Примерный перечень вопросов, подлежащих изучению на 1-м курсе
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Саратовский государственный аграрный университет
Имени Н.И. Вавилова
Факультет менеджмента и агробизнеса
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета Проректор по учебной работе
___________ / Воротников И.Л./ ____________ / Ларионов С.В./
«___» __________2009 г. «___» ___________2009 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Наименование практики: учебно-коммерческая в торговом предприятии
Для специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров»
Кафедра «Товароведение экспертиза товаров»
Курс 1,2
Семестр 2,4
Продолжительность практики 2 недели
Форма итогового контроля: зачёт – 2,4 семестр
Программу составила: доцент Трыкова Т.А.
Саратов 2009 г.
Программа учебной практики рассмотрена и одобрена:
на заседании кафедры
«28» августа 2009 г., протокол № 1
Зав. кафедрой________________________ Богатырев С.А.
на заседании методической комиссии факультета
«22» октября 2009 г., протокол № 2
Председатель методической
комиссии факультета__________________ Богатырев С.А.
Программа производственной практики составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Товароведение и экспертиза товаров»
Запись сотрудника УОКО | |||||||
(должность) | (фамилия и.о.) | (подпись) | (дата) |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Задачи учебно-коммерческой практики....................………………….… 4
2. Место и сроки прохождения практики.......................…………………… 5
3. Руководство практикой.............................………………………………… 5
4. Содержание практики...................................………………………………. 6
4.1. Ознакомление с магазином, его устройством и оборудованием.......................................……………………………………….. …………….. 7
4.2. Ознакомление с организацией торгово-технологического процесса в магазинах и на складах.........................………………………………………... ….. 8
4.3. Ознакомление с современными формами продажи товаров и торгового обслуживания покупателей...................……………………………………….. 9
4.4. Ознакомление со складским хозяйством в торговле, его задачами и функциями на современном этапе..................………………………………….12
5. Обязанности студента при прохождении практики.....…………………… 13
6. Итоги практики..................................................……………………………. 13
Приложения.........................................................………………………………. 14
1. ЗАДАЧИ УЧЕБНО-КОММЕРЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Учебно-коммерческая практика является составной частью учебного процесса и проводится в соответствии с учебным планом после 1 и 2 курсов в летний период. Она организуется и проводится на основе «Положения о производственной практике студентов высших учебных заведений РФ», «Инструкции об организации производственной практики студентов высших учебных заведений Министерства сельского хозяйства РФ», учебного плана по специальности 080401.
Задачами практики являются: приобретение навыков коммерческой работы в торговых предприятиях, ознакомление с современными формами и методами организации торгового процесса, подбор материалов о различных аспектах деятельности коммерческого предприятия для использования в учебном процессе, приобретение опыта общественной, организаторской и воспитательной работы.
Ознакомительная практика предполагает работу студентов в качестве дублера продавца продовольственных, непродовольственных или смешанных групп товаров, администратора, кладовщика, экспедитора в магазинах, на складах крупных предприятий, оптовых базах.
В качестве индивидуального задания могут быть предложены: организация работы коллектива по обеспечению надлежащей культуры торговли, по изучению спроса покупателей, формированию оптимального ассортимента в магазине (на оптовой базе), по исследованию качества товаров, по совершенствованию хозяйственных связей и т. п.
Индивидуальная программа разрабатывается ведущим преподавателем - руководителем практики. Практика на 1-ми 2 курсах должна быть преимущественно групповой и носить ознакомительный характер.
2. МЕСТО И СРОКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Местами прохождения практики могут быть магазины различных форм собственности (федеральной, муниципальной, кооперативной, частной), а так же хладокомбинаты, плодоовощные базы, базы бакалейных, гастрономических, непродовольственных товаров и т.п. Торговые предприятия могут входить в состав акционерного общества, товарищества открытого или закрытого типов, кооператива, торгового дома и т.п.
При прохождении учебно-коммерческой практики студенты распределяются по рабочим местам в должности дублеров продавцов по реализации товаров, экспедиторов по приемке и транспортировке товаров. Допускается зачисление студентов -практикантов на вакантные должности в соответствии с графиком практики и оплатой труда по существующей тарифной ставке.
Практика проводится после 1 и 2 курсов в летний период времени в течение 4 недель. Примерное распределение времени: 22 дня в должности дублера продавца, работника склада или экспедитора. Возможна другая раскладка времени: 11 дней в должности дублера продавца и 11 дней дублером кладовщика (или экспедитора). Оформление дневника по практике и его защита - 2 дня.
