Распределение земель по формам собственности и контроль за соблюдением земельного законодательства
В настоящее время процесс разграничения государственной собственности на землю в Приморском крае, равно как и в других субъектах Российской Федерации проходит в установленном порядке.
По данным государственного статистического наблюдения, осуществляемого Управлением Росреестра по Приморскому краю (форма № 22-1), на 01.01.2015 в установленном порядке право собственности на земельные участки у Российской Федерации в Приморском крае официально зарегистрировано на площади 5572,8 тыс. га (в 2012 г. - 2698,5 тыс. га), что составило 35,7 % (в 2012 г. – 17,0 %) от общей площади земель государственной и муниципальной собственности.
Собственность Приморского края на земельные участки по состоянию на 01.01.2015 зарегистрирована на общей площади 14,6 тыс. га (в 2012 г. - 12,3 тыс. га).
Собственность муниципальных образований края по состоянию на 01.01.2015 зарегистрирована на общей площади 25,0 га (в 2012 г. - 9,1 тыс. га).
Процесс официальной регистрации земель Приморского края по формам собственности органами власти, представлена на рисунке 4.12, а структура по формам собственности органами власти на рисунке 4.13.
Рисунок 4.12 - Процесс официальной регистрации земель Приморского края по формам собственности органами власти
Рисунок 4.13 - Процесс официальной регистрации земель Приморского края по формам собственности органами власти
Основанием возникновения права собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъекта РФ и муниципальных образований являются действующие федеральные законы, прямо указывающие на принадлежность земель к субъекту собственности и акты Правительства РФ об утверждении Перечней земельных участков (федеральных, краевых, муниципальных), а также судебные решения по передаче в муниципальную собственность невостребованных земельных долей.
По формам собственности в целом по Приморскому краю земли распределены следующим образом (таблица 4.7).
В городах и поселках края передача земель в собственность в большей степени коснулась земель с/х использования и земель, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства.
Общая площадь земель, занятых под личными подсобными хозяйствами в сельских населенных пунктах края составляет – 38,8 тыс. га, в том числе в собственности граждан находится 16,8 тыс. га, в государственной и муниципальной собственности – 22,0 тыс. га.
Более половины земель, предоставленных гражданам для ведения садоводства в городах и поселках (общая площадь – 3,1 тыс. га.), находится в их собственности – 2,0 тыс. га, в государственной и муниципальной собственности находятся – 1,1 тыс. га.
Таблица 4.7 – Распределение земель по формам собственности в целом по Приморскому краю
тыс. га
Категории земель | Общая площадь | В собственности граждан | В собственности юридических лиц | В государственной и муниципальной собственности |
1. Земли сельскохозяйственного назначения | 1874,4 | 668,0 | 156,3 | 1050,1 |
2. Земли населенных пунктов | 249,3 | 28,6 | 6,6 | 214,1 |
3.Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения | 383,8 | 0,1 | 1,1 | 382,6 |
4. Земли особо охраняемых территорий | 842,2 | 0,1 | 0,1 | 842,0 |
5. Земли лесного фонда | 12142,3 | - | - | 12142,3 |
6. Земли водного фонда | 323,2 | - | - | 323,2 |
7. Земли запаса | 652,1 | - | - | 652,1 |
Итого земель по Приморскому краю | 16467,3 | 696,8 | 164,1 | 15606,4 |
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Государственный земельный надзор является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования. Он, с одной стороны, является средством выявления нарушений регулирующих предписаний, которые издают государственные органы, а с другой стороны, позволяет обеспечить обратную связь в процессе управления, выявить те направления в деятельности государственных органов, где требуется совершенствование форм и методов регулирования.