Методические указания по выполнению домашней контрольной работы
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ и задания
для выполнения контрольной работы
по дисциплине «информационные технологии в профессиональной деятельности»
для студентов заочного отделения
по специальности 080110
ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................................................. 3
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.............................................................................................................................................................. 6
3. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»......................................................................... 7
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №1
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».................................................................................................................................. 9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования выпускник по специальности 080110 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" в области специальным дисциплинам должен
Иметь представление:
- о перспективах адаптации российской системы бухгалтерского учета к Международным стандартам;
знать:
- Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»;
- основные требования к ведению бухгалтерского учета, объекты учета;
- нормативные акты, регулирующие отношения организации (предприятия) и государства;
- положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;
- первичную и сводную учетную документацию;
- информационную базу и приемы экономического анализа; его виды и особенности;
- методику проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;
- налоговое законодательство Российской Федерации, основные понятия теории налогообложения, порядок взимания налогов с юридических лиц и граждан, структуру налогообложения; Налоговый Кодекс Российской Федерации;
- основные положения законодательства об аудиторской деятельности в Российской Федерации, порядок ее осуществления, стандарты аудита и этику аудитора;
- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности бухгалтера;
уметь:
- документально оформлять и отражать на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и т.д.;
- составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность;
- проводить инвентаризацию имущества и обязательств;
- использовать экономическую, нормативно-управленческую документацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности;
- проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности организации;
- оценивать ликвидность и платежеспособность организации;
- пользоваться нормативными документами и инструкциями Государственной Налоговой инспекции Российской Федерации, регулирующими механизм и порядок налогообложения;
- использовать программное обеспечение для ведения бухгалтерской отчетности;
- применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
В соответствии с этим в содержание дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" должны быть включены следующие темы: информационные коммуникационные технологии, их основные принципы, методы, свойства и эффективность; автоматизированные рабочие места (АРМ), их локальные и отраслевые сети; прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы в области бухгалтерского учета; интегрированные информационные системы; проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ по отраслям и сферам деятельности; экспертные системы и системы поддержки принятия решений, моделирования и прогнозирования в профессиональной деятельности.
На основании вышеизложенного предлагается для изучения в курсе АСОИ включить прикладные программы общего назначения, которые могут быть использованы для проведения экономических и бухгалтерских расчетов и обработки информации (для изучения предлагается табличный процессор Excel ), а также специализированные прикладные программы для обработки финансово-экономической информации (рекомендуется пакет программ "1С:Бухгалтерия").Почему именно эти программы выбраны для включения их в курс АСОИ.
Одной из самых оригинальных идей в области информационных
технологий стала идея электронной таблицы. Лидером в ряду табличных процессоров сегодня является Microsoft Excel. Excel относится к программным средствам, автоматизирующим табличные расчеты, что значительно может олегчить работу бухгалтеров. Помимо основной функции, присущей любому табличному процессору ,- создание, редактирование и печать таблиц- эта программа выполняет ряд дополнительных и весьма полезных функций , а именно построение диаграмм, создание рисунков, создание баз данных и работа с ними .
Вычислительные возможности программы Excel, объединенные с бога-
тым набором функций , присущих текстовому и графическому редакторам, позволяют создавать любые документы, содержащие текстовые,
числовые данные, рисунки, диаграммы.
MS Excel работает в среде Windows. Для полного использования всех возможностей Excel необходим процессор не ниже Intel Р4 с оперативной памятью не менее 512 Мбайт, мышь, желателен принтер.
Компьютерных программ для ведения бухгалтерии очень много. Все они по-своему хороши и одновременно плохи. Идеальной программы пока не существует . К сожалению, в рамках курса " Автоматизированные системы обработки экономической информации " нет никакой практической возможности продемонстрировать особенности организации ведения учета не то что во всех , но даже в нескольких бухгалтерских программах. В связи с этим авторы решили раскрыть основные приемы работы на персональном компьютере на примере одной программы- "1С:Бухгалтерия ".Почему именно "1С:Бухгалтерия" ?
Во-первых, на сегодняшний день это самая распространенная бухгалтерская программа. Она достаточно универсальна, о чем свидетельствует тот факт, что ею пользуются уже более 100000 бухгалтерий предприятий различных сфер деятельности.
Во-вторых, программа весьма проста для освоения. Приемы работы интуитивно понятны для пользователя-непрофессионала в области вычислительной техники. Более глубокое освоение программы может происходить постепенно по мере работы с ней.
В-третьих, программа рассчитана на малые и средние предприятия, где наиболее ощутим дефицит в квалифицированных бухгалтерских кадрах, владеющих навыками работы на персональном компьютере.
Ну и последний, не маловажный аргумент состоит в том, что программа стоит очень дешево и потому доступна многим.
Практические работы по пакету бухгалтерских программ построены таким образом, что в них от начала до конца рассматривается сквозной практический пример ведения учета на условном предприятии. Это позволяет имитировать работу бухгалтера в условиях, приближенных к реальным, и совершить переход от ручного ведения бухгалтерского учета к машинному на примере вполне реальных задач.
Практические работы по программе "1С: Бухгалтерия" построены на использовании "Учебного практикума по ведению бухгалтерского учета в "1С:Бухгалтерии", изложенного в учебном пособии Э.А.Умновой и Д.В.Чистова "Бухгалтерский учет на персональной ЭВМ ".Поскольку в данных рекомендациях имеются ссылки на это пособие, при проведении практических работ необходимо иметь и его.
Дисциплина изучается в четвертом семестре. Изучение дисциплины предусматривает кроме изучения теоретического курса выполнение практических заданий. Завершается изучение дисциплины сдачей экзамена.
На заочном отделении предусмотрено выполнение контрольной работы по данной дисциплине.
Методическая разработка предназначена для использования в качестве пособия при выполнении контрольной работы и способствует приобретению практических навыков работы с операционной системой Windows и компонентов пакета Microsoft Office Word и Excel. Методическая разработка рекомендована для выполнения практических заданий по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» студентами 4 курса заочного отделения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа по информационным технологиям для студентов заочной формы обучения составлена в соответствии с учебным планом и предусматривает практическое закрепление и контроль полученных студентами знаний. Работа содержит 10 вариантов по 3 задания в каждом (один теоретический вопрос и два практических задания) и выполняется с помощью компьютера.
Теоретическая часть выполняется самостоятельно с использованием литературы. Номер теоретического вопроса выбирается в соответствии с последней цифрой в номере зачетной книжки (он соответствует номеру личного дела).