Примерный перечень вопросов, подлежащих изучению и отражению в дневнике для 1 и 2 курсов приведен в приложении 1.
3. РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
Практикой руководят преподаватели кафедры «Товароведение и экспертиза товаров». На предприятиях торговли руководителями практики являются: директора (заведующие) магазинов, баз, товароведы, зав. отделами магазинов, имеющие высшее образование.
Руководитель практики от торговых предприятий устанавливает конкретный календарный план прохождения практики на каждом рабочем месте, а также уточняет рабочую программу практики с учетом специфики торгового предприятия. Руководитель знакомит с передовыми методами работы, охраной труда, консультирует по производственным вопросам, осуществляет постоянный контроль за работой практикантов, знакомит с организационно - методической литературой по вопросам развития торговли.
На каждом рабочем месте студент обязательно ведет дневник, где отмечает выполненную за прошедший день работу (прил. 2). В дневнике студенты должны указать, какую работу они выполняли, какие документы изучали, в решении каких практических ситуаций участвовали. При этом отмечаются положительные стороны организации торгово - технологического процесса, недостатки и вносятся конкретные предложения. Руководители практики не реже 1 раза в неделю проводят соответствующие отметки в дневниках, дают необходимые указания относительно дальнейшей работы.
В конце практики руководитель составляет заключение, где отмечает положительные стороны отработки программы по дублированию работы соответствующих должностных лиц, приобретению практических навыков оформления документов, принятию решений по разным вопросам торгово-технологического процесса, обоснованности выводов и предложений. Руководитель отражает в отчете недостатки выполнения отдельных заданий программы практики, уровень использования теоретических знаний в практической деятельности торгового предприятия.
В своем заключении лицо, возглавляющее практику от предприятия, проставляет зачет с дифференцированной оценкой. Заключение должно быть подписано руководителем и заверено печатью торгового предприятия.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
За период прохождения практики студент обязан ознакомиться с магазином, его устройством и оборудованием, приемкой, хранением и подготовкой товаров к продаже, организацией продажи товаров и обслуживанием покупателей. Также необходимо узнать порядок работы склада, функции экспедитора по приемке и доставке товаров, ознакомиться с основными нормативно-хозяйственными документами, правовым статусом торгового предприятия, организацией хозяйственных связей с поставщиками, другими сторонами организационно-управленческой деятельности предприятия.
За время прохождения практики студент должен научиться подготавливать товар к продаже и проводить оценку их качества, осуществлять реализацию товара, на высоком уровне обслуживать покупателей, работать с тарой, оформлять и читать коммерческо-правовые документы (заявки, акты, сертификаты соответствия, договоры, товарно-транспортные накладные, инвентаризационные описи, удостоверения качества, гигиенические сертификаты, ветеринарные свидетельства, санитарные правила и нормы), принимать товар по количеству совместно с товароведами или экспертами бюро товарных экспертиз торгово-промышленной палаты, осуществлять организационные меры по соблюдению правил хранения товаров. Необходимо научиться работать на кассовых аппаратах и правильно использовать весоизмерительные приборы.
4.1. Ознакомление с магазином, его устройством и оборудованием
Изучите основные данные, характеризующие магазин: месторасположение (адрес), правовой статус, архитектурно-планировочные данные, торговую площадь, кассовое, весоизмерительное и торгово-технологическое оборудование, структуру ассортимента (широта, глубина, насыщенность, гармоничность, новизна), формы продажи товаров, требования санитарии, охрану труда и технику безопасности, рекламно-информационную работу и др.
Сделайте выводы о соответствии технического оснащения магазина примерным нормам, требованиям торгово-технологического процесса и труда работников предприятия.
Студент должен знать типы торговых предприятий для городской и сельской местности.
В соответствии с номенклатурой основных типов магазинов, с учетом ассортиментного профиля, размером торговой площади, определите к какому типу (основному или дополнительному) относится магазин. Приложите к дневнику схему планировки торгового зала магазина, расположение узлов расчета, оборудования, направление покупательских потоков.
Обратите внимание на факторы, определяющие условия труда, соблюдение санитарно-гигиенических норм и психофизиологических условий (режим труда и отдыха, эстетика оформления помещения, интерьер, оборудование). Внесите предложение по повышению уровня организации работы и обслуживания покупателей.
