Основные термины и определения. Планирование,как начальная функция управления,представляет собой процесс опреде-ления целей, которых предприятие намеревается достичь за определенный период
Планирование,как начальная функция управления,представляет собой процесс опреде-ления целей, которых предприятие намеревается достичь за определенный период, постановки задач, подлежащих решению для реализации этих целей, а также указания способов и средств их достижения.
Перспективное планированиена предприятии является долгосрочным и среднесроч-
ным.
Долгосрочный планвыражает преимущественно стратегию развития предприятия и име-ет более концептуальный характер, а необходимый цифровой материал используется лишь для обоснования конкретных наиболее важных решений.
Среднесрочный план–это детализированный стратегический план на первые годы дея-тельности предприятия.
Текущее планированиесостоит в разработке планов на всех уровнях управления пред-приятием и по всем направлениям его деятельности на более короткие периоды (год, квартал, месяц), т.е. краткосрочных планов.
Оперативное планирование–разновидность текущего планирования,отражающая ка-лендарное согласование производственного процесса между структурными подразделениями с учетом последовательности его операций и технических параметров и охватывающая очень ко-роткие периоды времени (месяц, декада, неделя, сутки, смена).
Стратегические планыпозволяют определить наиболее эффективное направление хо-зяйственной деятельности предприятия на перспективу.
Тактические планыявляются инструментом конкретизации,детализации и развития(дополнения) заданий стратегического (долгосрочного) плана.
Стратегическое планированиепредставляет собой совокупность систематизированных
и взаимосогласованных действий и решений высшего руководства по определению долгосроч-ных целей и направлений (стратегии) развития предприятия.
Стратегия предприятия–это генеральный план действий,определяющий приоритетыразвития предприятия, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Она определяет правила и приемы, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития предприятия.
Тактическое планированиена уровне хозяйствующего субъекта–это принятие решенийо том, как должны быть распределены ресурсы предприятия для достижения стратегических целей.
Плановые показателиформируют систему сбалансированных и взаимосвязанных оце-ночных характеристик того, что необходимо достичь и выполнить в течение планируемого пе-
риода, т.е. плановых заданий.
Производственная программа–план производства продукции на определенный кален-дарный период – содержит плановые показатели объема выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении определенной номенклатуры, ассортимента и установленного каче-ства.
Оперативное планированиезаключается в календарной увязке производственного про-цесса, выполняемого в структурных подразделениях предприятия вплоть до рабочих мест, с учетом последовательности изготовления продукции и ее составных частей, длительности об-работки и сборки.
Календарное планирование–первый этап оперативного планирования,на котором раз-рабатываются оперативные планы и графики изготовления и выпуска продукции
Диспетчеризация–второй этап оперативного планирования,характеризуемый непре-рывным оперативным учетом, контролем и регулированием выполнения оперативных планов или хода производства.
Бизнес-планирование–это упорядоченная совокупность стадий и действий,связанных сситуационным анализом окружающей среды и формированием бизнес-идеи, постановкой целей
бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижени-ем бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, кон-тролем за его выполнением.
Бизнес-план–краткое,точное,доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса(бизнес-идеи), – документ, описывающий все основные аспекты деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяющий способы ре-шения этих проблем.