производственных ресурсов, рационализации трудового процесса;
- темп роста заработной платы не должен опережать темп роста производительности труда.Неуклонное повышение производительности труда является экономической базой увеличения номинальной и реальной заработной платы. Нельзя потреблять больше, чем производишь. Поэтому соблюдение этого принципа нацеливает трудовые коллективы на материальное стимулирование роста объемов производства, сокращение, при прочих равных условиях, затрат на оплату труда в расчете на единицу создаваемой продукции или услуг и снижение себестоимости. Это в значительной мере является гарантом устойчивой работы операторов в рыночных условиях;
- уровень оплаты труда должен быть дифференцирован в зависимости от особенностей и условий, в которых он протекает.Этот принцип реализуется на основе установления специальных надбавок и повышающих коэффициентов к заработной плате работающим в тяжелых и вредных условиях, а также занятым на работах в местностях с неблагоприятными географическими и климатическими условиями;
- оплата труда должна строиться на сочетании индивидуальных и коллективных интересов.При этом повышение индивидуальной заработной платы все больше зависит от общих итогов работы. Особенно в акционерных обществах, частных фирмах и т. п., где оплата труда непосредственно связана с доходами и прибылью, получаемой в результате коммерческой деятельности;
- расширение прав хозяйствующих субъектов в сфере организации оплаты труда в сочетании с государственным регулированием заработной платы.Действующее законодательство дает широкие права организациям, функционирующим на основе различных форм собственности, в вопросах выбора и применения конкретных систем и форм оплаты труда, установления размеров тарифных ставок и окладов, видов и величин надбавок к ним за профессиональное мастерство и высокие достижения в труде.
Государственное регулирование в области заработной платы заключается в разработке законодательства о труде, установлении минимального уровня заработной платы, порядка ее изменения по мере возникновения соответствующих экономических предпосылок (рост инфляции или повышение эффективности производства) и накопления необходимых финансовых ресурсов. Государство также устанавливает перечень и минимальные размеры компенсационных выплат за особые условия труда в отдельных отраслях и районах страны. Важнейшими законодательными актами, регламентирующими трудовую деятельность, являются Трудовой кодекс и Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях». В первом документе установлены правовые нормы регулирования трудовых отношений, в том числе и по оплате труда. На основе второго разрабатываются тарифные соглашения на федеральном, отраслевом и региональном уровнях. Субъектами этих соглашений являются соответствующие объединения профсоюзов, работодателей и государственных органов, ответственных за регулирование трудовых отношений. В общем случае в тарифных соглашениях определяются важнейшие положения организации и оплаты труда в конкретной сфере деятельности, обязательства подписавших его сторон по обеспечению гарантий занятости и социальной защите трудящихся.
Функцией государственного регулирования заработной платы является также разработка и внедрение в государственном секторе экономики единой тарифной сетки (ETC), обеспечивающей достижение социальной справедливости в оплате труда путем дифференциации ставок и окладов в зависимости от сложности труда и квалификации работников. ETC может быть применена на предприятиях и в организациях любых форм собственности в качестве соизмерителя труда различной сложности.
Акционерные общества электросвязи и телекоммуникационные компании других форм собственности, в соответствии с вышеизложенными принципами, самостоятельно организуют оплату труда и материальное стимулирование работников. Им дано право выбора наиболее эффективных систем и форм заработной платы, установления минимальных окладов и тарифных ставок (но не ниже установленных государством), применения различных видов доплат и надбавок. При этом существует перечень обязательных видов доплат к тарифным ставкам и окладам, гарантированных трудовым законодательством. Их величина в конкретной организации также не может быть ниже установленного уровня. Основными видами доплат данного вида являются доплаты за работу в тяжелых и вредных условиях, особо тяжелых и особо вредных условиях труда, за разъездной характер работы, за работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и праздничные дни.
Кроме перечисленных обязательных доплат операторы могут самостоятельно устанавливать надбавки к основному заработку, исчисляемому на основе действующих тарифных ставок и окладов. Перечень и размер таких надбавок зависит от особенностей производственной деятельности компании, проводимой ею политики в области стимулирования труда и финансовых возможностей для ее реализации. К данной группе относятся следующие виды доплат и надбавок: за совмещение профессий и должностей, расширение зон обслуживания, профессиональное мастерство, работу на повышенных нормах труда, выполнение работ за временно отсутствующих работников, высокие индивидуальные количественные и качественные показатели труда, выполнение особо важных заданий и некоторые другие.