4.2. Ознакомление с организацией торгово-технологического процесса
в магазинах и на складах
Технологический процесс в торговле с помощью совокупности различных способов и средств призван завершить производство и перемещение товарной массы, обеспечить ее реализацию конечным потребителям.
Изучите принципы организации торгово-технологического процесса, его основные требования к подготовке товаров к продаже и реализации, к обслуживанию покупателей.
Примите участие в приемке и документальном оформлении 2-3-х партий товаров по количеству и качеству (совместно с товароведом или инспектором Роспотребнадзора, экспертом бюро товарных экспертиз или торгово - промышленной палаты). Одновременно определите участие в работе с тарой. Сделайте выводы о соблюдении сроков и правил приемки товаров и тары.
В дневник укажите дату поступления товаров, наименование и номер документа, по которому получен товар, ассортимент продукции, лиц, принимавших участие в приемке товаров (накладная, счет - фактура, товарно - транспортная накладная, акт на несоответствие товаров данным сопроводительных документов, сертификат соответствия или акт экспертизы Роспотребнадзора и др.), приложите их к отчету.
Изучите документы, регламентирующие приемку товаров: инструкции Госарбитража о порядке приемки продукции потребления по количеству и по качеству, ГОСТы и ТУ, технические регламенты, содержание требования по организации, маркировке, транспортированию, хранению, продаже.
При приемке товаров по качеству укажите номера стандартов и других нормативных документов, которыми руководствовались члены комиссии.
Укажите поставщиков товаров низкого качества, меры воздействия на них со стороны работников магазина. Отразите организацию оборота тары в магазине, его документальное оформление, мероприятия по сокращению потерь тары. Ознакомьтесь с наличием товарных запасов и режимов, сроками хранения товаров, основными видами потерь, образуемых при этом, и соответствием их нормам. Внесите конкретные предложения по совершенствованию работы в магазине по приемке, хранению и подготовке товаров к продаже.
4. 3. Ознакомление с современными формами продажи товаров и торгового обслуживания покупателей
Основные вопросы для изучения: формы розничной продажи товаров, характеристика услуг, оказываемых покупателям в магазине, внемагазинное предложение товаров, задачи и подходы к изучению потребителей, система защиты прав потребителей, психологические аспекты деятельности продавца, рекламная деятельность.
При этом основное внимание уделите вопросам организации, размещения и выкладки товаров в торговом зале, продажи, организации системы расчета с покупателями.
Проанализируйте соблюдение правил продажи товаров, порядок расчета с покупателями, качество оформления торгового зала магазина, витрин, выкладки товаров, наличие ценников на товары и различных маркировочных данных. Проверьте выполнение правил обмена товаров. Покажите 2-3 ситуации из практики работы магазина по обмену товаров.
Повышению культуры торгового обслуживания населения, увеличению объема продажи товаров и росту прибыли способствует рациональная организация предоставления покупателям разнообразных услуг. Необходимо изучить примерный перечень наиболее значимых и распространенных платных услуг. Покажите возможность внесения их новых видов прокат товаров, кредитование покупки, страхование, безналичный расчет и т. д.
Перечислите дополнительные услуги, оказываемые покупателям в магазине, отметьте их эффективность, сделайте выводы о соответствии их примерному перечню.
Внемагазинное предложение товаров максимально приближает пункт продажи к потребителю: продажа товаров на ярмарках, через мелкорозничную сеть, в транспортных средствах, путем посылочной торговли, по телефону, через автоматы, на дому по каталогам, через сеть интернет и др. Внесите конкретные предложения по улучшению внемагазинной продажи товаров.
На современном этапе во главу угла ставятся проблемы изучения самого покупателя, его запросов, мнений, предпочтений. Основные вопросы, которые следует изучить: как реагируют потребитель на различные характеристики товара, цену, рекламу и прочее, кто покупает, как, когда, где и почему.
На покупательское поведение оказывают влияние факторы культурного порядка, а также социальные, личностные, психологические. Необходимо уметь оценить влияние этих факторов на моделирование процесса покупки.
Для большей и полной удовлетворенности потребительских запросов проводится дифференциация потребителей (типология), т. е. выявление однородных групп (сегментация рынка) по полу, возрасту, национальным особенностям, религиозным убеждениям, традициям, привычкам и т. п.
Изучение поведения покупателей является составной частью формирования и прогнозирования спроса населения и, следовательно, оптимизации ассортимента товаров в производстве и каналах торговли.
