О торговом потенци­але отдельных районов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра Общей экономической теории

Одобрено кафедрой:

Протокол № 2

«12» сентября 2012г.

Зав. кафедрой Шушарин В.Ф.

Экономическая география и регионалистика

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения

(Приложение к рабочей программы дисциплины)

Для направления: 080100.62 «Экономика»

Пермь 2012

Методические указания составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения и программой РГТЭУ.

Рассмотрено на заседании

кафедры общей экономической теории.

Протокол № 2

от «12» сентября 2012 г.

Составитель: старший преподаватель кафедры общей экономической теории Шахтарина О.П.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Экономическая география и регионалистика – раздел социально-экономической географии, наука о территориальной организации общественного производства, особенностях формирования территориально-экономической структуры хозяйства регионов.

Предметом регионалистики является изучение:

– размещения производительных сил России и со­циально-экономического регионального развития;

– размещения от­раслей экономики, демографических и экологических особенностей регионов;

Межрегиональных, внутрирегиональных и межго­сударственных экономических связей.

Цель курса «Экономическая география и реги­оналистика» - формирование у студентов основ экономичес­ких знаний:

– о размещении производительных сил;

– об условиях и особен­ностях их развития в отдельных районах страны;

о торговом потенци­але отдельных районов.

В соответствии с учебным планом по курсу «Экономическая география и регионалистика» студент выполняет одну контрольную работу. Цель работы – получение навыков самостоятельного изучения дисциплины, закрепление знаний по данному курсу.

Контрольная работа является заключительным этапом в изучении курса. В ней студент выявляет свое понимание не только той темы, которой посвящена работа, но и ее места во всей дисциплине. Ее выполнение помогает студенту собирать и обрабатывать материал, последовательно излагать свои мысли, анализировать опубликованные по теме статьи и другие работы.

Контрольная работа состоит из трех заданий.

Прежде, чем приступить к выполнению контрольной работы, необходимо сделать закрепление темы по следующей таблице:

Первая буква фамилии студента Варианты тем (выбрать одну тему из нескольких предложенных)
А 1. Агроклиматические ресурсы 2. Внешнеэкономические связи России и ее регионов. 3. Внутренние воды и гидроэнергетические ресурсы 4. Внутренняя и внешняя миграции. 5. Воспроизводство и структура населения (половозрастной состав) 6. Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района
Б 7. Географическое положение, территория и границы России 8. География газовых и нефтяных месторождений. 9. География руд черных металлов. 10. География угольных ресурсов. 11. География цветных металлов 12. Экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района
В 13. География нерудных полезных ископаемых 14. География нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. 15. География отраслей растениеводства и животноводства. Основные сельскохозяйственные зоны России. 16. География отраслей цветной металлургии. 17. Геополитические потери страны в результате развала СССР 18. Экономико-географическая характеристика Восточно-Сибирского экономического района
Г 19. Геополитическое положение Российской Федерации. 20. Гидроэнергетика: типы электростанций, особенности развития и размещения. 21. Группировка отраслей машиностроения по факторам размещения. 22. Животноводство в РФ 23. Закономерности, факторы и принципы размещения производительных сил 24. Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района
Д 25. Земельные ресурсы. Экологические проблемы почв. 26. Значение химической и нефтехимической промышленности в народном хозяйстве. 27. Значение экономического районирования в территориальном управлении экономикой и в повышении эффективности размещения производительных сил. 28. Значение электроэнергетики в экономическом развитии России. Современные особенности развития отрасли. Энергосистемы. 29. Изменение геополитической ситуации России после распада СССР и его влияние на трансформацию внешнеэкономических связей страны. 30. Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района
Е Ё 31. Использование нетрадиционных источников энергии 32. История отечественной экономической географии 33. История экономического районирования России. 34. Классификации природных ресурсов. 35. Конверсия, проблемы и перспективы развития машиностроения. 36. Экономико-географические особенности сопредельных государств (на примере Латвии)
Ж 37. Лесные ресурсы 38. Место и роль машиностроительного комплекса в экономике страны. Структура комплекса. 39. Место России в народонаселении мира. 40. Место топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в народном хозяйстве, его структура и состав. 41. Месторождения алмазов в России 42. Экономико-географическая характеристика Северного экономического района
З 43. Методы отраслевого обоснования размещения производства. 44. Население Пермского края 45. Национальные проблемы РФ 46. Национальный состав населения России, его территориальные особенности. 47. Новые формы промышленной интеграции в условиях экономических реформ. 48. Экономико-географическая характеристика Северо-Западного экономического района
И Й 49. Общая характеристика агропромышленного комплекса и сельского хозяйства России. 50. Общая характеристика транспортного комплекса России. Уровень развития транспортной системы в стране. 51. Основные сельскохозяйственные зоны России. 52. Основные формы общественной организации промышленности: концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование. 53. Особенности новой миграционной ситуации в России 54. Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского экономического района
К 55. Особенности развития газоперерабатывающей и конденсатоперерабатывающей промышленности. 56. Особенности размещения населения России. 57. Особенности размещения отраслей основной химии и химии органического синтеза. 58. Особенности структуры машиностроения 59. Отраслевая структура экономики России. 60. Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района
Л 61. Российская тяжелая промышленность 62. Российская угольная промышленность 63. Российская химическая промышленность 64. Российское судостроение 65. Российское автомобилестроение 66. Экономико-географическая характеристика Центрального экономического района
М 67. Российская лесная промышленность 68. Российская нефтяная промышленность 69. Российская пищевая промышленность 70. Сельское хозяйство - ведущая сфера АПК России. Природные и социально-экономические условия территориальной организации сельского хозяйства. 71. Сельское хозяйство Пермского края 72. Экономико-географическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района
Н 73. Развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса России. 74. Развитие и размещение отраслей транспорта России. 75. Развитие и размещение предприятий атомной энергетики в России. 76. Растениеводство РФ 77. Региональная экономика и региональная политика России. 78. Экономико-географические особенности сопредельных государств ( на примере Эстонии)
О 79. Религиозный состав населения. 80. Роль в экономике и современный уровень развития металлургического комплекса России. 81. Роль промышленности в экономике страны и ее состав. 82. Роль промышленности в экономике страны. Формы промышленной интеграции в условиях экономических реформ. 83. Российская авиакосмическая промышленность 84. Экономико-географические особенности сопредельных государств (на примере Украины)