Следует учитывать, что размер дополнительных выплат так же, как и заработная плата работников связи в целом, предельными размерами не ограничивается, а определяется лишь средствами организаций связи, предназначенными на эти цели, и индивидуальными показателями работы каждого члена трудового коллектива.
Источником оплаты труда и материального стимулирования работников являются средства предприятия, направляемые на потребление, которые включают фонд оплаты труда, доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество компании, а также средства, предоставляемые организацией своим работникам в виде трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь. Состав фонда потребления показан на рис 7.1.
Важным показателем, характеризующим материальное благосостояние работников связи, является средняя заработная плата,которая рассчитывается как на основе только фонда оплаты труда, так и с учетом премий и вознаграждений из прибыли. Если сумма материального вознаграждения работника определяется исходя из общего фонда потребления, то есть с учетом социальных льгот, выраженных в денежной форме, то она составляет его средний доход.
В настоящее время в структуре средней заработной платы работников связи около 50 % занимают компенсационные выплаты, исчисляемые на основе тарифных ставок и должностных окладов. Около 17% составляют различные виды доплат, примерно 14 % приходится на выплаты социального характера и свыше 19 % — на премии за счет всех источников, включая прибыль, остающуюся в распоряжении организации и направляемую в фонд потребления. Средний доход одного работника, в котором учитываются все виды компенсационных и социальных выплат, включая выплаты в натуральной форме (льготное питание, обеспечение проездными билетами на общественный транспорт, выдача путевок в лечебно-оздоровительные учреждения и т. п.). А также доходы в виде дивидендов и процентов по акциям и вкладам, лишь на 3 — 5 % превышает среднюю заработную плату связистов. Однако в динамике доля выплат в денежной и материальной формах, не связанных непосредственно с оплатой труда, несколько возрастает, что свидетельствует об улучшении материального положения работников отрасли.
Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на постоянный рост средней заработной платы (на 20 — 30 % ежегодно), ее абсолютный уровень существенно отстает от аналогичного показателя в большинстве других секторах экономики, причем в последние годы это отставание заметно усилилось. Если в 1998 г. связь по уровню оплаты труда занимала 5-е место в рейтинге отраслей общественного производства, то в 2005 г. она опустилась на 9-е место, пропустив вперед добывающую и обрабатывающую промышленность, энергетику, транспорт, строительство, материально-техническое снабжение, и опередив лишь сельское хозяйство и сектора экономики, финансируемые из бюджета.
Рисунок 1 - Состав средств организаций связи, направленных на потребление
Такая ситуация обусловлена, прежде всего, жестким государственным регулированием ценообразования в связи, которым охвачены услуги, оказываемые традиционными операторами и обеспечивающие им в совокупности около 80 % всех доходов. Регулирующий орган, стремясь сделать доступными базовые услуги потребителям с низкой платежеспособностью, проводит политику сдерживания роста затрат на оплату труда операторов. Это увеличивает дисбаланс между сложностью трудовых процессов в такой высокотехнологичной отрасли как связь, и уровнем материального вознаграждения работников за труд с учетом его сложности и общественно полезной значимости.
Следует также учитывать, что сложившееся положение снижает конкурентоспособность традиционных операторов на рынке труда и создает предпосылки для оттока высококвалифицированных работников в новые компании, оказывающие услуги в нерегулируемом секторе телекоммуникационного рынка, где уровень средней заработной платы более чем в 3 раза выше по сравнению со средней по отрасли в целом.
В числе недостатков в организации оплаты труда в связи необходимо также отметить высокую дифференциацию средней заработной платы в подотраслевом разрезе. Так, если уровень средней заработной платы в целом по связи принять за 100 %, то в электросвязи (без учета новых операторов) она составляет 125 %, в организациях радиосвязи, радиовещания и телевидения — 200 %, а в подотрасли почтовой связи — только 65 %.. Такая ситуация объясняется в основном недостаточными объемами государственных дотаций в почтовую подотрасль и другими объективными факторами, о которых подробно говорилось в главе 1. В то же время для улучшения материального положения работников почтовой связи организациям подотрасли необходимо проводить более активную работу по внедрению новых, в том числе непрофильных услуг и форм обслуживания потребителей. Это положительно скажется на росте доходов и расширит возможности для усиления материального стимулирования работников почтовых служб.