В процессе реформирования экономики в стране усиливается одновременно общественное влияние на улучшение качества товаров, обслуживание населения, защиту прав и интересов потребителей, вырабатывается система защиты потребителей, создаются потребительские организации.
Необходимо ознакомиться с Законом РФ «О защите прав потребителей», который введен в действие с 1 мая 1992 г. Введенная в стране обязательная сертификация товаров и услуг направлена на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей.
Следует изучить цели и задачи, а также особенности создания и функционирования общества защиты прав потребителей в своем регионе.
Примите участие в обслуживании покупателей. Опишите ситуации, связанные с претензиями по вопросам организации продажи товаров и обслуживания, укажите роль работника магазина по их решению.
В процессе продажи товаров возможны конфликты между продавцами и покупателями. Продавец обязан обслуживать любого покупателя, иными словами, он вынужден общаться с силу своих обязанностей. Продавец должен научиться анализировать структуру и динамику конфликта для того, чтобы иметь возможность предотвратить развитие возникающих неблагоприятных ситуаций. Это такие средства как: объективность и уступчивость, ясность и доброжелательность, дистанция и самообладание.
Профессиональная психологическая готовность продавца к работе характеризуется выполнением комплекса задач на каждом этапе купли - продажи. На предварительном этапе продавец должен подготовиться к встрече покупателей, обеспечить условия, благоприятные для купли-продажи. На начальном этапе продавец должен оценить покупателя, создать у него положительное впечатление о магазине и о себе. На основном этапе продавец обязан стимулировать создание модели обладания, расширить при необходимости модель поиска, способствовать принятию решения о покупке. На завершающем этапе продавцу следует проявить заботу о положительной реакции покупателя на принятое им решение, предложить сопутствующие товары, смягчить недовольство при отсутствии товара.
Процесс купли-продажи служит основой анализа успехов или неудач, целенаправленному обогащению профессионального опыта продавца.
Эффективность управления психологическими аспектами розничной продажи товаров может быть оценена на основе сравнения уровня культуры торгового обслуживания, величины доходности предприятий торговли и их конкурентоспособности.
Проанализируйте уровень культуры обслуживания покупателей в магазине по следующим показателям: постоянство ассортимента товаров в соответствии с утвержденным перечнем, использование современных форм продажи, дополнительные услуги, затраты времени покупателей на покупку, качество труда коллектива. Изучите записи в книге жалоб и предложений.
4.4. Ознакомление со складским хозяйством в торговле, его задачами и функциями на современном этапе
Основные вопросы для изучения: роль, виды, функции складов в процессе товарного обращения; принципы размещения и планирования складской сети; развитие складского хозяйства и его совершенствование.
Складское хозяйство торговли является составной частью ее материально-технической базы и играет важную роль в доведении товаров до розничной торговой сети. Основное назначение складов - хранение запасов товаров и преобразование товарных потоков для их рационального движения в районы потребления, обеспечение бесперебойного снабжения розничных организаций и предприятий.
Дайте характеристику склада: район деятельности, товарный профиль, подчиненность, степень хозяйственной самостоятельности, устройство складов, виды помещений, техническое оснащение.
Изучите функции основных категорий работников склада, организацию охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты на складе.
В отчете дайте характеристику подъездных путей, выполняемые функции склада (подсортировочно-распределительные, транзитно-перевалочные, длительного хранения), его принадлежность (индивидуального пользования, объединенный склад).
Сделайте вывод о технической оснащенности склада, эффективности использования различных видов оборудования, о проводимых мероприятиях по охране труда, инструктаже по технике безопасности, укажите применяемые средства противопожарной защиты и сохранения экологической чистоты, определите уровень автоматизации и компьютеризации.
5. ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
В процессе прохождения практики студент обязан: полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики; подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка; изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии; соблюдать высокую культуру в работе с потребителями; систематически отчитываться перед руководителем практики о проделанной работе за данный отрезок времени; нести равную ответственность за выполняемую работу и ее результаты со штатными работниками (кроме материальной); вести дневник, в котором записываются необходимые цифровые материалы, данные о выполнении всех заданий, с последующим представлением на кафедру.
6. ИТОГИ ПРАКТИКИ
В конце практики студент завершает оформление отчета с критическими замечаниями, выводами и предложениями, готовит дневник практики с ежедневным указанием проделанных мероприятий. Дневник заверяется подписью и печатью руководителя практики от предприятия.