П 85. Понятие о географической среде, ее структура. Концепция географического детерминизма. 86. Понятие об инфраструктуре, ее виды. 87. Природные ресурсы: понятие и классификации. 88. Природные условия и ресурсы Пермского края 89. Проблемы и перспективы развития отечественной промышленности 90. Экономико-географические особенности сопредельных государств (на примере Кыргызстана)
Р 91. Отраслевая, функциональная и тер­риториальная структура народного хозяйства России. 92. Оценка природно-ресурсного потенциала России. 93. Политико-административное устройство РФ 94. Проблемы и особенности развития и размещения отраслей цветной металлургии России. 95. Пути рационального использования природных ресурсов 96. Экономико-географические особенности сопредельных государств (на примере Туркмении)
С 97. Развитие и размещение отраслей легкой промышленности. 98. Развитие и размещение отраслей лесного комплекса России. 99. Российская газовая промышленность 100. Российская легкая промышленность 101. Сельское хозяйство РФ 102. Экономико-географические особенности сопредельных государств (на примере Таджикистана)
Т 103. Современная сетка экономических районов России. 104. Современное размещение отраслей машиностроительного комплекса. 105. Современное состояние промышленности Пермского края 106. Современные подходы к экономической оценке природных ресурсов. 107. Современные проблемы и задачи развития топливно-энергетического комплекса. 108. Экономико-географические особенности сопредельных государств (на примере Армении)
У 109. Состав, структура и функции агропромышленного комплекса (АПК). Современные проблемы его развития в России. 110. Социально-трудовой потенциал и его оценка 111. Структура и особенности современного размещения сферы услуг 112. Структура химической промышленности. Группы отраслей химической промышленности и их назначение. 113. Экономико-географические особенности сопредельных государств (на примере Грузии)
Ф 114. Структура экономики России. 115. Структурные сдвиги в развитии народнохозяйственного комплекса России в усло­виях НТР 116. Сырьевая база, особенности развития и размещения угольной промышленности. 117. Теоретические основы экономического районирования: 118. Территориальная организация народного хозяйства 119. Экономико-географические особенности сопредельных государств (на примере Азербайджана)
Х 120. Технико-экономические показатели добычи топлива в отдельных районах страны (характеристика крупнейших угольных бассейнов и нефтегазоносных провинций). 121. Использование методов математичес­кого моделирования в экономической географии 122. Проб­лема структурной перестройки хозяйства регионов с высокой концентрацией производительных сил и большой антропогенной нагрузкой; 123. Специализация и комплексное развитие хозяйства регио­нов страны в условиях перехода к рыночной экономике
Ц 124. Топливно-энергетический комплекс: состав, роль в экономике страны, современные проблемы развития. Условное топливо, структура топливного баланса. 125. Трудовые ресурсы и география безработицы 126. Урбанизация в РФ 127. Факторы размещения производительных сил. 128. Экономико-географические особенности сопредельных государств (на примере Литвы)
Ч 129. Формы территориальной организации производительных сил. 130. Формы территориальной организации промышленности в новых экономических условиях: наукограды, свободные экономические зоны. 131. Характер размещения важнейших отраслей земледелия, животноводства и пищевой промышленности 132. Характеристика металлургических баз России (размещение отраслей чёрной металлургии). 133. Экономико-географические особенности сопредельных государств (на примере Беларуси)
Ш 134. Характеристика работы одного из видов транспорта (по выбору студента) 135. Характеристика развития газодобывающей промышленности. 136. Характеристика строительного комплекса России. 137. Характеристика тепловой энергетики России 138. Характеристика транспортного комплекса Российской Федерации. 139. Экономико-географические особенности сопредельных государств (на примере Молдовы)
Щ 140. Химический комплекс России: состав, факторы размещения производств, география отраслей. 141. Цветная металлургия: типы предприятий и принципы их размещения, основные черты современного развития 142. Черная металлургия: состав, типы предприятий и принципы их размещения, основные черты современного развития, металлургические базы России. 143. Экологические проблемы РФ 144. Экономико-географические особенности сопредельных государств (на примере Казахстана)
Э, Ю, Я 145. Экономическая оценка и особенности размещения сырьевой базы, используемой в химической промышленности. 146. Экономическая оценка природных ресурсов. 147. Экономические факторы, определяющие развитие и размещение отраслей химической промышленности. 148. Экономическое районирование России 149. Электроэнергетика. Особенности размещения различных видов электростанций. 150. Экономико-географические особенности сопредельных государств (на примере Узбекистана)

