Дисциплина экономическая теория
Предмет и метод экономической теории как науки. Экономические ресурсы, их ограниченность, проблемы выбора: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, экономические риски и неопределенности. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Экономические блага и их классификация, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ; фактор времени и дисконтирование, номинальные и реальные величины, кругообороты благ.
Рынок, условия его функционирования. Роль денег в рыночной экономике. Основные черты рыночной экономики. Рыночное равновесие. Избыток и дефицит. Закон спроса, предложения. Теория поведения потребителя и производителя. Ценовая эластичность спроса. Факторы ценовой эластичности спроса. Предельная полезность и закон ее убывания.
Издержки и прибыль. Экономические и бухгалтерские издержки, их природа. Постоянные и переменные издержки, средние и предельные издержки. Монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация, монополистическая конкуренция. Антимонопольная политика.
Факторы производства. Рынок труда и заработная плата. Виды рынков, факторов производства, рента, бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения. Ссудный капитал и процент.
Понятие предприятия, концентрация и централизация производства, открытие и закрытие предприятия; санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая.
Номинальный и реальный ВНП, структура ВНП. Накопление капитала и экономический рост. Экономический рост и его нестабильность, цикличность, ее причины.
Безработица, ее виды и измерение. Инфляция и ее виды. Инфляция спроса и инфляция издержек. Классический и кейнсианский взгляды на макроэкономические процессы. Модель совокупный спрос - совокупное предложение.
Сбережения и инвестиции. Фискальная политика. Бюджет. Недискреционная фискальная политика.
Госбюджет и проблема дефицита и государственного долга. Банковская система. ЦБ и его структура. Денежный мультипликатор. Операции на открытом рынке. Дисконтная политика ЦБ.
Дисциплина МАРКЕТИНГ
Определение понятия маркетинга. Маркетинг как наука. Краткая историческая справка о развитии маркетинга. Социально-экономические основы маркетинга. Особенности маркетинга. Понятия маркетинга. Основные принципы и функции маркетинга. Виды маркетинга.
Управление маркетингом. Специфические функции управления маркетингом. Концепции управления маркетингом, их содержание. Цели системы маркетинга. Содержание процесса управления маркетингом. Анализ рыночных возможностей. Отбор целевых рынков. Разработка комплекса маркетинга. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Маркетинговая информация. Источники маркетинговой информации, ее анализ. Информационное обеспечение маркетинга на базе мировых информационных ресурсов. Маркетинговое исследование. Определение проблемы и целей исследований. Разработка плана маркетингового исследования.
Структура окружающей маркетинговой среды. Основные факторы микросреды функционирования предприятия. Основные факторы макросреды функционирование предприятия. Развитие международной окружающей маркетинговой среды. Особенности отечественной окружающей маркетинговой среды.
Определение потребительского рынка. Модель покупательского поведения. Характеристики покупателя. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение. Процесс принятия решения о покупке: поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке. Принятие решения о покупке товара-новинки.
Понятие, сущность, цель и необходимость сегментации рынка. Условия и принципы сегментации рынка. Выбор целевых сегментов рынка. Недифференцированный, дифференцированный, концентрированный маркетинг; их преимущества и недостатки. Выявление наиболее привлекательного сегмента рынка. Позиционирование товара на рынке.
Определение товара. Классификация товаров. Товары широкого потребления. Товары промышленного назначения. Марочный товар. Упаковка товара. Товарный ассортимент, товарная номенклатура. Разработка продукции. Решения о производстве товаров и общественно-государственная политика. Понятие «новый товар» этапы разработки товара-новинки. Разработка стратегии маркетинга по выходу на рынок с новым товаром. Жизненный цикл товара. Этапы жизненного цикла товара.
Рыночное ценообразование, виды цен. Роль ценовой политики. Направления ценовой политики. Факторы ценообразования. Основные подходы к ценообразованию. Спрос и предложение, их влияние на цену. Ценовая эластичность спроса. Оценка издержек. Анализ цен конкурентов. Стратегия установления цен на новые товары. Стратегия ценообразования в рамках товарной номенклатуры. Стратегия корректирования цен. Изменения цен, реакция конкурентов на изменение цен.
Каналы распределения. Их функции. Посредники. Уровни каналов распределения, их число. Вертикальные маркетинговые системы. Виды вертикальных маркетинговых систем. Горизонтальные маркетинговые системы. Условия их возникновения. Многоканальные маркетинговые системы. Понятие товародвижения. Цели и функции товародвижения. Природа и значение розничной торговли. Виды розничных торговых предприятий, способы их классификации. Маркетинговые решения розничной торговли. Природа и значение оптовой торговли. Функции оптовой торговли. Виды предприятий оптовой торговли, их классификация. Маркетинговые решения оптовой торговли.