Руководитель от торгового предприятия составляет также краткую характеристику на студента и проставляет зачет с дифференцированной оценкой.
Руководитель - преподаватель от кафедры - проверяет отчет, пишет отзыв, проводит собеседование и организует защиту отчета, анализирует дневник, выявляет уровень приобретенных навыков и с учетом этих факторов выставляет оценку по 5-балльной системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерный перечень вопросов, подлежащих изучению на 1-м курсе
1. Ознакомление с магазином, его устройством и оборудованием
1.1. Характеристика торгового предприятия, правовой статуе, архитектурно планировочные данные
1.2. Характеристика торгово - технологического оборудования
1.3. Санитарные требования к магазину, обслуживающему персоналу, продавцам
1.4. Охрана труда и техника безопасности
1.5.Разработать планировку торгового зала магазина, расположение узлов расчета, оборудования, направление покупательских потоков
2. Ознакомление с организацией торгово - технологического процесса в магазинах и складах 2.1. Разработать схему торгово-технологического процесса продажи товаров в магазине: приемка, хранение, подготовка к продаже, реализация товаров, обслуживание покупателей 2.2. Краткая характеристика поставщиков товаров и производителей 2.3. Ознакомиться с товарными запасами и их нормативами; режимом и сроками хранения товаров на складах магазина 2.4. Изучить виды операций по подготовке товаров к реализации, отходы, образующиеся при этом, их допустимые нормы 2.5. Обратить внимание на правила продажи отдельных видов товаров 2.6 Ознакомление с современными формами продажи товаров и торгового обслуживания покупателей 3.1. Основные формы розничной продажи товаров: выкладка товаров, организация продажи и расчета с покупателями 3.2. Формы внемагазинного предложения товаров 3.3. Задачи и подходы к потребителю: реакция на характеристики товара, цену, рекламу и т.д. (кто покупает, как, когда, где и почему) 3.4. Ознакомление с Законом РФ «О защите прав потребителей» 3.5. Изучить нормативные документы на лицензирование торговой деятельности на территории Саратовской области 3.6. Личное участие в обслуживании покупателей, разборе претензий к качеству товаров, организации продажи 4. Ознакомление со складским хозяйством в торговле, его задачами и функциями на современном этапе 4.1. Характеристика склада: товарный профиль, устройство, техническое оснащение 4.2. Организация охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты на складе Примерный перечень вопросов, подлежащих изучению на 2-м курсе 1. Ознакомление с магазином, его устройством и оборудованием 1.1. Анализ структуры ассортимента 1.2.Ознакомление с формами продажи товаров 1.3.Рекламно-информационная работа 1.4.Знакомство с номенклатурой типов магазинов 1.5. Изучить факторы, определяющие условия труда (режим труда и отдыха; эстетика оформления помещения и т.п.) 2. Ознакомление с организацией торгово - технологического процесса в магазинах и складах 2.1. Личное участие в приемке товаров по количеству и качеству; работа с тарой 2.2. Документальное оформление приемки: количество, вид сопроводительных документов и регламентирующих порядок приемки, содержащих требования по организации, маркировке, транспортированию, к условиям и срокам хранения и продажи 2.3. Ознакомиться с правилами поставок товаров и с нормативно-технической документацией на соответствующий товар 2.4. Краткая характеристика поставщиков товаров и производителей 3.1. Характеристика услуг, оказываемых покупателям в магазине, как формы повышения культуры обслуживания 3.2. Задачи и подходы к потребителю: реакция на характеристики товара, цену, рекламу и т.д. (кто покупает, как, когда, где и почему) 3.3. Ознакомление с Законом РФ «О защите прав потребителей» 3.4. Изучить нормативные документы на лицензирование торговой деятельности на территории Саратовской области 3.5. Личное участие в обслуживании покупателей, разборе претензий к качеству товаров, организации продажи 3.6. Анализ психологической деятельности продавца 3.7. Анализ культуры обслуживания покупателей: ассортимент товаров в магазине, форма продажи, вид услуги, затраты времени покупателя, качество труда коллектива 4. Ознакомление со складским хозяйством в торговле, его задачами и функциями на современном этапе 4.1. Характеристика склада: товарный профиль, устройство, техническое оснащение 4.2. Назначение склада: хранение и преобразование ассортимента 4.3. Функции основных категорий работников склада |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2