Выбор темы осуществляется по первой букве фамилии студента. Студент имеет право выбрать одну любую тему из шести предложенных в списке.

После того, как тема выбрана, следует приступить к выполнению заданий. Будьте внимательны при выборе варианта!!!

Задание 1. Создание электронной презентации.

Создать электронную презентацию в программе Microsoft PowerPoint по выбранной теме. Количество слайдов в презентации не менее 12. Слайды должны содержать текст, карты, схемы, фотографии, графики, таблицы, рисунки, организационные диаграммы и т.д. В слайдах презентации должны быть эффекты анимации. Если все слайды содержат только текст, то задание считается не выполненным. Презентация может быть настроена для ручного или автоматического просмотра. Все слайды презентации должны быть в одном файле, который следует скопировать на электронный диск (CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW) и приложить к работе.

Задание 2. Составление географической карты (картосхемы).

Географическую работу обязательно должна сопровождать карта (картосхема). Особое внимание надо обратить на картографическое оформление. Если это полноценная карта (из атласа), то в ней должны указываться координаты. Если это картосхема (из учебника или журнала), то координаты можно не указывать, но тогда необходимо обозначить масштаб.

На карте (картосхеме) сначала проводят границы, выделяя их цветом. Затем цветным карандашом выделяют необходимый фон. Далее наносят объекты – горы, реки, озера, города, экономические значки и т.п., но выбирают для нанесения только те объекты, которые необходимы в пределах выбранной темы (например, если тема посвящена полезным ископаемым, нужно нанести значки полезных ископаемых, но нет нужды подписывать реки). Последними подписываются названия. Их следует, по возможности, ориентировать по параллелям или строго горизонтально, так же, как это делается в атласах. Названия государств должны быть большего размера, чем названия городов. Наносить названия нужно печатными буквами.

Ни в коем случае не использовать карты, вырезанные из атласов или учебников!

Все карты должны быть пронумерованы и подписаны, например, «Рис. 3 Химическая промышленность Урала». Если карта берется из атласа, то нужно указать этот источник в списке литературы.

Задание 3. Составление теста.

В третьем задании студенту предлагается самостоятельно составить тестовые задания по той теме, что была выбрана для первого задания. Тестовые задания могут представлены в различных формах:

Пример тестового задания закрытой формы:

Найдите ошибку в сочетаниях «металл – район его производства»:

1. медь, никель – Урал, Кольский полуостров, север Красноярского края

2. алюминий – Центральная Россия

3. цинк, свинец – Урал, Алтай, Приморский край

4. титан, магний – Урал

5. олово – Сибирь и Дальний Восток

Пример тестового задания на установление соответствия:

Тестовые задания такого рода предполагают найти соответствие между перечнями двух рядов терминов или названий по следующей форме:

Найдите соответствие между странами:

А/Катар__________;

Б/ Замбия_________;

В/Япония_________;

Г/Науру__________;

Д/ Колумбия______;

Е/Кения__________;

Ж/ Канада________.

и отраслями их международной специализации:

1. электроника; 2. Нефтедобыча; 3. Добыча фосфоритов; 4.Зерновоехозяйство; 5. Выращивание кофе; 6. Добыча медных руд; 7. Добыча железных руд; 8. Выращивание чая.

Пример тестового задания с необходимостью выбора варианта ответа «верно» или «неверно»

«В настоящее время в России большая часть электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях»

1. верно

2. неверно

Пример тестового задания , составленного по форме: «Определите понятие»

Естественный прирост – это:

1. увеличение численности населения страны за определенный период времени

2. число родившихся за определенный период времени

3. разница между рождаемостью и смертностью

4. отношение рождаемости к смертности

5. увеличение числа лиц молодых возрастов

6. количество людей, въехавших в страну в течение года

Пример тестового задания на установление правильной последовательности.

Расположите города по местоположению — от самого северного до самого южного:

1. Краснодар

2. Красноярск

3. Санкт-Петербург;

4. Екатеринбург

5. Курган

6. Магадан

Всего должно быть составлено 15-20 тестовых заданий. Обязательно использование разных форм.

Требования к работе

При написании контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

Работа должна быть выполнена на основе учебной, монографической, периодической и справочной литературы. Необходимо ознакомиться с содержанием теоретических вопросов по учебнику, затем посмотреть словари, справочники, монографии, статьи в газетах и журналах. Изучение литературы включает чтение, конспектирование, выборку отдельных положений, фактов, статистических данных и их обработку.

Подобранная литература оформляется в соответствии с общепринятыми правилами библиографии: указывается фамилия, имя, отчество автора, название книги или статьи, место издания (город), издательство, год издания.

В списке литературы использованные источники располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по первым слогам заглавий книг и статей, если автор не указан. В работе должно быть использовано не менее 5-ти источников.

Наши рекомендации